"Я всегда мечтала побывать на этом фестивале. Сейчас мне 32 года, и вот я
впервые тут", - на хорошем русском языке рассказывает Андреа, дочь шведского
посла в республиках Южного Кавказа, с которой мы случайно познакомились после
концерта Liars - а в данный момент минуем в ночи большую сцену Orange, куда
десятки тысяч людей пришли послушать стадионных электронщиков Chemical
Brothers. "А вы здесь впервые?" - интересуется она после того, как я, заорав
"знаю эту песню! my finger is on the button!", начинаю тихо приплясывать.
Нет, это мой четвертый Roskilde Festival, в общей сложности я провела на
нем 16
дней, и очередной год для меня уже немыслим без музыкального хэппенинга в
первой столице Дании.
Репортажи былых лет можно найти в архиве Звуков: Roskilde'05; Roskilde'06 (в 4-х
экземплярах: 1, 2, 3, 4); Roskilde'07 (здесь и здесь). Новая глава называется
"Roskilde-2008" - чтобы она выглядела живей и наглядней, я снабжу ее
любительскими фотками: про людей, про музыку и про ясное солнечное небо
"лучшего фестиваля в мире" (копирайт Нила Янга).
Если бы в этом году я поехала не по журналистской аккредитации - то мое
запястье выглядело бы точь-в-точь как у этой девушки.
Но на этот раз мои руки
выглядят так. Пластиковый браслет некомфортен - зато
дает ощутимые преимущества: когда нужно
быстро попасть со сцены Orange на сцену Arena - проход бэкстейдж экономит
драгоценные минуты.
Кстати, "засценное" пространство тянет на отдельный
фестиваль - по количеству людей (волонтеры, журналисты, изредка музыканты и
прочий люд) так и вовсе два петербургских Стереолета получаются. Расположен
бэкстейдж аккурат за Orange.
Бесплатный чай для волонтеров (их на Роскильде 25 тысяч:
теоретически, на каждого приходится примерно по 3 зрителя с купленными
билетами) всяким там журналистам нельзя пить - но кого это смущает?
Первым делом идем посмотреть на новомодную уэльскую поп-звездочку Duffy -
однако Арена уже забита под завязку, да так, что невозможно подобраться даже к
большим экранам, на которых транслируется сценическое действо. Поскольку
слушать "вслепую" белокурую протеже Бернарда Батлера скучно, мы перебираемся к
маленькой сцене Pavilion, где вот-вот начнут играть высокопарные копенгагенцы
Choir of Young Believers.
На самом деле, я долго выбирала между ними и местной знаменитостью, крунером с
Фарерских островов Teitur, который открывал в тот день Orange; но всего 5
песен, выложенных на myspace,
покорили настолько, что я отбросила лишние сомнения еще до того, как села в
самолет на Копенгаген. Choir of Young Believers играют
духоподъемно-душещипательный инди-поп на английском языке (в текстах песен они
меланхолично рефлексируют: should I kiss or break your neck?), красиво
аранжированный - с разнообразными струнными виньетками; их дебютный альбом
выйдет только в сентябре. На сцене, помимо братьев со сложной фамилией
Макригианнис и обязательной ритм-секции, целый мини-оркестр: две ударные
установки, трубач и девичья струнная секция (виолончель со скрипкой).
Посмотреть на земляков пришло, пожалуй, даже больше народу, чем парой дней
позже на Liars.
Ну 'Хор' и расстарался: играют чистенько, душевно; Яннис, лидер
бородатый их,
правда, не то чтобы харизматичен - зато песни пишет славные, такие и в одиночку
под гитару, без двух барабанов, не зазорно играть.
Перемещаемся в Odeon на
отшибе фестиваля:
там, прямиком с другого края
Атлантики, психоделические хиппи-рейверы, ранее известные под скучным именем
The Management, а ныне широко прославившиеся как M.G.M.T.
Эндрю в дурацкой бандане и Бен в дурацких шортах. Звук на
M.G.M.T. почему-то не
ахти (нечастое здесь явление); играет группа ровно и бесстрастно; патетичные
медляки "The Youth" и "Pieces of What" и вовсе звучат тускло.
Публика, явно
пребывая в состоянии ажитации (еще бы: дебютный альбом процентов на 70 чудо как
хорош), бодрым хором пропевает синтетический проигрыш в "Time to
Pretend": и не
менее бодро начинает сваливать сразу по окончании хита. А зря: по-настоящему
M.G.M.T. разворачиваются на последней "Kids" (это моя любимая у них песня;
качеством интонирования она напоминает шведский электро-дуэт The Knife). Для
начала Эндрю облачается в психо-пончо с блестками - и снимает темные очки:
Вообще-то, если верить youtube, к
моменту "Kids" дуэт иной раз набирается настолько, что вылезает петь в толпу,
плечом к плечу, в обнимку со зрителями. На Роскильде такие финты не поощряются;
мы так и взираем на M.G.M.T. снизу вверх - и все равно получается убойное действо.
Ну и, наконец, абсолютный хайлайт первого дня Roskilde - группа, та-дам,
фанфары, Radiohead: на которую я иду исключительно потому что а) популярные
шведские тру-рокеры The Hellacopters, даже и с прощальной гастролью,
выступающие одновременно на Арене, нравятся мне еще меньше; 2) как-то глупо
лишать себя возможности после говорить знакомым: ну видел я ваш радиохед,
ничего такого. За пару минут до начала концерта обнаруживаем, что над Orange
хулигански подвесили уточку.
На самом деле, придется признать: фантастическое по красоте двухчасовое
действо. Звук - чистый и сильный, как ключевой родник в дремучем лесу; никогда
такой не слышала. Песни - эдакий бест оф с вкраплениями новья из "In Rainbows":
даже я узнаю почти всё - и у меня начинает кружиться голова, можно закрыть
глаза и впасть в транс, настолько хорошо. Том Йорк исполняет инопланетные
танцы: его плавные пассы руками завораживают - рядом неистовствует худой гений
Джонни Гринвуд. На "Faust Arp" они остаются на сцене вдвоем - и
играют уже как
будто друг другу, интим.
Orange увешан какими-то стеклянными сталактитами; они переливаются разными
цветами - и особенно эффектно выглядят, когда над Radiohead сгущается полночь.
Картинка на двух больших экранах по бокам от сцены (еще один висит
непосредственно на заднике) поделена на 6 квадратов - и транслирует концерт в
ч/б цвете; тоже очень красиво.
Т.о. Radiohead как-то очень запросто воплощают в жизнь ДДТ-шный лозунг "наполним
небо добротой" - несмотря на то, что песни у них, понятно, не самые добрые да
бодрые. Завершается этот, без скидок, шедевральный концерт упоенным хоровым
синг-элонгом "Karma Police".
Я их как заново полюбила.
..Забыла заглянуть на предпоследнюю
страничку фестивальной программки - там,
особняком, расписание самой маленькой сцены Lounge, где выступают
преимущественно датские артисты. Поэтому теперь (второй день фестиваля, ближе к
часу дня) еду и нервничаю: успею ли на Jomi Massage?
Дородная блондинка Йоми известна по "датским Sonic Youth" Speaker Bite
Me, но ее сольное творчество (между нелюбимыми мной Пи Джей Харви и
Бьорк плюс
любимая Сэнди Диллон на той же завалинке) нравится мне больше.
Успеваю на вторую половину концерта: Йоми, что твоя примадонна, восседает на
стуле в окружении преданного бэнда и поет слегка истеричные бабские блюзы -
время от времени срывая ноты настолько пронзительные, что дух захватывает.
Лаунж переполнен местным населением; женщине в черном аплодируют неистово.
После идем в Odeon, смотреть еще одну девицу Kate Nash (в этом году Roskilde
эмансипирован до нельзя: количество поющих женщин бьет рекорды). Кейт -
согласно совокупному мнению муз.критиков (с которым сама артистка яро не
согласна) - эдакий Робби Уильямс в юбке. На местном ТВ, кстати, настырно крутят
рекламу альбома юной дебютантки из Великобритании.
Кейт, похоже, невесело; это и местная "Orange Press" на следующий день
отметила. Как-то очень буднично, разве только чередуя клавиши с гитарой, Кейт
поет свои замечательные песни - заметно раскочегарившись только к "Mariella".
Ну, мы сразу после нее
уходим; и от нечего делать забредаем в Pavilion, где
анонсированы некие немецкие пере-Mew/недо-Muse - Polarkreis
18. На сцену как раз
выходят гейского вида мужики в белом (особенно уморительно в этом контексте
выглядит плотненький бритый басист) - ну а вслед за ними появляется карикатура
на Илью Лагутенко, с улыбкой до ушей (почти в буквальном смысле) -
вокалист.
Вряд ли комический эффект - это то, чего добивались Polarkreis 18; но когда они
танцуют - меня трясет от хохота. А поп-музыка у них, к слову, вполне сносная и
даже, к чести их будет сказано, ближе к Mew, нежели к Muse.
Тогда мы возвращаемся в Odeon, где настраивается гитарист исландского барда
Мугисона (Mugison) - он к всеобщей радости, исполняет какие-то
блюзы. Тут меня одолевает ностальгия: несколько лет назад я уже видела Мугисона
на том же Роскильде - только в Павильоне; он тогда играл все больше соло -
и, согласно моим воспоминаниям, был похож "на спятившего Тома Уэйтса". Народу,
кстати, пришло в Павильон - кот наплакал. Сегодня третья по размеру сцена Odeon
забита; над толпой гордо реет флаг Исландии (на Роскильде вообще принято ходить
на концерты чуть ли не диаспорами), а также: надувной Вини-Пух. Понурый.
За отчетные годы бывший исландский рыбак оброс бэндом; кажется, обуржуазел;
стал безнадежно блюзовым; наконец, обзавелся дурацкой красной рубашкой. Короче,
концерт вышел - по-хорошему олдовый и мега-драйвовый.
В кульминации Орнелиус Гумунсон (настоящее имя Мугисона) заставляет
народ хором
спеть "singing-swinging-singing the blues" - скандинавы с задачей замечательно
справляются.
Мастера подрывного нео-соула, знаменитый фрик-дуэт Gnarls Barkley плюс наемный
бэнд тем временем собрали вполне себе аншлаг на Orange. Усталые волонтеры
пытаются не пускать страждущих под сцену - там и так густо; но оцепление
некрепкое - поэтому пока одному объясняют, почему под сцену ходить нельзя -
десять без зазрения совести прорываются. Ну и мы с ними. "И кто из них Баркли?"
- спрашивает подруга, разглядывая странную парочку, Danger Mouse за фоно и
круглобокий Cee-Lo Green на вокале.
"Как много отличных сисек!" - говорит фестивалю Cee-Lo (он вообще очень много
говорит - на двоих хватает). По слухам, (мы из-за Мугисона не успели к началу)
Gnarls Barkley пели кавер на радиохедовскую
"Reckoner" - подхалимаж чистой воды! И все равно
после "Crazy" пространство перед сценой заметно редеет. А зря: отличные
соул-танцы под палящим солнцем.
Попсовый французский дуэт AaRON, к сожалению, отменили, так что мы успеваем
походить по фестивальной барахолке. В этом году особенно много вещей, которые
хочется купить - и особенно мало крон в кармане. На барахолке можно найти все
что угодно,
даже Чужого.
И тут я впервые попадаю на сцену под названием Astoria - там должны выступать
американские абстракционисты Sunburned Hand of the Man. Накануне приятель,
который видел их в Амстердаме что ли, прислал смс: "чистый эксперимент, музыки
нет, но смотреть интересно". Я удобно устраиваюсь на деревянных ступенях
Астории, готовясь, как говорится, "втыкать в искусство". И тут они анонсируют:
будем, мол, играть саундтрек к фильму Айры Коэна "The Invasion of Thunderbolt
Pagoda". У меня, надо заметить, есть это редкое произведение на dvd - "The
Invasion:" был снят в конце 60-х, считается чуть ли не первым психоделическим
фильмом.
После выступления Sunburned Hand of the Man мне захотелось его пересмотреть.
На большом экране показывают вышеупомянутый наркоманский шедевр; Sunburned
играют музыку, лишенную структуры, аморфную, как ускользающий утренний сон;
совершают странные, как будто ритуальные движения с рогатиной и гипсовым
бюстом.
По окончании саундтрека "new weird Americans" играют еще одну длиннющую
композицию: похоже, этих очень добрых, по виду, людей не смущает, что они уже
распугали почти всю публику; а на полу в конвульсиях бьется какая-то полоумная
девица. Оторваться от этого странного перфоманса решительно невозможно.
Перемещаясь из Астории к Арене, где играют Mogwai, застаем примерно
такое зрелище:
Это народ занимает места на кейвовских Grinderman; парень в полушпагате занял,
полагаю, на двоих; к сожалению, в кадр не попал другой, рядом - он раскорячился
настолько виртуозно, что, сведи он ноги обратно, в первую позицию, на
освободившемся пространстве уместятся еще человека четыре. Над сценой висят
телеэкраны - на концерте они будут выполнять ту же функцию, что и вчерашние
"сталактиты" на Radiohead.
Рядом преспокойно спит девушка.
Mogwai напоминают разом весь пост-рок, которым я успела досыта насладиться в
этом году, от Mono до Explosions in the Sky (имеются в виду
"лайвы", конечно
же). Торжественно и загадочно хоронят мир - мы уходим как раз в тот момент,
когда эта гладь взрывается апокалиптичным боем гитар.
А публика тем временем заполоняет пространство перед Orange и нетерпеливо
горланит "Get It On!". Немного странно, что Ник Кейв, выпустив в этом году
отличный альбом вместе с The Bad Seeds, - предпочитает "чесать" по фестивалям в
составе прошлогоднего Grinderman. Однако, как выясняется чуть позже, Кейв
способен сотворить грандиозное рок-шоу в любом контексте - хоть бы даже и соло!
Появляется в красном пиджаке (говорит: спер его у Майкла Джексона) и, ясное
дело, одной из первых поет "Get It On".
Рядом беснуется чуточку инфернальный бородач Уоррен Эллис; на нем -
струнно-перкуссионно-бэквокальные функции.
Мужская половина фестиваля настолько интенсивно подпевает "No Pussy Blues"
(блюз отсутствия женщины), что мой приятель позже со смехом замечает: видимо,
мол, для датчан это наболевшее. Долговязый Кейв неустанно тыкает пальцем в
толпу; и настолько подвижен, что "заловить" его объективом - задача почти
непосильная.
Grinderman уходят, но народ почти истерично требует продолжения. Тогда они
возвращаются - и Кейв обещает исполнить песню The Bad Seeds ("по крайней мере,
мы постараемся"). Кривовато и неказисто звучит "Tupelo", после этого Grinderman
решают не рисковать репутацией и уходят окончательно.
Перед тем, как покинуть фестиваль, мы еще заходим на поп-искусников Goldfrapp,
которые играют на Арене. И будто оказываемся в лесной сказке: музыканты,
напоминающие то ли хиппи, то ли эльфов-таксидермистов; сама поп-дива Элисон
Голдфрапп в розовом атласе, будто бы даже легкомысленном пеньюаре ("Это же
Пугачева в молодости!" - замечает мой приятель); какие-то чучела птиц и
искусственные цветы.
На выходе с фестиваля застаем еще один потрясающий импровизационный "концерт":
молодые люди окружили мусорный контейнер (один даже забрался на него) - и что
есть мочи выбивают ритм.
Суббота начинается с классики. Не то чтобы типичное зрелище для Роскильде:
симфонический оркестр Тиволи играет Пярта и Стравинского. Пока
подходим к Арене
- объясняю подруге значение слов "open mind" применительно к музыке. А тут как
раз наглядная иллюстрация: потрепанные люди из кэмпинга, которые вечером
наверняка пойдут смотреть какой-нибудь Judas Priest - стоят и, раскрыв рты,
внимают; время от времени оборачиваясь на заскучавших соседей "шшш!"
Дирижер и
солист, белокурый скрипач - оба молодые.
Играют Шостаковича со Стравинским - это, кажется, единственные мои
соотечественники (за исключением "Звезды по имени солнце" в исполнении
разухабистых молдаван Zdob Si Zdub), которых я слышу на Роскильде за 4 года
паломничества. Играют Пярта; играют - чтобы раззадорить неакадемичную публику -
"Вестсайдскую историю". Дирижер, а-ля настоящая рок-звезда, непринужденно
общается с залом, популярно рассказывая, кто такой Арво Пярт - и что это за
животное Жар-Птица; а потом говорит "заткнитесь! И слушайте".
Оркестр, кажется, чувствует себя не в своей тарелке (арене); музыканты смущены
- но постоянно смеются. Еще бы! В зале находятся наши старые знакомцы:
инопланетянин, совершающий сексуальный акт с улыбающейся коровой.
(Эту инсталляцию постояльцы Роскильде наблюдают не первый год; у нас с ее
авторами вкусы весьма схожи - так что инопланетянина с коровой я еще не раз
за фестиваль увижу.)
Акустика Арены для академичной музыки решительно не подходит; "да и оркестр не
самый лучший", - заявляет мне подруга с классическим муз.образованием. Но сам
факт! Аншлаг, оркестр зовут на бис.
Кстати, на потолке Арены замечаю сложенную из надувных параллелограммов женскую скульптуру.
Потом мы пытаемся прорваться в Odeon, где играет знаменитейший шведский
сингер-сонграйтер Jose Gonzales, но терпим фиаско: народу - не
продохнуть и
решительно не протолкнуться; на сцене никого не видать - и только откуда-то из
глубины Одеона раздается печальная песнь.
Идем в Лаунж; там людей почти нет - зато играет Erik Levander, шведский
архитектор и по совместительству
электронщик, сотрудничающий с шикарными Efterklang (о них ниже). Эрик достает
из лэптопа свои минималистские, похрустывающие произведения; к нему
присоединяется некто - наигрывая клавишные кружева, а Эрик оставляет лэптоп и
дудит в кларнет. Красиво.
А нам уже пора идти в Асторию - занимать места на тот самый датский Efterklang.
Очень вовремя! В Астории яблоку негде упасть - и тогда я, с отчаянным криком
"хочу увидеть их рядом!" начинаю, едва ли не впервые в жизни, нагло
расталкивать красивых датских мальчиков впереди. Концерт почему-то задерживают
почти на полчаса; время от времени выходит конферансье и просит зрителей
позаботиться друг о друге: "посмотрите на своего соседа, спросите, все ли с ним
в порядке". '"Юлька, are you ok?" - со смехом вопрошает моя подруга. Но многим
не до смеха: не выдержав духоты, люди начинают протискиваться назад, к воздуху.
Инопланетянин с коровой уныло повисли над залом. Наконец, Efterklang выходят:
группа - в белых костюмах (вспоминаю вчерашних Polarkreis 18; на следующий день
Bob Hund - тоже в белом; похоже, ныне это модный цвет, вот только стирального
порошка на него не оберешься), "чернорабочие" (на "бэках", дуделках и
раскидывании гигантских бумажных самолетиков) - в красном.
Я, надо признаться, очень люблю "Parades", прошлогодний альбом Efterklang
(своих исландских конкурентов Sigur Ros в музыкальном плане датчане
точно и
прочно обошли). И радуюсь тому, что вживую это театрализованное действо в
исполнении мини-оркестра пост-симфо-фолк-индитроники оказывается настолько
потрясающим в своем "специальном", нарочитом инфантилизме. Сложно звучит?
Вживую все просто, как многое гениальное.
После спектакля в Астории идем в Павильон, на андеграундных хип-хоп канадцев
Cadence Weapon ("канадский ответ Dizzee Rascal" - как гласит
Интернет-энциклопедия AMG). Оказывается, их двое: бледнолицый диджей в маске
Человека-Паука (на фото он ее уже снял) и невероятно прыгучий темнокожий
рэппер, который, собственно, и есть CW.
Последний слегка агрессивно тормошит публику; вылезает к первым рядам;
использует нехитрый набор приемов (jump! jump! jump! clap your hands). Провокатор.
В конце концов, к всеобщему возмущению, замечает: я, мол, неделю назад на
Гластонбэри выступал - там было гораздо больше флагов! (полотнищ в Павильоне, и
правда, всего 2) Ну и щедро ссужает собственный флаг Канады первому
попавшемуся. После концерта я случайно обнаружила счастливого обладателя.
Поскольку заняться особо нечем - идем к Оранжевой кожуре, на заслуженных
металлистов Judas Priest. Заклепанного в кожаный плащ Роба Хэлфорда крупным
планом транслируют экраны; от сцены за версту (на расстоянии которой мы,
собственно, и оказываемся) несет семидесятыми. Ложимся на траву и, под музыку
милых архаичных упырей, разглядываем ясное небо Роскильде.
У нас есть еще минут 20, чтобы посмотреть на The Notwist. Начитавшись рецензий
на живые выступления немцев, понимаю, что ничего сногсшибательного от группы
ожидать не стоит; тем не менее, по пути в Асторию (оттуда тоже прекрасно слышно
Judas Priest, чтоб его!) просвещаю подругу на предмет того, что Notwist - это
то, из чего отчасти растут уши у Efterklang. Дабы пиетет был.
Все так и есть: на сцену выходят смурные мужики в очечках и, уставившись в пол,
начинают играть.
Они больше похожи не на изобретателей стиля "индитроника" - но на профессоров
Массачусетского технологического института. Впрочем, вкрадчиво, не спеша - их
музыка живьем полна хрупкого обаяния. Очень жаль, что вскоре приходится
покинуть концерт.
Всё остальное было прелюдией, замечательной силы интродукцией к тому, что мне
предстоит увидеть в 21-00 на Арене: ирландские поп-шумовики My Bloody Valentine
- вместе спустя более десятка лет. Вместе и не вместе. Я очень боялась, что с
ними получится так же, как с прошлогодним реюнионом Jesus & Mary Chain: когда
со сцены обдавало отчуждением. Так и выходит, но на этот раз отчуждение - как
часть грандиозного монолитного музыкального паззла, который MBV складывают на
наших глазах.
Выходит конферансье - и советует приготовить беруши. О чорт! Я не позаботилась
о них заранее - и теперь рискую остаться без слуха.
MBV начинают с "I Only Said" и люди, выйдя из благоговейного оцепенения, плавно
раскачиваются. Большинство из нас - тех, кто стоит сейчас в первых рядах, под
стол пешком ходили, когда легендарный альбом "Loveless" был записан - и тем
важнее настоящий момент. Будто исторические гобелены оживают в 3D-формате.
Вокруг меня все улыбаются и обнимаются. Хмурые только сами MBV: Кевин
Шилдс и
Билинда Батчер стоят по разным краям сцены - с моей позиции отчетливо видно
исключительно Шилдса; в клубах сценического тумана он похож на Оскара Уайльда.
Благодаря живым выступлениям MBV в конце 80-х появился термин "шугейзинг"
(перед концертом показываю подруге, как это: очи долу, тереблю воздушную
гитару).
Спустя полчаса я впервые слышу вживую, понимаю - что такое настоящая "стена
звука"; кажется, что к ней можно прикоснуться - осязать звук. В конце MBV
хорошенько прикладывают нас об эту стену, учиняя, в рамках "You Made Me
Realise", 20 минут бескомпромиссного "белого шума". Я вожделею беруши,
прикладываю ладони к ушам - руки быстро устают; иные, нестойкие, не выдержав -
уходят из первых рядов. Кажется, что это длится вечность - затем, измучив нас
арт-террором, Шилдс Сотоварищи удаляются. Катарсис через боль, почти физическую
боль. За весь концерт они не сказали публике ни слова. 'За что они вас так
ненавидят?' - спрашивает у меня подруга, которая ушла слушать MBV на безопасном
расстоянии.
Не знаю, но этот концерт - одно из главных переживаний моей жизни.
На Роскильде, тем временем,
наводит благость канадская легендища Нил Янг.
Помнится, в преддверии фестиваля на профильном форуме жутко негодовали: как
можно было поставить его почти одновременно с My Bloody Valentine?!
К сожалению, после MBV слушать Нила Янга решительно не хочется; даже несмотря
на соблазн хвастать после - "видела, мол, в этом году двух столпов, грандов -
Боба Дилана и этого, из саундтрека к джармушевскому "Мертвецу"".
Тем более, хайлайт мы уже пропустили. Согласно показаниям моего приятеля, Янг
поначалу как-то пел-пел, без лишних слов в адрес многотысячной аудитории, и так
песни четыре. А потом неожиданно воодушевился и заявил дословно следующее:
"Roskilde rocks! The best festival in the world". На месте организаторов
Роскильде я бы сначала офигела, а потом взяла эту фразу эпиграфом к следующему
фестивалю.
Танцы-танцы, нам они сейчас очень нужны. Поэтому мы идем в Cosmopol, где
зависает над клавишами двух лэптопов человек-группа (вернее, много, очень много
групп!) Girl Talk. Тут всё предсказуемо: народ пляшет под виртуозные
нарезки из
смутно знакомых мелодий и ритмов - причем, не только на танцполе, но и на
сцене, рискуя смести Грегга Джиллиса со всеми его компьютерами к едрене фене.
"Теперь я знаю, какая музыка будет играть на моей свадьбе!" - говорит мне
подруга.
Устав от плясок, перебегаем в соседний Павильон - и там, в преддверии Liars,
уже в полукоматозном состоянии распластываемся под сценой, благо народу на
"пожалуй, лучшую рок-группу нулевых годов" пришло - смех. "Когда увидишь на
сцене высокого парня, похожего на вчерашнего Кейва, - разбуди меня," - умоляю
подругу.
В мае я была на концерте Liars в Петербурге - и после этого дала себе слово
увидеть их еще раз. И правильно. Как бы ни был хорош концерт в клубе А2 - то,
что Liars учудили в Павильоне, раз в пять круче.
Ангус Эндрю с тех пор как будто постригся - или волосы уложил аккуратно; эдакий
полоумный пижон. В, какая неожиданность, белом. Он интересуется у публики,
видел ли кто-нибудь Radiohead (в этом году Liars разогревали их в
американском турне); народ безмолвствует. "Я хочу кое-что сказать тебе,
Роскильде: ААААА!!!" - Ангус Эндрю почти проглатывает микрофон.
Гитарист Аарон Хемфилл, тем временем, жаждет поделиться с публикой пивом
- и
вываливается с несчастной баночкой в толпу; волонтеры, похоже, пребывают в
некотором замешательстве, но вынимают Аарона обратно. Ближе к экватору концерта
Liars методично раздалбывают аппаратуру. Один из микрофонов уже умер - но Ангус
Эндрю неумолимо продолжает шоу. Они играют чуть больше часа - и, похоже, хотят
еще. Да только кто им, раздолбаям, позволит.
На следующий день я просыпаюсь простуженная. До вечера в Роскильде делать
нечего - поэтому мы гуляем по Копенгагену. Там как раз происходит их знаменитый
джазовый фестиваль. Недалеко от вокзала смонтировали сцену - вот-вот начнется
концерт. Кстати, абсолютно бесплатный.
Во второй половине дня все же добираюсь до фестиваля. На Оранже как раз играет
трэш-метал Slayer; черной злобой обдает даже бэкстейдж - вчерашние Judas Priest
по сравнению с ними просто котята.
Кстати о кошках. В Одеоне выступает моя любимая инди-женщина Шон Маршалл ака
Cat Power со своим бэндом. Я тоже хочу так выглядеть через 10 лет!
В отличие от Кейт Нэш, хрупкая Кэт Пауэр подвижна, экспрессивна - свои и чужие
инди-блюзы исполняет почти на бегу. Все бы хорошо, да вот беда: простуженная
голова отказывается воспринимать музыку. К тому же Cat Power так и не
удосуживаются снизойти до "Nude as the News" и "Hate".
Передо мной стоит девушка с браслетом фестиваля Glastonbury образца '08 года.
На последней песне в руках у Шон появляется букет цветов.
В конце она его раскидала, по цветочку, в зал; а потом стала выкидывать туда же
маленькие бутылки с водой. Более десятка, наверное, бутылочек улетело; надеюсь,
не по лбу.
Вот кто действительно заставляет меня забыть о простуде - так это смешные
поп-роковые шведы bob hund; аккурат из небытия - на большой сцене Оранж. bob
hund - это такой чисто скандинавский прикол; вряд ли можно оценить весь сок
концерта, не владея шведским. Мне повезло: рядом товарищ переводит все смешные,
явно спонтанные реплики вертлявого харизматика Томаса - попутно уверяя, что у
bob hund очень сильная лирическая составляющая; а также просвещая на предмет
того, что они - из южной части Швеции и не любят Стокгольм, потому же, "почему у
вас не любят Москву". "Прогресс идет по спирали. Так не будьте, как мы - будьте
хуже нас!" - призывает Томас; взгромождается на стул - чтобы костлявую белую
фигуру видно было на километр вперед; бегая, как заведенный, все время
спотыкается; душит себя микрофонным шнуром. Во время какой-то инструментальной
темы Томас успевает
совершить восхождение на мониторы с обоих краев сцены.
"Теперь вы, 50 тысяч человек, музыканты - а мы группа поддержки", - заявляет
Томас, и скандинавы послушно солируют "bob hund"! На сцену летит картонка с
нацарапанным названием песни "Tralala lilla molntus" (тра-ла-ла маленькая
тучка). На бис (очевидно, незапланированный) музыканты выходят со словами "у
нас ровно 3 минуты, чтобы сыграть что-то еще". Томас
со словами "гудбай, гудбай" лезет в толпу: на следующий день одна из
центральных датских газет в качестве иллюстрации к итоговой заметке про
Роскильде напечатает фото Томаса, которого кто-то из зрителей судорожно тянет
за штанину.
Мерчандайз bob hund, в ажитации, сметают подчистую. Я тоже, поддавшись,
зачем-то купила гигантскую синюю авоську с надписью "я фанат bob hund - а ты
чей фанат?"; теперь в ней разве что картошку с рынка носить.
Рядом уныло
висят никому не нужные футболки Slayer.
Свой четвертый Роскильде я решаю завершить "проверенной группой" - и
направляюсь к Арене смотреть трогательно-ироничных лондонцев Hot Chip с их
"танцами для умных"; наблюдала коллектив пару месяцев назад на английском
фестивале All Tomorrow's Parties и твердо знаю - это хорошо. Между тем, народу
в Арене - раз в 10 больше, чем на ATP! О том, чтобы подойти поближе к сцене,
можно и думать забыть. Останавливаюсь примерно на таком расстоянии.
Как только я захожу под купола Арены - Роскильде обдает дождем; теперь
фестиваль слегка напоминает прошлый год.
Hot Chip воспроизводят знакомый мне по выступлению в британской глухомани; и,
как водится, завершают "зажигалочным" кавером "Nothing Compares 2U":
"Это наш первый раз тут. Еще
увидимся".
До свидания, Роскильде, эти четыре дня были, как обычно, лучше, чем всегда.
Thanks for now. See you next year.
P.S. В электричке Роскильде-Копенгаген дивной красоты юный датчанин достает
гитару - и вначале пытается изобразить для своих только что обретенных
американских друзей оазисовский "Wonderwall", но не может вспомнить слова.
Тогда, под бурные аплодисменты, исполняет песни собственного сочинения. В конце
концов, к нему подходит еще один, красоты не менее дивной, и они на пару
импровизируют "блюз расставания с Роскильде".
И тут я понимаю, что на Roskilde'08 не было ни одного по-настоящему плохого концерта.
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)