Датский фестиваль Роскильде (Roskilde) в этом году ознаменовался ранним солд-аутом (билеты улетели за месяц до начала фестиваля, и только барыги втридорога спасли некоторых медлительных визитеров), а также - грязью. Согласно подсчетам фестивальных резидентов, Roskilde'07 стал едва ли не самым грязным за всю историю: старожилы сразу вспомнили фест образца 97 года - но даже тогда получилось в два раза меньше миллиметров осадков.
Фестиваль в Роскильде - самый крупный и именитый музыкальный хэппенинг континентальной Европы. За десятилетия фестиваль обзавелся внушительной инфраструктурой: сейчас она включает в себя не только кэмпинг и автобусное сообщение - но также, с недавних пор, железную дорогу и даже собственное озеро. Впрочем, озеро в этом году никому не пригодилось - воды предостаточно вылилось с неба.
Дождь нисколько не подмочил репутацию скандинавского Glastonbury (на мой взгляд, это был лучший Роскильде за последние три года!) - чего нельзя сказать про податливую датскую почву (162 тысячи квадратных метров только фестивальной территории!). Большая часть осадков пролилась в первый день - пострадал кемпинг: обладателей уплывших в жиже палаток пригласили со спальниками на одну из крытых фестивальных сцен - коротать ночь там. За многими местными, не шибко великовозрастными фестивальщиками в первую ночь приехали взволнованные родители - и обычно пустынные дороги Роскильде закупорила автомобильная пробка.
Дождевики и резиновые сапоги котировались на фестивальных развалах даже больше паршивых сэндвичей. Торговцы навезли коробками изделия хлопчато-бумажной промышленности в черно-белую полоску - на вполне себе унисексуальных изделиях было написано по-русски (!) "носки мужские". Шерстяные носки грубой вязки и тому подобное утепляющее барахло также неплохо расходилось.
Не подфартило с ветром: шквальные, леденящие порывы отнюдь не порадовали звукорежей большой сцены Orange (единственной некрытой концертной площадки). Роскильде - один из самых "громких" европейских фестивалей (с лимитом звука в 103 децибел) - на сей раз заслужил упреки в недостаточной мощности. В частности, после вялого выступления Beastie Boys на Оранж журналист фестивальной газеты "Festival Globe" писал: "Я бывал на концертах для детей - громче, чем этот".
Оранж в этом году закалил фанатов мэйнстрима: ждать Бьорк (Bjork) по колено в грязи и в пелене мороси - удовольствие для экстремалов. Зато остальные пять площадок стали спасительным укрытием для меломанов покамерней. Кстати, в этом году упразднили две сцены - и вместо них поставили две другие, с обновленной концепцией: клубную Асторию (Astoria) и интернациональный Космопол (Cosmopol).
При всех погодных неурядицах отмен во время фестиваля случилось всего две: Мика (Mika), который, впрочем, вследствие пневмонии не приехал и на другие европейские фестивали; а также группа Cold War Kids, у которой случились неприятности с тур-автобусом. Ходили слухи, будто едва не сорвались Red Hot Chili Peppers - однако "перцы" успели дать сразу два концерт за один день, 7 июля: в рамках Live Earth в Лондоне - и пятью часами позже устало повторили подвиг в Дании.
На Роскильде'07 всех нас спасла музыка: многие участники, будто наперекор
стихии, играли с тройным усердием - чтобы согреть и высушить тех, кто, в конце
концов, заплатил по 200 евро за билет. За 200 евро - почти 200 групп: понятно,
у каждого визитера получился собственный фестиваль. В моем, увы, не нашлось
места монструозным хэдлайнерам с Оранжа, поэтому про Бьорк, Beastie Boys и RHCP
ниже - ни слова. Простите покорно - ищите других свидетелей! Я же расскажу о
тех, кто показался интересным мне. Хронологию фестиваля я соблюдать не стала
(но время и место действия в каждой рецензии вы обязательно найдете) - зато
сгруппировала концерты в соответствии с причудливой концепцией: в каждой главке
- так или иначе тождественные друг другу музыканты. Заодно стало ясно, что
нынешний рок-фестиваль вышел до неприличия танцевальным.
Итак, Roskilde'07, грязь и рок, 5-8 июля, поехали.
Канадских поп-"плакальщиков" Arcade Fire отрядили открывать Арену
(Arena), вторую по величине фестивальную сцену: 5 июля, 18-00 по местному,
"rain'n'roll" (по меткому выражению лидера AF Вина Батлера (Win Butler))
в антураже, снаружи и под крышей. Два месяца назад группа должна была впервые
выступить в Дании - но тогда, из-за недуга Вина, концерт отменили. Мистер
Батлер публично повинился перед датчанами на фестивале в Роскильде.
Шоу-пролог - драматическая завязка часового представления - у Arcade Fire
знатная. Из фестиваля в фестиваль они возят множество круглых экранчиков,
напоминающих прожекторы, и перед концертами пускают небольшой ролик: некая
экзальтированная особа, размноженная по экранчикам, истерит во славу Господа -
затем кино, под недоуменные аплодисменты, завершается, и на сцене появляется
семичеловековый belle orchestra из Монреаля-Квебека с композицией
"Keep the Car Running".
В течение часа Arcade Fire предъявили Роскильде два альбома в ассортименте:
боевикам ("Rebellion (Lies)", "No Cars Go") подпевала даже неискушенная публика
(о-о-о у-у-у) - а интимный блюз "My Body Is a Cage" группа сыграла так, будто
отслужила мессу. В паузах, когда музыканты совершали торопливый эксчендж
инструментов, Вин Батлер протокольно клял дождь. В целом же, шоу AF оказалось
скудным на публичные реверансы, но "свои моменты" были: например, когда Режин
(Regine Chassagne, вокалистка, аккордеонистка, перкуссионистка и даже
ксилофонистка - а по совместительству жена Вина Батлера) пела "Haiti" и
исполняла на авансцене причудливый, неловкий - как у первоклассницы на школьной
дискотеке - танец; а гитарист Ричард (Richard Reed Parry) рядом
исступленно колотил в барабаны. Пара сорвала куш аплодисментов.
В остальном Arcade Fire отыграли без задора - хотя и без задоринки.
Любимцы декадентствующих интеллигентов, американцы The National пели
упоенно: в Одеоне (Odeon, третья по величине сцена Roskilde), днем седьмого
числа. Стилистика коллектива - сумрачный интровертный chamber-pop - настраивает
скорее на камерные, "сидячие" залы, и чтобы не больше ста единомышленников - а
никак не толпа в мыле и трахающий корову инопланетный гость над головой (читай
ниже).
Концерт The National открыли песней "Start a War" с нового альбома "Boxer". Шоу
американцев - "вода и пламень": сначала тихушничают, бренчат под нос в куплетах
- потом выворачиваются наизнанку в припевах. Фронтмэн и главный трагик Мэтт
Бэрнинжер (Matt Berninger) шатается, будто пьяница на поминках,
заламывает руки и складывается пополам, вынимая из нутра "Squalor Victoria";
скрипач заходится в бешеном соло - почти выдирая струны из взмыленного
инструмента: а потом, чу, вода нашла на пламень, и все снова умиротворились.
The National некогда называли американскими Tindersticks (а тех, в свою
очередь, британскими Bad Seeds) - так что толику нервических откровений,
как в песне "Mr November", штатовские апологеты ухватили у кумиров, увязали с
квази-умиротворенными гармониями, выпестовали и приумножили.
Человек без возраста Бэрнинжер за весь концерт, кажется, улыбнулся всего раз -
когда приметил в толпе пресловутую чудную-надувную инсталляцию: инопланетянин,
трахающий маленькую корову, на высоченном шесте. Надо заметить, данную
гомерическую игрушку наблюдают на Роскильде не первый год - авторы
порно-диверсии успели стать локальной притчей во языцах. "Очень трудно петь
серьезные песни, когда видишь ЭТО", - сказал со смехом Мэтт (чуть позже
вокалист группы Wilco Джефф Твиди (Jeff Tweedy) отреагировал на
инопланетянина с коровой в том же ключе).
Если бы приспичила такая нужда - выделить всего один концерт на фестивале - я
бы, не раздумывая, выбрала The National.
Еще одно сильное впечатление от Roskilde'07 - концерт шведского трио Peter
Bjorn & John (6 июля, полночь, Одеон). Я, по незнанию, но наитию,
предполагала, будто нас ожидает негромкое, непафосное - милое действо. Однако
вышло наоборот - и только эпитет "милое" не вываливается из описательного ряда:
громобойные - как неистовый рок-бэнд, пафосные - как симфонический оркестр,
разве только без фанфар.
Шоу Питера, Бьорна и Джона по структуре - что твое драматургическое
произведение. Отмечу кульминацию - когда трио за раз, без пауз, "отстреляло"
хит-триплет с последнего альбома "Writer's Block": сначала Peter Bjorn & John
почти а-капелльно сыграли "Amsterdam"; потом сподвигли зал петь "Paris 2004";
и, наконец, позвали на подмогу чуваков из группы Klaxons (которая
выступала на той же сцене несколькими часами ранее), и вместе, пусть и по
бумажке, исполнили "Young Folks". Народ ревел.
На концерте шведского трио побывали американские психо-фолкеры Grizzly
Bear - их гитарист подсмотрел у Питера лихой прыжок; и во время
собственного соло повторил трюк, к немалому изумлению фронтмэна GB Эдварда
Дроста (Edward Droste). Концерт на клубной площадке Павильон (Pavilion,
ровно на сутки позже Peter Bjorn & John) стал самым первым выступлением
нью-йоркского коллектива в Европе. Не мудрено, что медведя Гризли позвали
именно в "танцующий город" (так переводится название "Роскильде"): прошлогодний
альбом "Yellow House" американцы выпустили на датском лейбле Rumraket.
На фестивале Grizzly Bear расстарались вовсю: используя обширный инструментарий
(кларнет, банджо, мелотрон и хитрые примочки в арсенале) - исполняли
психоделические колыбельные под ночным небом Дании и только пару раз отвлеклись
на популярную музыку наподобие песни "The Knife".
Группа и зрители остались очень, ну чрезвычайно, довольны друг другом.
Другая американская команда, ветеран альтернативного кантри Wilco (в последний
день фестиваля, на Арене), подобно Grizzly Bear, активно дискутировала с
публикой в паузах между песнями. Wilco-интерактив выглядел примерно так:
"Эй, что у тебя в урне?" - интересуется Джефф Твиди у парня,
размахивающего под сценой, ну, натурально погребальной урной. Получив ответ,
мол, "ничего особенного", Твиди издает возглас облегчения ("А я-то подумал,
что там прах твоего приятеля!").
Продолжение следует. А урна еще появится на Basement Jaxx.
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)