МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов ноября

Ханья Рани, Beirut и Дилан для начинающих - в обзоре главных пластинок ноября и - на сдачу - декабря

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Cat Power "Cat Power Sings Dylan: The 1966 Royal Albert Hall Concert"

Это, конечно, жульничество, но в ноябре - когда новых альбомов кот наплакал, а все мысли заняты подведением итогов не месяца, но года - оно, думается, простительно. Да, это концертник, состоящий к тому же из одних кавер-версий, но, как мы окончательно выяснили пару лет назад, Шон Маршалл (Chan Marshall) aka Cat Power в этом смысле - прямая наследница Билли Холидей (Billie Holiday) и Нины Симон (Nina Simone): великим певицам все равно, чьи песни петь и кто это делал до них. На своем четвертом альбоме, составленном из песен чужого сочинения, Cat Power воссоздает знаменитый - записанный в Манчестере, но ошибочно озаглавленный - бутлег Боба Дилана (Bob Dylan) той поры, когда он изменил акустике с электричеством. Принципиальных уточнений у Шон два: свое шоу она отыграла во всамделишном Royal Albert Hall в Лондоне, а на выкрик "Judas!" особо остроумного зрителя ответила двусмысленным "Jesus". В остальном все точь-в-точь как у классика в 1966-м: от "She Belongs to Me" и "Visions of Johanna" до "Ballad of a Thin Man" и "Like a Rolling Stone", со всеми остановками и программным подключением электрогитары в середине сета - в общем, идеальный Дилан для начинающих (и тех, кому в нем нравится все, кроме голоса).


Trevor Horn "Echoes: Ancient & Modern"

Еще одна известная мастерица перелицовок Тори Эймос (Tori Amos) открывает трек-лист новой пластинки "человека, придумавшего 1980-е", - участника The Buggles и Yes, продюсера "Kiss from a Rose" и всех англоязычных хитов t.A.T.u., источника вдохновения DJ Shadow и Найджела Годрича (Nigel Godrich), в последние годы, как и полагается классику, увлекшегося ремейками. Но если "Owner of a Lonely Heart" в исполнении Рика Эстли (Rick Astley) или "Slave to the Rhythm" с Lady Blackbird вместо Грейс Джонс (Grace Jones) не добавляют к спродюсированным Хорном оригиналам ничего, кроме новой упаковки, то спетая Эймос "Swimming Pools (Drank)" Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) - это вполне себе откровение. Свои поклонники наверняка найдутся и у "Personal Jesus" с солирующим Игги Попом (Iggy Pop), а "Avalon" Roxy Music бесстрашно исполняет сам Хорн (в остальном остающийся в тени приглашенных звезд).


Beirut "Hadsel"

Когда-то назвав свой музыкальный проект в честь столицы Ливана, певец, сонграйтер и мульиинструменталист Зак Кондон (Zach Condon) продолжает его растянувшееся уже на 17 лет кругосветное путешествие: если предыдущая пластинка Beirut была вдохновлена итальянским Галлиполи, то место рождения этой - норвежская коммуна Хадсель. Живя в хижине в окружении гор и фьордов, Кондон играл на старом органе в местной церкви и сочинил дюжину песен, в ускользающей красоте которых сложно не услышать отзвуки живописных окрестностей. По-прежнему не изменяя себе и своему хорошо узнаваемому бренду географически гибкого инди-фолка, Зак записал самую цельную и цепкую пластинку Beirut со времен дебютной: под впечатлением от песен уровня "Island Life" или "January 18th" хочется сейчас же купить билет в Норвегию.


Kevin Drew "Aging"

Получасовая пластинка под самообъясняющим названием - четвертая сольная запись фронтмена Broken Social Scene Кевина Дрю, в последние годы ставшего еще и серийным соавтором канадских музыкальных икон вроде Горда Дауни (Gord Downie) и Энди Кима (Andy Kim). Предыдущая, "Influences", оказалась довольно интересным упражнением на поле экспериментальной электроники, но на "Aging" Кевин выступает в более привычном репертуаре - местами (автотюн в "Don't Be Afraid of the Dark") модифицируя, но чаще повторяя формулу успеха BSS: с меньшим пылом (пластинка, как уже было сказано, о взрослении), но тем же нюхом на красивые крещендо и прикладные катарсисы.


Drop Nineteens "Hard Light"

Реанимация шугейза дошла до его второго эшелона. Бостонцы Drop Nineteens могут похвастаться тем, что в начале 1990-х у них на разогреве играли начинающие группы Radiohead и The Cranberries, но их вклад в историю жанра более или менее сводится к 45-му месту пластинки "Delaware" в списке главных альбомов шугейза по версии Pitchfork и репутации не худших (но и не лучших) из эпигонов My Bloody Valentine. Первый за три декады LP воссоединившейся в прошлом году группы не добавляет к этой репутации ничего нового: в отличие от записей осторожно эволюционирующих Slowdive или Ride, "Hard Light" работает как капсула времени - обделенная яркими моментами (исключение - финальный трек "T"), но напоминающая о той поре, когда Drop Nineteens упоминались через запятую с Pixies, The Smashing Pumpkins и Blur, с которыми они делили сцены или студию.


Resavoir "Resavoir"

Resavoir - проект джазового трубача и композитора Уилла Миллера (Will Miller), известного как участник группы Whitney, сессионный музыкант, записывавшийся с Chance the Rapper и Lil Wayne, и продюсер, приложивший руку к номинированному недавно на ворох "Грэмми" "SOS" SZA. Но, возможно, существеннее всего этого название издающего Resavoir лейбла: чикагский International Anthem давно стал и гарантом высокого качества, и синонимом определенного саунда, в рамках которого комфортно уживаются джаз, эмбиент и склонная к полиглотству неопсиходелия. Записанный при участии экс-коллег по Whitney и именитых джазовых музыкантов, второй альбом Resavoir - золотой стандарт современной чиллаут-музыки: вольномыслящей, но сфокусированной, приторной, но не скучной.


Bas Jan "Back to the Swamp"

Bas Jan - проект английской арфистки Серафины Стир (Serafina Steer), когда-то настолько приглянувшейся Джарвису Кокеру (Jarvis Cocker), что тот сначала спродюсировал один из ее сольных альбомов, а затем и вовсе позвал ее в штат своей новой группы JARV IS… Записав три полнометражные пластинки с Джарвисом, Стир набралась полезного и для Bas Jan опыта: пока Кокер гастролирует с Pulp, у ведомого Серафиной женского квартета вышел ее самый богатый на выдумку и аранжировки альбом, который все еще можно прописать по ведомству постпанка, но и по соседству с записями Bat for Lashes или Джулии Холтер (Julia Holter) поставить, в общем, не стыдно. Местами меланхоличный, где-то энергичный арт-поп, за звучание которого в ответе, в частности, соратник Брайана Ино (Brian Eno) и Джона Хопкинса (Jon Hopkins) Лео Абрахамс (Leo Abrahams).


Pascal Comelade & The Limiñanas "Boom Boom"

Второй в этом году альбом французского композитора и мультиинструменталиста каталонского происхождения - это снова совместный проект: если на недавнем "Velvet Serenade" Комеладу ассистировал Ли Раналдо (Lee Ranaldo) из Sonic Youth, то тут он возглавляет преимущественно инструментальное трио, в которое также входят супруги Лионель и Мария Лиминьяна. За почти полвека на сцене Паскаль успел поработать со всеми на свете, от Роберта Уайатта (Robert Wyatt) до PJ Harvey, но его открытость к коллаборациям остается такой же неиссякаемой, как и его инструментарий: на сей раз в ход идут гитары, пианино, скрипки, аккордеон, мелодика и консервные банки. Заставляя вспомнить то Pixies ("Hypnose en bas de gamme"), то краутрок ("J'entends des voix qui ont mauvaise haleine"), то черта в ступе, эта пластинка - достойный entry point в массивную (и массивно недооцененную) дискографию Комелада.


#Rewind
Hania Rani "Ghosts"

Обилие новой музыки чревато пробелами в ежемесячных топ-10, восполнению которых посвящен этот редкий, но меткий хэштег. Для Ханьи Рани (она же - Ханна Ранишевска) "Ghosts" - опять-таки уже вторая в уходящем году пластинка, и где-то между релизами февральского "On Giacometti" и октябрьского "Ghosts" (а, может, и раньше) польская пианистка и композитор широкого профиля стала вполне себе звездой. Неделю назад я ходил на ее монреальский концерт (переехавший из небольшого джазового зала во вместительный рок-клуб, но все равно нарвавшийся на солд-аут) и примерно понял, почему: мало того что ее гипнотический гибрид электроники и минимализма наследует все лучшее у еще одного привыкшего к полным залам неоклассика Нильса Фрама (Nils Frahm), так она еще и поет. В Монреале место у пианино и микрофона с Ханьей делил местный инди-идол Патрик Уотсон (Patrick Watson): их дуэт "Dancing with Ghosts" - одна из лучших песен этого года. "Танцуя с призраками", "Utrata", "Nostalgia" - из здешних заголовков и камео (есть еще барабанщик Portico Quartet и Олавюр Арнальдс) понятно не все, но многое: красота тут царит неописуемая, а в звезды Рани выбилась по делу.


Альбом месяца
Peter Gabriel "i/o"

Не прошло и пары вечностей, как вышел десятый (включая кавер-версии и авторемейки, исключая саундтреки) студийный альбом Питера Гэбриела, делившегося новыми песнями на протяжении целого года, а к 1 декабря собравшего их, наконец, под одной обложкой. Вернее, под двумя: "Bright-Side Mix" (от Спайка Стента) и "Dark-Side Mix" (от Чада Блейка, он лучше). Вернее, под тремя: будет бокс-сет, куда войдет еще и третий - In-Side (он же - Dolby Atmos) - микс для Blu-ray-плееров. Иначе говоря, пластинка, успевшая заработать репутацию "арт-роковой "Chinese Democracy" (в работе над ней, разумеется, не обошлось без Тони Левина и Брайана Ино), не разменивается по мелочам, оправдывая 21 год ожидания как минимум на уровне production value. Что до собственно песен, то артист не лукавил, говоря, что они "очень разные", но его поклонников не удивят ни это многообразие, ни их качество: и элегантные баллады калибра "Playing for Time" или "Love Can Heal", и бойкие реликты 1980-х типа "Road to Joy" или "Olive Tree" Гэбриел умел сочинять всегда - к тому же, по некоторым сведениям, эти 12 песен он отобрал из 150, а самоцензор он не менее выдающийся, чем сонграйтер. О том же, какой он сонграйтер, красноречиво напоминают вещи вроде "Four Kinds of Horses" или "Live and Let Live" - песенные аналоги "Ирландца" или "Убийц цветочной луны" режиссера Скорсезе.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

01.12.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: