МУЗЫКА  Миллиарды и стримы

IFPI и Spotify публикуют гигантские цифры доходов и выплат за музыку. А как обстоят дела у самих музыкантов? Анализируем ситуацию на рынке

Конец финансового года - время отчетных релизов для музыкальной отрасли. О своих доходах отчитываются авторы, звукозаписывающие компании и стриминг-платформы.
Международная федерация производителей фонограмм IFPI опубликовала отчёт, в котором говорится о 10,2% росте доходов мировой индустрии звукозаписи. В абсолютных цифрах это - 28,6 миллиардов долларов.

Рост выручки отрасли продолжается девятый год подряд, причём наибольшие темпы приходятся на далеко не самые богатые регионы - Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку. Судя по цифрам, которые приводит IFPI, доходность отрасли уже третий год бьёт собственные рекорды. Как это получается , и где в этих цифрах потерялись музыканты?

Мы перестали хранить цифровую музыку

У звукозаписывающей отрасли есть два основных источника доходов: продажа записей на жестких носителях или в формате скачивания и "продажа доступа" в облаке - то есть в форме стриминга. Трансляции концертов при этом также подпадают под стриминг.

По данным RIAA, стриминг стартовал как массовое яа в 2005 году, буксовала до 2010 года, а затем начала бурно расти. 2015 год - это период, когда непрерывный спад, продолжавшийся с 2001 года, сменился ростом и, как оказалось, - надолго.

2016 год - это та точка, где продажа доступа по доходам обошла продажу самих записей в каких бы то ни было форматах, включая цифровое скачивание, то есть традиционные сетевые магазины вроде Apple iTunes.

В 2021 году доходы отрасли в общемировом зачёте оказались выше, чем в прежде рекордном 1999 году: 23,8 млрд долларов против 22,2 млрд.

К этому времени на стриминг приходилось уже 83,1% в общем объёме продаж. На компакт-диски (CD) и цифровое скачивание приходилось уже лишь по 3,9%, на винил - 6,9%. То есть виниловые пластинки продавались и продаются гораздо успешнее CD, что объяснялось подъемом диджейской культуры. Скачивание музыки практически прекратилось.

Рост на 3,7 млрд долларов по сравнению с 2020-м в первую очередь связан с пандемией COVID-19. Во время локдауна 2020-21 годов прослушивание записей и трансляций стало практически единственным способом приобщаться к новой и старой музыке.
Однако и в последующие два года прирост выручки музыкальной отрасли составлял более 2 миллиардов долларов ежегодно.

В IFPI прямо говорят, что стриминг стал источником основной части доходов. По сравнению с 2022 годом прибыли от подписчиков стриминговых сервисов выросли на 11,2%. В общем зачёте слушатели обеспечили и 48,9% всех прибылей от музыки на глобальном рынке. Впервые в истории количество платных подписчиков стриминговых сервисов превысило 500 млн человек, и общее количество платных аккаунтов теперь составляет 667 миллионов, хотя в разных странах глубина проникновения стриминг-сервисов очень сильно разнится.

Заметно - на 13,4% - выросли доходы от продажи физических носителей музыки. В IFPI указывают, что и продажи физических носителей, и цифровые форматы показывают рост третий год подряд.

Как и раньше, активно развивается кавер-культура: прибыль от предоставления исполнительских прав выросла на 9,5%.

"Рост проявился во всём мире благодаря усилиям и инвестициям рекорд-компаний; в результате во всех регионах в 2023 году доходы росли. В пяти из семи регионов прирост составил двузначные цифры в процентном выражении", - говорится в прес-релизе IFPI.

Финансовый директор IFPI Джон Нолан (John Nolan) сообщает, что на протяжении последних лет отрасль ежегодно вкладывает около 7,1 миллиардов долларов в "развитие артистов" (в том числе, поиск новых исполнителей) и маркетинг.

"Аудитория ценит музыку всё больше, и сегодня обладает беспрецедентным выбором и широчайшим доступом к новым релизам, так что в глобальных рейтингах IFPI представлен очень широкий диапазон новых жанров и исполнителей. И это свидетельство таланта этих артистов, любви и преданности их фанатов и значимости работе рекорд-лейблов и в том, что касается продвижения артистов, и - создания фундамента для их успеха во всём мире", - заявил Нолан.

С другой стороны, юридический директор IFPI Лаури Рехардт (Lauri Rechardt) отметила, что отрасль продолжает сталкиваться со множеством проблем: стриминговым мошенничеством, всеми видами пиратства, а теперь ещё появилась угроза злоупотреблений генеративным искуственным интеллектом (Generative AI). Как считает госпожа юрист, если не развивать ИИ ответственно и с полным уважением к правам артистов и лейблов, вскоре он может стать станет серьёзной проблемой для рынка.

(Вообще-то уже стал, но это отдельная история - прим. Звуков).

Рехардт в конечном итоге уповает на "эффективные инструменты" и поддержку властей в нелёгком деле борьбы с "неавторизованными" пользователями и сохранения жизнеспособности музыкальной экосистемы. Напомним, когда-то IFPI с тем же рвением громила p2p и вообще любые музыкальные сайты, до которых могла дотянуться.

Сегодня фонографическую отрасль можно поздравить с рекордными доходами и продолжающей тенденцией к росту. Стоит ожидать её сохранения и в ближайшие годы. Самые высокие темпы роста по странам продемонстрировали далеко не самые богатые страны Китай (+25,9%), ЮАР (+19,9%), Мексика (+18,2%) и Бразилия (+13,4%).

Крупнейшие музыкальные рынки мира - США, Канада и Европа, на которые приходятся почти 70% доходов отрасли звукозаписи, продемонстрировали рост 7-9%. Это закономерно: на новых рынках темпы рост всегда выше, чем на устоявшихся, особенно, если туда приходят какие-то новые деньги.

Некоторые музыканты равнее других

Стриминг сделал отрасль звукозаписи богаче. Даже, пожалуй, богаче, чем когда-либо если судить только по доходам (цифр чистой прибыли IFPI приводить не торопится).
А вот в жизни музыкантов если не резкого, то хотя бы пропорционального роста благосостояния пока не видно.

Spotify, который для многих стал синонимом понятия "стриминговая платформа", заявляет, что в 2023 произвёл рекордный объём выплат отрасли, это не меняет того факта, что за каждый стрим - т.е. одноразовое прослушивание - размеры выплат составляет 0,003-0,005 доллара, при этом платформа удерживает в свою пользу 30% от общей суммы, а остальное идёт правообладателям, кем бы те ни были.

По собственному утверждению Spotify, в 2023 году компания выплатила музыкальной отрасли (правообладателям) более 9 миллиардов долларов. За последние 6 лет размер выплат вырос втрое, говорится в отчёте компании. Однако стоит обратить внимание на некоторые оговорки в отчете мелким шрифтом, которые не позволяют считать это хорошей новостью для музыкантов:

"Каждый год Spotify выплачивал всё больше и больше авторских отчислений от стриминга, обеспечивая рекордное увеличение доходов и роста правообладателям, выступающим в интересах исполнителей и авторов. К числу правообладателей относятся рекорд-лейблы, издатели, независимые дитрибьюторы, организации, ведающие правами на исполнение, и общества по сбору вознаграждений".

Далее Spotify торжественно объявляет, что количество получателей вознаграждений от стриминга в размере более 10 тысяч долларов в год почти утроилось по сравнению с 2017 годом.
В 2023-м более 10 тысяч долларов получили 66 тысяч артистов; более 100 тысяч - 11600 артистов, а более миллиона получают 1250 исполнителей.

Итого среди "счастливчиков" - около 80 тысяч имён. Как уверяют в Spotify, далеко не все они - завзятые хитмейкеры, чьи имена на слуху повсеместно. Более тысячи артистов из числа лидеров по заработкам не выпустили ни одного сингла, когда-либо попадавшего в глобальный Топ-50 Spotify.

При этом в компании утверждают, что инди-артистам (а это одновременно и те, кто вообще не связывается с лейблами, и исполнители, работающие с независимыми рекорд-компаниями) в 2023 году Spotify выплатил 4,5 млрд долларов, то есть ровно половину от общего объёма выплат. И произошло это, дескать, впервые.

Но дальше даже в отчёте Spotify идут факты, которые не оставляют музыкантам особой надежды на обогащение. Компания прямым текстом говорит, что её интересуют только 225 тысяч "начинающих и профессиональных артистов, занимающихся строительством своей карьеры".

Остальные? Остальные названы "загружальщиками" (uploaders). Это 10 миллионов человек, загрузившие как минимум 1 трек; из них примерно 8 млн за всё время загрузили менее 10 треков, а у примерно 5 миллионов общее количество прослушиваний - меньше 100 на весь их "каталог".

"Для сравнения: ФИФА насчитывает сотни миллионов людей, считающих себя "футблистами", но только 128 694 человека получают за это какие бы то ни было деньги, - говорится в публикации Spotify. - Музыка и спорт, конечно, разные вещи, но это показывает, насколько широко распространено желание участвовать в творческой и спортивной деятельности и зарабатывать на ней".

Ещё в конце ноября 2023 года Spotify объявил, что больше не будет платить за композиции, не набирающие 1000 стримов в год. Это было сдлано под предлогом того, что большинство таких треков "не имеют отношения к музыке" ("функциональный шум"), и/или являются объектами накруток с помощью ботов и скриптов.
Есть причины полагать, что тем самым разом отсекается довольно существенное количество музыкантов, которые больше заинтересованы в творчестве, чем в развитии карьеры. Но кто будет спрашивать их мнения?

Доходы отрасли - не доходы музыкантов

Торжественные реляции о выплаченных миллиардах - это прекрасно. Но непохоже, чтобы музыкантам выплачивается больше денег, чем раньше.

Когда физические носители были единственным способом распространения записанной музыки (не считая радио), музыкальную отрасль обвиняли в сверхдоходах, - и несправедливом отношении к музыкантам.

Когда появился формат MP3, а затем - Napster, децентрализованные P2P-сети, торренты и т.д., звукозаписывающая отрасль утверждала, что пираты грабят в первую очередь музыкантов, в то время как ревнители "свободного распространения музыки" утверждали, что теперь лейблы просто не нужны.

Чем закончилось дело? - обходиться без лейблов смогли только музыканты, которые и так уже стали звездами, благодаря работе с лейблами. Лишь компании Apple удалось создать успешный и устойчивый цифровой музыкальный магазин, который процветал на фоне общего спада музыкальной отрасли. Капитализация Apple в конце концов выросла настолько, что одна эта компания могла бы скупить всю музыкальную отрасль мира. По состоянию на 2024 год её рыночная стоимость оценивается в 3 триллиона долларов.
Но опять-таки, самим музыкантам с этого радости было немного.

Наконец, стриминг позволил отрасли подняться... Но музыканту, чтобы получить условные 1000 долларов от Spotify напрямую, нужно суммарно набрать существенно больше 300-400 тысяч прослушиваний! Это если учитывать, что Spotify оставляет себе 30%. То есть на одном только стриминге зарабатывать себе на жизнь музыкант не может и не сможет никогда.

Зато отрасль показывает непрерывный рост девятый год подряд.

Заявление Нолана о том, что аудитория ценит музыку всё больше на фоне "беспрецедентно широкого выбора", отдает лукавством. Согласно основам экономической науки, ценность и доступность находятся в обратной зависимости, и то, что доступно за десять долларов в месяц, в два клика мышью или несколько нажатий на экране смартфона, по определению ценится меньше, чем то, что прежде требовало похода в музыкальный магазин, где каждый отдельный альбом стоил примерно 15 долларов. Причём в 90-е это были совсем другие деньги, чем сейчас.

Что касается аудитории: на крупнейшем в мире и самом устойчивом музыкальном рынке - в США - ещё в 2021-2022 годах оформилась безрадостная для новых музыкантов тенденция: аналитическая компания MRC Data выяснила, что более двух третей потребляемой музыки в любой момент времени - это старые записи, вышедшие не менее 18 месяцев назад. Кроме того, выяснилось, что самыми популярными, в частности, на платформе Apple Music, стали записи, сделанные в ХХ веке.

Скорее всего, музыкальная отрасль будет интенсивнее инвестировать в новых артистов там, где темпы роста выше - в Азии, Африке, Латинской Америке. А на "зрелых" рынках молодым авторам и исполнителям пробивать себе дорогу будет всё сложнее.

27.04.2024, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: