МУЗЫКА  Главные моменты 38-й церемонии вступления в Зал славы рок-н-ролла

Хайлайты, сюрпризы и странности пятичасового лайвстрима из Бруклина

На 40-м году своего существования рок-н-ролльный Зал славы впервые снизошел до простых смертных: очередную, 38-ю церемонию принятия новых членов показали не несколько месяцев спустя в формате хайлайтов, а подписчикам стриминг-сервиса Disney+ в режиме лайвстрима. Возможность посмотреть на этот муждусобойчик живьем появилась, как водится, в самый неподходящий момент - когда один из основателей Зала славы и журнала Rolling Stone Ян Веннер высказал мнение, что женщины и черные музыканты "недостаточно ясно выражаются", чтобы фигурировать в его новой книге.

Зал славы Веннера пожурил и из своего совета директоров исключил, но осадок остался - через запятую с дюжиной других противоречивых аспектов существования безнадежно старомодного, но, несмотря ни на что, не обделенного вниманием поп-культурного института. Сергей Степанов посмотрел без малого пятичасовую церемонию в прямом эфире и выбрал самые яркие - со знаками "плюс", "минус" или вопроса - эпизоды шоу.

Шерил Кроу вернулась в цайтгайст

Американская певица, задолго до Тейлор Свифт (Taylor Swift) затащившая кантри в мейнстрим, весь год отзывалась эхом на записях своих наследниц, будь то Soccer Mommy или Бетани Косентино (Bethany Cosentino), а тут была официально представлена зумерам: в числе прочих, поздравлять Шерил Кроу (Sheryl Crow) с вступлением в Зал славы пришла выросшая на ее песнях Оливия Родриго (Olivia Rodrigo). Учитывая, что прочими были Стиви Никс (Stevie Nicks), Питер Фрэмптон (Peter Frampton) и оскароносная Лора Дерн (Laura Dern), вечер Кроу можно было назвать триумфальным уже в его начале, по итогам ее пламенного и - привет, Ян Веннер - красноречивого спича (его фрагмент: "Это немного похоже на "Оскар" за сценарий, который ты все еще пишешь"). Но Шерил на этом не остановилась, вернувшись на сцену еще дважды: чтобы спеть с собственным кумиром Вилли Нельсоном (Willie Nelson) и почтить память Робби Робертсона (Robbie Robertson). Объявление о выходе нового альбома (несмотря на то, что предыдущий рекламировался как последний) на этом фоне - пример идеального маркетинга.


Берни Топин умеет писать не только тексты песен

Бессменный соавтор Элтона Джона (Elton John), принятый в Зал славы на правах "сайдмена" (дополнительные места за "музыкальное совершенство" в Зале славы начали раздавать на рубеже веков), оказался единственным, кто адресно ответил на слова Веннера. "Я горд оказаться в классе-2023 в компании настолько красноречивых женщин и настолько красноречивых черных артистов, - вдохновенно интонировал свою речь Берни Топин (Bernie Taupin). - А также других собравшихся здесь сегодня мастеров". ("Мастера" - название злополучной книги Веннера.) Само собой разумеется, что в Зал славы Топина включил сэр Элтон, в процессе сообщивший, что три дня назад назад они с Берни закончили работу над новым альбомом, который "is going to surprise the shit out of you".


Джорджу Майклу не очень повезло с трибьютами

Включенный в Зал славы своим напарником по Wham! Эндрю Риджли (Andrew Ridgeley), чей задушевный спич ожидаемо не подвел, великий английский певец и сочинитель заслуживал основательного и убедительного трибьюта, но ни одна из трех его частей, честно говоря, не впечатлила. Ни томный Мигель (Miguel) с "Careless Whisper", ни скучная Кэрри Андервуд (Carrie Underwood) с "One More Try", ни тем более Адам Левин (Adam Levine) - why? who decided? - не приблизились на расстояние пушечного выстрела ни к оригиналам, ни к свежим в памяти кавер-версиям, исполненным после смерти Джорджа Крисом Мартином (Chris Martin) или Адель (Adele).


Кейт Буш, как и ожидалось, не приехала

Ощутимо больше повезло великой английской певице и сочинительнице Кейт Буш (Kate Bush), наконец-то принятой в Зал славы на прошлогодней, вызванной "Очень странными делами" волне популярности "Running Up That Hill (A Deal with God)". Прислав вместо себя благодарственное сообщение, Кейт была включена в Зал славы ее давним и верным фанатом Big Boi, половиной хип-хоп-дуэта OutKast и самопровозглашенным "пресс-секретарем Белого дома по вопросам, связанным с Кейт Буш": "Что у нее общего с хип-хопом? Она настолько уникальный артист, что можно заодно спросить: что у нее общего с рок-н-роллом?" Что до неминуемой "Running Up That Hill", то ее вместо Кейт спела St. Vincent, у которой, в общем, получилось остаться верной и себе, и духу первоисточника.


Зато приехал Джимми Пейдж!

Пожалуй, самым приятным сюрпризом вечера стало камео не появлявшегося на публике почти десять лет Джимми Пейджа (Jimmy Page). Экс-гитарист Led Zeppelin записал панегирик своему "герою" Линку Рэю (Link Wray), принятому в Зал славы еще одним обходным путем, под вывеской "Музыкальные влияния", после чего сыграл его "Rumble" - запечатленный в коллективной памяти благодаря тарантиновскому "Криминальному чтиву" выдающийся инструментал, когда-то не на шутку перепахавший только начинавшего осваивать гитару Пейджа.


Дейв Мэтьюс не умолкал дольше иных виновников торжества

Удивительно, конечно, что Вилли Нельсона в Зал славы приняли в тот же вечер, что и Шерил Кроу, - особенно если знать, что свою первую песню Вилли написал за 53 (!) года до релиза дебютного сингла Шерил. Знаем мы это благодаря Дейву Мэтьюсу (Dave Matthews), чей посвященный Нельсону спич продолжался целую вечность, но не наскучил: на истории о том, как Снуп Догг (Snoop Dogg) дунул с Вилли, под столы попадала половина VIP-зрителей - во главе с годящимися Нельсону в правнучки Оливией Родриго и H.E.R. Последняя с дежурным мастерством ассистировала Чаке Хан (Chaka Khan) - еще одной легенде, отмеченной за "музыкальное совершенство".


За Rage Against the Machine отдувался один Том Морелло

"Как и большинство групп, мы имеем разные мнения по многим вопросам, - начал свою речь гитарист Rage Against the Machine Том Морелло (Tom Morello). - Включая вопрос вступления в Зал славы". Член соответствующей приемной комиссии, Морелло не мог не явиться на собственную инаугурацию, но реюнион RATM в итоге не случился ни на сцене, ни в зале, ни на каком-нибудь глубоко формальном уровне: еще три музыканта группы на включение в Зал славы не отреагировали вообще никак. Тем не менее, спич Морелло выдал вполне воодушевляющий, на прощание процитировав свою отпраздновавшую недавно 100-летие маму: "История - это не то, что случается, а то, что ты творишь".


Дефицит ярких перформансов компенсировала Мисси Эллиотт

Последней - вслед за Шерил Кроу, Кейт Буш, Джорджем Майклом, Вилли Нельсоном, Rage Against the Machine и вокальным R&B-ансамблем The Spinners - класс-2023 пополнила Мисси Эллиотт (Missy Elliott), ставшая первой женщиной-рэпером в Зале славы. К этому моменту в Бруклине, где проходила церемония, было уже за полночь, но это не помешало Эллиотт поставить преимущественно немолодую аудиторию шоу на уши - ураганным попурри из "Get Ur Freak On", "The Rain (Supa Dupa Fly)" и других узаконивших чествование Эллиотт хитов.


Автор текста - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

08.11.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: