МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов сентября

Кайли, Роми, Мицки, Slowdive и Sparklehorse - в обзоре главных пластинок сентября

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Olivia Rodrigo "GUTS"

Где-то между релизом своего дебютного, награжденного тремя "Грэмми" альбома "Sour" и выходом его сиквела ныне 20-летняя Оливия Родриго превратилась в суперзвезду незаурядного - ослепляющего тинейджерок и разоряющего их родителей - калибра: в нью-йоркском Madison Square Garden и лос-анджелесском Kia Forum тур в поддержку "GUTS" сделает по четыре остановки, да еще и с The Breeders на разогреве. Последнее существенно: хотя Родриго по-прежнему не брезгует бедрум-балладами в духе "drivers license", на новой пластинке ее заметно развернуло в сторону альт-рока и поп-панка: лид-сингл "vampire" оперирует аккордами "Creep" Radiohead, своими менторами девушка называет Джека Уайта (Jack White) и St. Vincent, а звучит она теперь как Аврил Лавин (Avril Lavigne) для тех, кто вырос на песнях Ланы и Билли. Если совсем вкратце, это знающий матчасть, уверенный в себе и да, довольно дерзкий поп-рок: тинейджерки от него без ума, но и их родителям за такое совсем не стыдно.


Kylie Minogue "Tension"

Свой, может статься, лучший альбом выпустила в сентябре Кайли Миноуг, три года назад, на пике пандемии, сказавшая "hold my beer" Дуа Липе (Dua Lipa) с Джесси Уэр (Jessie Ware) и вовремя вписавшаяся в диско-ривайвл, которого без нее в любом случае не было бы. Успевший стать гей-гимном лид-сингл "Padam Padam" - первый для Кайли сертифицированный хит в эру стриминга, и такие - элементарные, но неотразимые - песни тут скорее правило, чем исключение: "You Still Get Me High" вообще звучит как поздние Coldplay с женским вокалом. Поучаствовав в сочинении большинства новых песен, австралийка наняла при этом целую армаду успешных продюсеров и сонграйтеров, пойдя даже на такую странность, как фит на собственной пластинке: "10 Out of 10" записана на счет голландского диджея Оливера Хелденса (Oliver Heldens). Как бы то ни было, это уже никакое не диско, но фабрика хитов в ее же лучших традициях начала нулевых.


Romy "Mid Air"

При всей - неопровержимой - крутизне Оливии и Кайли мой любимый поп-альбом месяца выпустила Роми из The xx. Она стала последней участницей основательно перепахавшего музыку нулевых лондонского трио, решившейся на сольный дебют, и его стоило дождаться: не размениваясь по мелочам, Роми взяла в сопродюсеры Fred again.. и вездесущего Стюарта Прайса (Stuart Price), незамедлительно превратившись в королеву танцпола. "Mid Air" - любовное послание гей-клубам, в которых Роми нашла себя в юности, и родителям, которых она недавно потеряла, поэтому романтические переживания тут соседствуют с горечью, а европоп-эйфория - с клубным подвидом английского сплина в духе Everything But the Girl. В работе над программной двухходовкой "Mid Air" - "Enjoy Life" поучаствовали Jamie xx, Брайан Ино (Brian Eno) и Беверли Гленн-Коупленд (Beverly Glenn-Copeland), но лучше всего у Роми выходят песни попроще, вроде "One Last Try" или "The Sea".


Mitski "The Land Is Inhospitable and So Are We"

Благоразумно не сдержав туманное обещание уйти из музыки, всеобщая любимица Мицки пожинает плоды в виде лучшей прессы в ее и без того не жаловавшейся на признание критиков карьере. Седьмой LP рожденной в Японии американки - повторение пройденного на пониженных тонах: всегда умевшая удивить артистка перешла на "The Land…" в безопасный режим певицы-сочинительницы, который не покидает на протяжении всех 33 минут альбомного звучания. Королеве дедпана и сильных эмоций, красиво поданных под видом точных наблюдений, это, в общем, к лицу: ее идиосинкразии уходят в тень, пропуская на передний план мелодии и тексты. Порой их тянет в совершеннейшее кантри, в нескольких треках заняты хор с оркестром, но здешние аранжировки не злоупотребляют пышностью, а в финале - грандиозной "I Love Me After You" - и вовсе избавляются от американы, как от мертвой кожи.


Blonde Redhead "Sit Down for Dinner"

Нью-йоркское трио с итальянскими и японскими корнями не меняло состав с середины 1990-х и вроде бы не заигрывало с идеей распада, так что 9-летняя пауза между альбомами в их случае - это скорее стечение обстоятельств, чем творческий кризис. Так или иначе, десятый LP Blonde Redhead возвращает их на пик формы середины нулевых: это тот же тонкий, мелодичный дрим-поп, только в профиль. Изменившийся за декаду угол зрения заставляет провести параллель с другими ветеранами американского инди-рока Yo La Tengo - в основном из-за их завидного умения красиво стареть, не совершая лишних движений. Особенно хороши песни в исполнении пережившей несколько непростых лет Казу Макино (Kazu Makino), чьей харизмы по-прежнему хватает и на ударные синглы ("Melody Experiment"), и на прикладные вокализы ("Via Savona").


Sparklehorse "Bird Machine"

Второй посмертный альбом Марка Линкуса (Mark Linkous), покончившего с собой 13 лет назад, имел полное право звучать как коллекция скетчей, но его брат Мэтт и невестка Мелисса проделали дотошную и, в общем, мастерскую работу, доведя до ума результаты сессий, где Марку ассистировал Стив Альбини (Steve Albini). По словам Мэтта, обнаруженный им сравнительно недавно материал "Bird Machine" был довольно близок к готовности, но кое-какие редактура и монтаж тут понадобились. В частности, двум особенно похожим на классических, образца "It's a Wonderful Life", Sparklehorse песням пригодился вокал Джейсона Лайтла (Jason Lytle) из Grandaddy, а в пяти звучит голос сына Мэтта и Мелиссы - и крестника Марка - Спенсера. Гармоничная и горькая пластинка, невесело подмигивающая с того света, но пленяющая одним фактом своего существования.


The Coral "Sea of Mirrors" и "Holy Joe's Coral Island Medicine Show"

Сразу две новые пластинки выпустила в сентябре давно любимая мной группа, чей предыдущий альбом, концептуальный двойник "Coral Island", нарвался на внимание, которого The Coral не доставалось со времен их дебюта 20-летней давности. "Holy Joe's Coral Island Medicine Show" - своеобразный постскриптум к "Coral Island", вновь использующий деда братьев Скелли (двух из пяти музыкантов группы) в амплуа нарратора, доступный только на физических носителях и очень симпатичный. Но "Sea of Mirrors", пожалуй, важнее: позвав в гости Джонни Эколса (Johnny Echols) из ключевой для этоса The Coral группы Love и звезду "Оппенгеймера" Киллиана Мерфи (оба выступают в жанре spoken word), мерсисайдцы записали, кто бы мог подумать, "что-то вроде вымышленного саундтрека к "потерянному" спагетти-вестерну" - иначе говоря, n-й песенный трибьют Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Ну и поскольку примерно этим же самым The Coral занимаются с начала века, трибьют получился хоть куда - еще 37 минут радужного психоделического попа, чьи влияния и авторство узнаваемы в равной степени.


Corinne Bailey Rae "Black Rainbows"

Куда сложнее узнать на ее четвертом альбоме обладательницу "Грэмми", номинантку Mercury Prize и любимицу джазовых фестивалей Корин Бэйли Рэй, использовавшую свое право на "лево" тогда, когда от нее от этого никто не ждал, и исключительно эффектно. От сделавших ей имя неосоула и R&B на "Black Rainbows" остались две или три баллады (тоже, впрочем, хорошие), но действительно впечатляют тут смелые эксперименты с джазом ("Before the Throne of the Invisible God"), панк-роком ("New York Transit Queen") и чуть ли не гранжем ("Erasure"). Вдохновленная походом на выставку афроамериканской истории в чикагском музее и поначалу задумывавшаяся как сайд-проект, пластинка выросла во что-то гораздо большее - непредвиденный шедевр афрофутуризма и magnum opus придумавшей себя заново артистки.


Modern Nature "No Fixed Point in Space"

Обе предыдущие пластинки Modern Nature появлялись в моих топ-50 лучших записей года (2019-го и прошлого), но похоже, что зачинщик проекта Джек Купер (Jack Cooper) только разгоняется. "Это хорошая запись, - говорит он в интервью журналу Uncut. - Но мне она кажется черновиком того, куда я на самом деле двигаюсь". Это смелое заявление, но если прислушаться к третьему альбому Modern Nature, легко понять, что он имеет в виду. Продолжая работать на стыке нескольких жанров, где ключевыми остаются британский фолк и пост-джаз, Купер по-прежнему напрашивается на сравнения с поздними Talk Talk, но настолько последовательно уходит от песенных форм, что композитором его называть уместнее, чем сонграйтером. В самом деле, "No Fixed Point in Space" - скорее сюита, чем поп-альбом, и выбираемые Купером аккомпаниаторы - вроде Криса Абрахамса (Chris Abrahams) из авант-джазового трио The Necks - лишний раз подчеркивают направление, в котором эволюционирует его все менее и менее предсказуемая музыка.


Альбом месяца
Slowdive "everything is alive"

Второй после реюниона и пятый вообще альбом Slowdive всерьез угрожает превратить их достойный послужной список в эталонный: из всех воссоединившихся в этом веке титанов шугейза они больше всего постарались, чтобы их студийные работы не воспринимались как бесплатное приложение к концертам. Если предыдущая, первая за 22 года пластинка Slowdive производила впечатление общим уровнем песен, то новая - настроением и атмосферой: в этом смысле она звучит как продолжение преступно недооцененного "Pygmalion". Участники группы засели в студию с горстью набросков, сочиненных Нилом Халстедом (Neil Halstead) на модульных синтезаторах, и это хорошо слышно: это самый электронный из альбомов Slowdive, напоминающий не стену, но океан звука, в котором тонут и гитары, и голоса Халстеда и Рейчел Госуэлл (Rachel Goswell), и радость (за то, что инструментальные черновики превратились в песни калибра "kisses" или "the slab"), и печаль: два из пяти музыкантов недавно похоронили родителей. Величественная без пафоса и могучая без широких жестов пластинка, оставляющая при этом ощущение не эпилога, но перезагрузки.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

06.10.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: