МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Chicane, Barker, Натан Микай, новый проект участника Death In Vegas и другие электронные новинки августа

Nathan Micay "To The God Named Dream" (LuckyMe)

Музыка Натана Микая держалась на трех столбах: первый – это музыка экспериментальная, IDM и всякого рода деконструкции, второй – это препарированный под современные реалии транс, а третий – это бейс, который собственно и привел его на лейбл LuckyMe. Но третьем по счету (если не считать саундтрека к сериалу "Industry") альбоме Натан делает несколько уверенных шагов в сторону звучания более доступного и в лучшем смысле слова мейстримового – яркие "стадионные" мелодии, хип-хоповые и брейкбитовые ритмы (заглавная вещь построена на сэмпле из британского рейв-хита Kicks Like A Mule "The Bouncer", записанного 31 год назад нынешним боссом XL Recordings) и атмосфера рейв-эйфории девяностых. "To The God Named Dream" – это пластинка модная и одновременно ностальгическая. Ассоциации возникают то с Way Out West, то с Junkie XL, то с молодым Ферри Корстеном (Ferry Corsten), то даже с M83.

Barker "Unfixed" (Smalltown Supersound)

После сверхудачного альбома "Utility" (2019) берлинский музыкант Сэм Баркер (Sam Barker) зарекомендовал себя как одного из самых интересных и влиятельных персонажей неотранс-сцены, однако с тех пор музыку выпускал очень дозированно – одна EP в 2021-м (с недвусмысленными отсылками к Мануэлю Гётшингу) и вот теперь еще одна, изданная уже не лейблом Ostgut Ton, а норвежским Smalltown Supersound, одним из мировых законодателей мод в плане всяческого электронного "неформата". Открывающий пластинку трек "Birmingham Screwdriver" звучит резко и экспериментально, однако затем мы слышим вполне привычного Баркера – лёгкого и светлого в "Wick And Wax" и чуть более абстрактного и меланхоличного, приправленного замысловатой Autechre-подобной ритмической канителью (но всё же хорошо узнаваемого) в "Golden Hammer" и "Percussive Maintenance".

Chicane "Nevertheless" (Modena Records)

Николас Брейсгридл (Nicholas Bracegirdle) – музыкант со сложной карьерной траекторией. В конце девяностых-начале нулевых он заработал статус звезды "утренней музыки" – расслабленного балеарик брейкса и мелодичного прогрессив-хауса. После хита "Saltwater" с вокалом Мойи Бреннан (Maire Brennan) из Clannad, Ник двинулся покорять поп-олимп и был близок к успеху, но его лучший альбом "Easy To Assemble" (2003) пал жертвой войны пиратов и мейджоров: после того, как промо-версия утекла в сеть, релиз альбома был попросту отменен. С тех пор в карьере Chicane что-то навсегда сломалось. Ник пробовал перезаписывать "украденные" песни и сочинять новые, заигрывать с тек-хаусом и EDM, но ничего не помогало. В результате, Ник решил откатиться к заводским настройкам и записать балеарик-поп альбом, как если бы ничего, что он делал в XXI веке, просто не существовало. Предельно мягкие ритмы (из хауса в балеарик-брейкбит начала девяностых и обратно в диско), поп-мелодии, вайб откуда-то из восьмидесятых, немного вокала и щемяще-ностальгическое настроение последних дней уходящего лета. Если это и не лучший альбом Chicane вообще, то как минимум лучший со времен злосчастного "Easy To Assemble".

Studio Kosmische "Beyond the Circle of the Fixed Stars" (Dreamlord Recordings)

Студио Космише – сравнительно новое (первый релиз датирован 2020-м) детище Доминика Кина (Dominic Keen), известного по Death In Vegas, The Quantic Soul Orchestra и еще полудюжине разностилевых составов, и мультиинструменталиста Джонатана Паркса (Jonathan Parkes). Как и следует из названия, в этом проекте Кин и Паркс исследует тему краут-рока, но в отличие от большинства коллег, их музыка – это вовсе не электроника с моторик-битом, а скорее этакий механико-минималистический спейс- или даже джаз-рок, построенный на петлях и повторах. Как и требуют законы жанра, альбом состоит из двух длинных медитативных композиций, а к ударным, перкуссии, гитаре и клавишам (электронная здесь не столько природа инструментов, сколько образ мышления) порой добавляется саксофон в исполнении Ивана Бурсова, и судя по всему это участник московской авант-джазовой группы Бром.

Clocolan "incide" (Redpan)

Американский музыкант Эмлин Эллис Эддисон (Emlyn Ellis Addison) заработал себе репутацию в конце 2010-х как представитель малочисленной группы успешных продолжателей дела Boards of Canada. К седьмому альбому Clocolan подустал от BOC-овской теплоты и, не отходя уж слишком далеко от их музыкальных приемов и сохранив кое-где чавкающие хип-хоповые биты, детские голоса и плывущие синтезаторные партии, сдвинулся в сторону хмури а-ля "Selected Ambient Works II" Афекс Твина (Aphex Twin) и его же мини-пьес для препарированного фортепиано. На выходе получился воображаемый чудо-коллаб, не блещущий оригинальностью, но приятный и интересный на слух.

Helios "Espera" (Ghostly International)

Юбилейный, десятый альбом американца Кита Кенниффа (Keith Kenniff), известного также проектами Goldmund и Mint Julep. По традиции, музыка Helios звучит максимально комфортно – фортепиано, арфа, акустическая гитара, которая теряется в эмбиентной звуковой каше, расслабленно-летние клавиши и неторопливый даунтемпо-ритм. Стилистически это примерно с равным успехом можно назвать чиллвейвом, индитроникой или даже нью-эйджем: "Espera" похожа одновременно на Tycho, Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss), Manual и M83, отправившихся вместе на длительный йога-ретрит в Индию с плейлистом из Вангелиса (Vangelis) и музыки с лейбла Windham Hill.

Initial Programs "Are We Programmed?" (Before And After Silence)

Ритмичную музыку Мик Чилледж (Mick Chillage) выпускает редко да метко – его последним полнометражным диском, где важную роль играли ударные, был альбом The Shape "Waveshape Function" (2014), а единственным до этого момента релизом проекта Initial Programs была трехтрековая пластинка "What Tomorrow Brings" пятилетней давности. Но если на "Waveshape Function" ритмы порой были прямо-таки танцевальными, то "Are We Programmed?" выдержан строго в эстетике чиллаутной музыки 1990-х. Неторопливые ударные в исполнении 808-й и 909-й драм-машин в комбинации с пространственными текстурами отсылают нас не то к эмбиент-техно в традициях лейбла Instinct Ambient, не то к абстрактному электро по заветам первых релизов Elektrolux.

Qeta "Of A Different Time" (Not On Label)

Qeta – сайд-проект жителя Ньюкасла Джеймса Прингла (James Pringle), чрезвычайно плодотворного музыканта, издающего большую часть музыки под именем The Jaffa Kid. С основным проектом он успел выпустить альбом на канадском Suction Records и попасть в обойму нидерландского 030303 и британского Furthur Electronix. Музыка на "Of A Different Time" в целом продолжает его генеральную линию мягкой, аналоговой и несколько ретроградской электроники. На альбоме примерно в равных долях смешаны электро, эйсид, эмбиент и интеллигентное техно по лекалам B12. Эта тонкая музыка полутонов – ритмичная, но не клубная, гармоничная, но не переслащенная.

Rod Modell "Ghost Lights" (Astral Industries)

Детройтский мастер даб-техно, чьи лучшие работы опубликованы под именем Deepchord, в последнее время старается расширять свою музыкальную палитру. Он то двигается в сторону быстрого и упругого техно-звучания, подписываясь на Tresor, то напротив уходит в дебри эмбиента и полевых записей, и альбом "Ghost Lights" раскрывает именно эту его сторону. Почерк Моделла несложно узнать по приглушенным аккордам, но здесь они начисто лишены какой бы то ни было ритмической поддержки и буквально тонут в звуках окружающего пространства – эхе, шуме ветра и воды, пении птиц и прочих природных саундскейпах. На выходе получается терапевтический environmental drone – величественный, спокойный и неподвижный как гора Арарат.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

04.09.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: