На протяжении всего 2022 года эта рубрика, несмотря ни на что, рассказывала о самых нашумевших и наиболее интересных музыкальных новинках момента. Самое время напомнить о лучших из них - десяти выбранных автором Звуков Сергеем Степановым альбомах, которыми ему запомнился этот год.
№10
Let's Eat Grandma "Two Ribbons"
Несколько недель назад я ходил на концерт Let's Eat Grandma, где, кроме меня, было еще человек тридцать. То же самое я наблюдал и несколько лет назад, и тогда это можно было как-то объяснить: еще не все знали, что из тин-версии Cocorosie Дженни и Роза превратились в превосходную поп-группу с большими хуками. Теперь же за них прямо-таки обидно: пережив личную трагедию (от редкой формы рака умер бойфренд Дженни), Let's Eat Grandma вернулись взрослее, мелодичнее, сильнее, чем когда-либо, но, похоже, продолжают свое красивое падение through the cracks. Это, конечно, не дела: эти песни достойны большей аудитории, а структура пластинки (на первой стороне в основном синтипоп, тогда как вторая - сплошь баллады) добавляет ей очков за драматургию.
№9
Hermanos Gutiérrez "El Bueno Y El Malo"
Так, как этой, я новыми пластинками новых для себя групп не заслушивался со времен второго альбома Khruangbin, что говорит многое о ее чиллаут-характере, но не отменяет главного: свое ремесло - сочинять и в две гитары исполнять саундтреки к несуществующим спагетти-, мариачи- и каким угодно еще вестернам - братья Гутьеррес (их папа - швейцарец, а мама из Эквадора) освоили в совершенстве. В песне под характерным названием "Tres Hermanos" к ним присоединяется Дэн Ауэрбак (Dan Auerbach) из The Black Keys, и это не просто лучший альбомный трек, но и прозрачный намек на то, что у братьев может быть большое будущее: Ауэрбак - продюсер и издатель пластинки.
№8
Danger Mouse & Black Thought "Cheat Codes"
На пару лет исчезнув из поля зрения, наш любимый überproducer снова в деле - и в отличной форме. Заработав за это время 24 номинации на "Грэмми", Danger Mouse возвращается к сделавшему ему имя хип-хопу - в компании великого эмси Black Thought из не умеющей выпускать заурядных альбомов группы The Roots. Ну и если кто-то забыл или не знал, что Danger Mouse - чемпион популярной музыки по коллаборациям, то вот еще одна золотая медаль: пока продюсер на бис наводит свою фирменную фанк-соул-психоделию, его любимый рэпер атакует микрофон с исключительной техникой и редким артистизмом, от которых не отвлекают виртуозные камео Майкла Кивануки, Run the Jewels и покойного MF Doom.
№7
Nils Frahm "Music for Animals"
Трехчасовой альбом для наблюдения за водопадом или листьями на дереве сразу нашел во мне целевую аудиторию - в конце концов, всего семь лет назад еще один горячо любимый мной минималист Макс Рихтер (Max Richter) остановился в шаге от титула "Альбом года" с 8-часовым саундтреком к здоровому сну. У Фрама этот титул уже есть, и его новая работа никаких сверхзадач не ставит: он сам уточняет, что на подразумеваемые альбомной концепцией водопады "можно смотреть, а можно и не смотреть". Отличает Нильса от Макса и диапазон, благодаря которому Фрам может сочинить 3 часа новой музыки, обходясь без пианино и струнных: одними синтезаторами, звучащими, однако же, как целый эмбиент-оркестр.
№6
Nilüfer Yanya "PAINLESS"
Градус всеобщих восторгов по адресу моей любимой девушки с гитарой к ее второму альбому заметно снизился, что в принципе объяснимо: от первого он если и отличается, то самую малость. Это все тот же стилистически гибкий, жанрово флюидный инди-рок, прибавивший по части аранжировок (меньше лоу-фая, более лощеный продакшн), но слишком идиосинкратический, чтобы подобные детали обращали на себя чрезмерное внимание. Что в глаза бросается, так это уровень сонграйтинга - не просто доказывающий, что превосходный дебют Нилюфер не был счастливой случайностью, но приоткрывающий - и красиво заваливающий - совсем новые (для нее и других девушек с гитарами) горизонты.
№5
Kendrick Lamar "Mr. Morale & the Big Steppers"
Новости трехлетней давности намекали, что лауреат Пулитцера работает над "рок-альбомом", тизер-сингл накрутил очередное программное высказывание на семпл из Марвина Гея (Marvin Gaye), но Кендрик, как обычно, обманул и проигнорировал все ожидания, выпустив свою самую интроспективную и минималистичную (и наименее безотлагательную) пластинку. Главный рэпер современности не боится противоречий и не избегает красных флагов, вновь оправдывая свою репутацию визионера: и отчаянная перепалка с актрисой Тейлор Пейдж, и пронзительное камео великой Бет Гиббонс (Beth Gibbons) встраиваются в - и работают на - big picture.
№4
Kikagaku Moyo "Kumoyo Island"
Мой любимый атлет - футболист Эрик Кантона, помимо прочего, исполнивший то, что удается единицам, уйдя из сделавшей ему имя профессии на пике формы. Четверть века спустя его примеру последовали Kikagaku Moyo - адепты живописного, лучезарного стоунер-рока для тех, у кого не бывает плохих трипов. Вернувшись из Амстердама, где они провели последнюю декаду и основали отличный психоделический лейбл Guruguru Brain, в родной Токио, Kikagaku Moyo знали, что записывают свой последний альбом, и сработали на максимуме возможностей, фантазии и гибкости: от анатолийского рока до kosmische, от фрик-фолка до олдскульной психоделии.
№3
Wet Leg "Wet Leg"
Третья в этом веке группа, чья дебютная пластинка заработала по номинации на Mercury Prize и "Грэмми" в нашей любимой категории "Лучший альтернативный альбом" (две другие - Franz Ferdinand и Coldplay), Wet Leg и впрямь слишком неотразимы, чтобы пролететь ниже любых, даже самых неисправных радаров. Их первый сингл - с цитатой из "Mean Girls", шуткой про "big D" и вроде бы безобидным вопросом "what?", за год в эфире превратившимся из эротического полушепота в оргазмический вопль, - установил планку связанных с альбомом ожиданий на заоблачном уровне, но Wet Leg все нипочем. Это постпанк-ривайвл, где ключевое слово второе: дюжина цепких, дерзких, освежающе оригинальных и бесконечно остроумных песен, каждая из которых возрождает если не веру в будущее гитарной музыки, то как минимум интерес к ней.
№2
Arcade Fire "WE"
Этот год для Arcade Fire и большинства их поклонников состоял из двух, мягко говоря, неодинаковых половин. В первой вышел "WE" - вдохновленный одноименной антиутопией Замятина, повторяющий за Боуи, Боно, Боссом и группой Grandaddy, спродюсированный, к чему мелочиться, Найджелом Годричем (Nigel Godrich) и, в общем и целом, великий альбом о том, как жить, когда жить тревожно и страшно. Во второй пришлось жить с новостью, что соавтор "WE" и другой классики Arcade Fire Уин Батлер (Win Butler) - в лучшем случае creep, и сдавать билеты на их концерты. По итогам второй группа, возможно, выживет, но свой имидж группы-отличницы, группы-семьи, band of the people потеряла, видимо, навсегда. Отменяет ли это величие "WE"? Как видите, не для меня - но разочарование тех, для кого отменяет, я понимаю и разделяю.
№1
The Smile "A Light for Attracting Attention"
Наслушавшись песен с "A Light for Attracting Attention" задолго до его выхода и с ходу сравнив его с "Hail to the Thief", я полгода искал веские причины не назвать эту пластинку альбомом года (возможно, потому что "HTTT" я в свое время альбомом года назвал - несмотря на его неидеальный трек-лист и скромное место в каноне Radiohead). Главенство The Smile в иерархии сайд-проектов ГГПЗ™ неоспоримо - вероятно, потому что это не такой уж и сайд-проект. Ни для кого не секрет, что по части динамики внутри RH с альянсом Тома и Джонни может поспорить только союз Тома и Найджела. The Smile - вторая группа, где заняты все трое, и класс этих песен - не лучшая новость для первой, на чьей территории The Smile играют с легкостью, энтузиазмом и без предрассудков, не чураясь ни боевиков, ни медляков, ни клубных концертов.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)