ТЕХНИКА  Нейросеть "Путин"

Яндекс вводит алгоритмы, которые будут беречь слушателей от "чувствительных тем" и "дискомфорта". Проще говоря, вводит цензуру

На минувшей неделе компания Яндекс объявила о введении нового рекомендательного алгоритма. Он будет беречь слушателей от "чувствительных тем" и "дискомфорта". Рассказываем, как цензура проникает в пользовательские сервисы Яндекса.

Нравится - не нравится, терпи Рекомендации.

Ассоциация музыкальной индустрии (АМИ) и Яндекс Музыка разработали "рекомендации для контента на музыкальных сервисах". В пресс-релизе говорится, что эти рекомендации "работы с опасным или неприятным контентом и должны помочь стриминговым сервисам создать комфортную и безопасную среду для слушателей". Инициатива номинально исходила от АМИ, а Яндекс принял ее как руководство к действию.

"Контент будет проверяться на соответствие правилам по гибридной модели: сначала при помощи технологий машинного обучения, а затем вручную... Система будет также использоваться для выявления контента на чувствительные темы, который может вызвать дискомфорт у слушателей. В зависимости от характера контента он может быть отмечен специальными знаками, указывающими на ограничение по возрасту, исключен из рекомендаций или удалён с сервиса", - говорится в пресс-релизе (выделено редакцией, - "Звуки").

Это более сложный алгоритм, нежели цензурирование проекта "Яндекс Новости", который компания ввела по требованию Минпечати из-за "закона об агрегаторах" в 2014 году, и который в итоге помог "зачистить" новостное поле от независимых медиа. Проект Новости в итоге был продан Яндексом объединенному холдингу ВК, оказав негативное влияние на репутацию Яндекса среди специалистов, а также способствовал расколу в компании. Судя по всему, давление на компанию продолжилось, и теперь на ее платформах будет подвергаться цензуре вообще любой контент.

За мораль! За детей! За традиционные ценности, то есть международный опыт!

Как и полагается, следуют отсылки к "защите детей" от "взрослого контента" и "распространённой мировой практике" - контентной политики у музыкальных стриминговых платформ. "При создании таких рекомендаций важно соблюдать баланс между интересами и комфортом слушателей и возможностью самовыражения артистов. Мы рады, что Яндекс поддержал эту инициативу и внедряет эти рекомендации в работу сервиса, и надеемся, что вместе нам удалось найти решение, которое позволяет определить границы этичного и неэтичного контента", - цитирует пресс-релиз слова гендиректора АМИ Валерия Дробыша.

Для реализации всей этой инициативы создаётся независимый экспертный совет при Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ. Он разрабатывает методологию "по определению контента, способного нанести вред, и сделать её максимально объективной и понятной".

Как заявил глава Лаборатории лингвистической конфликтологии Максим Кронгауз, экспертный совет обещает разработать критерии оценки творческого контента, с помощью которых, дескать, можно будет "отличить... реальную агрессию от творческого приема, образа или просто особенностей жанра".

Алгоритмы околоточные

По мнению главы юридической практики Роскомсвободы Саркиса Дарбиняна, речь идёт ни о чём другом, как об автоматизации цензуры, и то, что внедрено в России на уровне Реестра запрещённой информации Роскомнадзора, вероятнее всего, будет внедрена и в рекомендательный сервис "Яндекса":

"Есть большие опасения, что под эту автоматизацию попадет множество артистов - "иностранных агентов", а также множество артистов, которым запрещен по факту доступ к российскому рынку, но не запрещен де-юре. И, конечно, это коснется огромного количества артистов, которые числятся в разного рода перечнях, в том числе [в перечне] экстремистской информации", - приводит The Insider слова Дарбиняна.

Саркис отметил, что попавшие в списки неугодных артисты, по сути, лишились доступа к российской сцене, и дал понять, что теперь алгоритмы Яндекса могут понижать их записи в выдаче или вовсе блокировать:

"...То, как их рекомендует сервис, может регулироваться алгоритмами. Учитывая то, что они закрытые, и ни у кого к ним нет доступа, нам остается только проверить на деле, как это будет работать, - заявил Дарбинян. - В итоге мы можем получить нейронную сеть, которая будет кормить нас конкретными данными и конкретным контентом. Поэтому, естественно, это имеет большое влияние на свободу информации и на доступ к результатам творчества тех или иных артистов со стороны".

Пресс-служба "Яндекса" оставила без ответа вопрос корреспондентов The Insider о каком "неэтичном" и "чувствительном" контенте идет речь в пресс-релизе, а также входят ли в эту категорию композиции с антивоенной тематикой.

"Ну, вы же сами всё понимаете".

В Конституции РФ - и в редакции, действовавшей с 1993 года, и в новой версии 2020-го года, присутствует Статья 29, пункт 1 которой гласит: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова", а пункт 5 - "Гарантируется свобода массовой информции. Цензура запрещается".

В свою очередь, Cтатья 15 Конституции РФ объявляет её, Конституцию, законом прямого действия и объявляет, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Это же, в более подробной форме, описывает Статья 76.

В то же время, в российской Конституции существует "троянский конь" в форме Cтатьи 55, где написано:

"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
А под этот список можно подогнать всё, что угодно.

На те же аргументы опирается и Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который регламентирует, в том числе, функционирование злополучного реестра запрещённой информации. То есть цензуру устраивать формально нельзя. Но "мелкий шрифт" важнее.

Очевидно, что политика сотрудничества Яндекса с государством определяется политику развития его пользовательских сервисов. Компания вкладывает существенные средства в разработку алгоритмов, нацеленных на ограничения пользования собственными сервисами.

Конечным результатом этих титанических усилий в контексте Яндекс Музыки станет белый список провластных исполнителей. Составленный, кстати, вручную. Алгоритмы будут просто присматривать за тем, чтобы ничего вне этого списка на платформу не попадало.
В свою очередь, это способствует снижению доходов независимых музыкантов: отчисления, которые они получают от Яндекса, и так невелики, а станут ещё меньше.

09.07.2023, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: