Электронный музыкант Джеймс Блейк (James Blake) объявил о запуске стримингового сервиса Vault, который должен будет "решить проблему низких, а иногда и отсутствующих выплат музыкантам" со стороны других стриминговых платформ и сервисов вроде TikTok. Vault (рус. "Закрома") позволит артистам предлагать своим поклонникам неизданные записи за ежемесячную подписку.
Некоторое время назад британский музыкант и продюсер разразился серией возмущённых постов в X/Twitter и Instagram, связанных с тем, что в сервисе TikTok вовсю использовалась его кавер-версия композиции Фрэнка Оушена (Frank Ocean) "Godspeed", но ни он, ни Оушен не получили ни копейки.
"Я то и дело читаю: "Если тебе так повезло, что ты "завирусился", так давай, воспользуйся этим, чтобы заработать другим способом". [Но] музыканты должны иметь возможность получать доход от своей музыки. Вы хотите хорошие записи или вы хотите получать то, за что заплатили? Если вам нужна качественная музыка, кто-то должен за неё заплатить. Стриминговые сервисы платят из рук вон плохо, лейблы хотят бОльший процент, чем когда-либо, и просто сидят и ждут, когда ты "завирусишься", TikTok тоже не платит, а гастроли становятся для большинства неподъёмно дорогими, - написал тогда Блейк. - Промывка мозгов сработала, и теперь люди считают, что вся музыка - это что-то бесплатное".
Анонсируя Vault, он отметил, что в большинстве своём музыканты не являются экстравертами и гениями раскрутки в соцмедиа. Его цель - создать платформу, которая позволит музыкантам зарабатывать напрямую и заодно вкладываться в очень дорогостоящий процесс аренды студии, найма музыкантов и т.д.
"Кроме того, я говорил со многими музыкантами, и им очень невесело с того, что огромное количество качественного материала остаётся неизданным, потому что не вписывается в какие-то рамки или тренды", - добавил Блейк.
Ok, so for the first time I’m going to be releasing from my vault of unreleased music
— James Blake (@jamesblake) March 20, 2024
We are launching @vaultdotfm to show music has inherent value beyond just exposure
Subscribe to unlock 👇 pic.twitter.com/pIic7Ef47G
После того, как его публикации насчёт низких выплат наделали шуму, с ним связались разработчики платформы Vault, которые как раз и хотели попытаться решить все эти проблемы. И Блейк решился "запустить эксперимент", выгрузив на платформу всю свою неизданную музыку, предложив поклонникам её по подписке - за 5 долларов в месяц.
"Эти записи пойдут напрямую от меня к вам, никто не сможет ни заблокировать, ни задержать эти релизы. Ну, и кроме того, я запустил чат, чтобы записи могли обсуждать все желающие", - написал музыкант.
What if making music was enough? pic.twitter.com/oP64sE7llU
— Vault (@vaultdotfm) March 20, 2024
Он отметил, что платформа была построена с нуля довольно поспешно, так что новая функциональность ещё будет добавляться.
"Но основная концепция - прямая подписка на музыканта, как мне кажется, поменяет правила игры и позволит артистам освободиться от бесконечной карусели нынешнего положения дел", - написал Блейк.
Справедливости ради, это не первая сходная инициатива. Очень похожая концепция была заложена в основу платформы Patreon. Она исправно и эффективно функционирует, правда, музыканты на ней едва ли являются доминирующим видом.
Сервис Bandcamp также позволяет напрямую поддерживать авторов - правда, там речь идёт не о подписке, а о прямой покупке записей, мерча и т.д. В целом этот сервис тоже существует неплохо (хотя последние хождения по рукам не обнадёживают) и пока что выплачивает круглые суммы музыкантам. Но лишь по общему зачёту.
Музыкантов на платформе - огромное количество; как справедливо заметил Блейк, они далеко не все являются гениями самораскрутки, так что колоссальную часть выгруженного на Bandcamp материала никто никогда не услышит.
Сервис Tidal, который с огромной помпой запускался как "платформа, принадлежащая музыкантам и для музыкантов существующая", по сути, осталась крайне нишевым явлением для аудиофилов с топовой воспроизводящей техникой. Можно вешать табличк "Элита для элиты".
Другие подобные инициативы не прижились. А основные доходы от доставки музыкальных записей конечным пользователям получает "олигополия" из нескольких гигантских компаний. Которые зарабатывают миллиарды, раздавая музыку почти бесплатно, а музыкантам выплачивая какие-то смехотворные гроши. И очень склочно реагируя на критику.
Даже лейблы тоже в последнее время стали демонстрировать недовольство действиями популярных медиаплатформ. Например, совсем недавно Universal Music Group убрал все записи своих артистов из TikTok в ответ на попытки "грубого давления". По утверждению UMG, TikTok предложил слишком низкую компенсацию артистам и авторам - "лишь небольшую долю того, что платят социальные платформы, обладающие сходным положением". Ответ TikTok сводился к встречному обвинению в жадности.
1966 – Американский философ и музыкант Антон Шандор Ла-Вей, работавший в разное время помощником укротителя в бродячем цирке и органистом в стриптиз-баре, объявил о создании церкви Сатаны, став ее верховным жрецом »»
2008 – Во время выступления Роджера Уотерса в Калифорнии его знаменитая надувная свинья улетела в небеса и была найдена за много километров от площадки. Нашедшим свинью гражданам подарили пожизненные билеты на фестиваль Coachella »»
Willie NELSON (1933)
Wayne KRAMER (1948)
Николай ФОМЕНКО (1962)
Филипп КИРКОРОВ (1967)
Сергей ХОМЯКОВ (1969)
Darren EMERSON (1971)
AKON (1973)
Петр НАЛИЧ (1981)
BAAUER (1989)