Наш десант на Montreux Jazz Festival подходит к концу, а фестиваль катится своим чередом. Как обычно, последние дни проходят в безуспешных попытках объять необъятное - прогуляться по Променаду, заглянуть на все сцены и выставки, услышать краем уха играющий в парке брасс-бэнд, а в ночи заглянуть на рейв. Пестрый калейдоскоп дня с трудом вмещает половину запланированного. Но рассказать о главных событиях этих дней я все же попытаюсь.
11 июля. Ненародная музыка разных народов
Такого вы точно не слышали. Да и никто не слышал. Попытки создать сплав world music и джаз-авангарда предпринимались неоднократно, однако они, по большей части, либо превращаются в заигрывание с world music, либо скатываются в хроматический абсурд. Но наш любимый ансамбль скрипичных минималистов Kronos Quartet смог создать в сотрудничестве с малийским трио Da Kali свершенно новый тип импровизационной музыки, где психоделические, чуть напоминающие госпел напевы Хавы Диабате (Hawa Kasse Mady Diabate), похожий на лютню инструмент н'гони Мамаду Куяте ( Mamadou Kouyatе) и перкуссии и балафон Лассана Диабате (Fodе Lassana Diabate) дополняются ритмически прихотливыми инструментальными пьесами-размышлениями. Первую часть концерта составляли исключительно композиции трио (и это было, надо признать, довольно однообразное зрелище), но вторая развернулась в полноценный диалог культур, в котором все инструменты органично дополняли друг друга. Da Kali - потомственные музыкальные ремесленники из культуры Манде Мали, музыка у них очень "земная". Вокал Хавы, с его округлыми вибрато и разнообразными мелизмами, обволакивает и манит, а осторожные пиццикато Кроноса словно указывают ему путь. А когда Лассан берет балафон и исполняет на нем соло, у тебя создается ощущение, что ты сидишь где-то в саванне у костра, и глаза зверей светятся в темноте.
Лайонел Ричи, фанкстер из 80-х, стал в этом году новым героем фестивальных сцен: триумфальное выступление на Гластонбери, грандиозный тур по открытым площадкам и, как следствие, рост продаж последнего альбома в iTunes сделали Лайонела новым героем лета.
"Всем привет! Как же я рад вас видеть! Впервые я был на этой сцене вместе с Commodores, и тогда волосы у меня были вот такие, - Лайонел широко раздвигает руки, словно рыбак, показывающий величину пойманной рыбы.- потом я приехал в 80-х - и они были здесь (сдвигает руки, имитиируя шевелюру размером с воздушный шарик). И вот я снова в Монтре - и я рад, что волосы у меня на голове еще остались! Должен вам сказать, что вы-то за это время нисколько не изменились!"
С этими словами Лайонел запевает "Running With the Night" - гимн 80-х, ясно указывающий на дальнейшее содержание вечера. Его вокал все еще мощный и обладает все той же теплой интонацией, он вихрем перемещается по сцене и испытывает явное удовольствие от того, как тепло зал принимает и его сольную "Penny Lover", и древний хит "Easy".
Лайонелу, как никому другому, свойственны самоирония и трезвость восприятия. Он продолжает свой веселый конферанс: "У меня три группы поклонников: первая со мной еще со времен Commoders, вторая - со времен "All Night Long", а третья называет меня "мистер Ричи" и говорит: мои мама и папа часто ставили мне ваши пластинки!" Первые две понимают, о чем я пою. А третья такая: что за фигня тут происходит вообще?". Я спою вам три песни и для третьей группы объясню, о чем там поется. Первая - о том, как ты прощаешься с любимым и говоришь ему, что все кончено. я не хочу, мол, больше тебя видеть. Алкоголь - это не выход. Выход - мои пластинки. CD, кассеты или треки в iTunes. И это - "Ballerina Girl". А потому однажды бросают тебя - человек, с которым ты планировал провести всю свою жизнь, наносит тебе удар. Говорит, что уходит к другому. И в этом случае тоже стоит звать меня - я исполню вам "Oh No". Но когда вам хорошо, кругом цветут цветочки, поют птички и жужжат пчелки, и вы влюблены как в первый раз - тем более стоит звать меня! Я исполню вам "Stuck On You"!"
Круче вокала Лайонела - только его чувство юмора. Он сокрушается, что Дайана Росс отказалась выступить с ним в Монтре, и предлагает зал исолнить партию Росс в их совместном хите "Endless Love", смешно троллит своих музыкантов в " Say You, Say Me" и, разумеется, отвязно пляшет под "Dancing on the Ceiling". К концу концерта с полуголого барабанщика градом катится пот, гитарист уже сточил себе пальцы до локтей, бэк-вокалисты начали задыхаться, а Ричи, не расстегнувший ни единой пуговицы на костюме, все так же бодр и безупречен. Похоже, певец знает тайный рецепт вечной молодости и прыгучести, доставшийся ему по наследству от Майкла Джексона. Так что мы не особо удивляемся, что после второго биса он выводит на авансцену Куинси Джонса, знаменитого продюсера короля поп-музыки, чтобы исполнить в сопровождении студенческого хора мировой хит " We Are the World". Этот трогательный финал - способ показать: в музыке есть первенство, но есть и преемственность.
12 июля. То-то и Тото
Первая часть вечера состоит из блюза и его разновидностей. В Jazz Cafe отлично спелись ретро-соул певец Леон Бриджес (Leon Bridges) и милая Рути Фостер (Ruthie Foster), исполняющие на два голоса дивную блюзовую и соул-классику; послушать Леона и узнать о нем побольше вы можете здесь. А в большом зале первую половину вечера оккупировали очаровательные бандюганы Los Lobos - их музыка базируется на латино и тяжелом блюзе, и блюз явно преобладает. Даже когда их гигантский гитарист берет крохотную гармонику и залихватски исполняет "La-Bamba", это выглядит ну совсем не юмористически.
Прог-рокеры Toto начинают свой сет в Стравинском с психоделического intro на синтезаторах - клавишных в этот день будет много. Калифорнийская банда запиливает "Running Out of Time" так, словно на дворе продолжаются 80-е, а мы находимся не на джазовом фестивале, а где-то посреди стадиона на задворках Британской империи. Помпезные, резкие, полифоничные - они лихо заламывают сложные гармонические построения в "I'll Supply the Love", рубятся в "Burn" и подпускают балладного флера в "Stranger in Town". Джозеф Уильямс катается шариком по сцене, с удовольствием делегируя партии вокала техничному и четкому клавишнику Дэвиду Пайку (David Paich) и гитаристу Стиву Люкатеру ( Steve Lukather), будто ему мало группы бэк-вокалистов. Концерт практически весь состоит из хитов - от "Hold the Line" до "Rosanna" - и демонстрирует весь спектр мощностей бэнда: от белого блюза до хард-рока.
На этом наш визит в Монтре подходит к концу. Фестиваль завершится без нас, но мы обязательно расскажем вам, чем все закончилось. И началось - потому что уже сейчас команда Montreux Jazz Festival формирует программу юбилейного, 50-го, фестиваля. И мы надеемся встретиться с вами на его площадках.
Продолжение следует.
Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)