MONTREUX JAZZ FESTIVAL  MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15

Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты!

Эклектичный и веселый Montreux Jazz Festival продолжает свою работу. Ближе к финалу программа, и без того богатая на серьезные имена, буквально набита легендами. Можно просто жить на двух главных площадках, никуда не уходя.
Кстати, вы же помните, что можете смотреть лучшие концерты фестиваля вместе со мной на сайте MJF? Здесь идут стримы многих концертов, и некоторые из них останутся на YouTube-канале фестиваля по его окончании.
Предыдущую часть репортажа вы найдете здесь.
Начнем с нежнейшей импровизации, которую исполнили Чилли Гонзалес (Chilly Gonzales) и Софиан Памарт (Sofiane Pamart) в четыре руки в зале Petit Palace, и это будет единственный сет дня, который не включает в себя гитары. А дальше отправимся в зал Stravinsky, в котором уже яблоку негде упасть.


13 июля: боги гитары

После вдумчивого и несколько академичного мастер-класса Ярона Хермана (Yaron Herman) нестись со всех ног на концерт легендарного гитариста Пэта Мэтини (Pat Metheny) и в результате обнаружить себя в зале, где народ свисает с потолка - done. Обладатель 20 премий Грэмми представляет в Монтре новый состав своего трио Side-Eye - с Крисом Фишманом (Chris Fishman и Джо Дайсоном (Joe Dyson).

Мэтини всегда выглядит как безумный профессор (впрочем, он таковым и является, он еще в 19 лет стал профессором Беркли): копна буйных волос, теплая улыбка и... шорты с кроссовками, словно музыкант забежал на сцену прямиком с теннисного корта. Тут он начинает играть - и ты совершенно забываешь, как он выглядит. Зато интересно, как звучит и выглядит его удивительный двухгрифовый инструмен Pikasso: его верхний регистр звучит как гусли или лира, нижний - как полноценная партия баса. Открывающая композиция называется "The Sound of Water", и она совершенно волшебная.
Удвивителен звук этого уникального 42-струнного инструмента. Кажется, что магические звуки льются отовсюду одновременно. 16 июня вышел новый альбом мастера под названием "Dream box", и, кажется, это - первый волшебный сон из шкатулки, хотя песня в треклист не вошла.

Дальше Пэт берет привычный Ibanez и гонит электричество в сопровождении Криса и Джо - и характер сета резко меняется. Пэт словно ставит себе задачу показать нам всю палитру выразительности, доступную гитаре: от "Better Days Ahead" до напористой "Timeline" и 'Phase Dance" с "Trigonometry".
Перед бисами Мэтини играет очень нежные дуэты с клавишником и очень индустриальные - с барабанщиком. Крис Фишман тоже явно поклонник сеансов одновременной игры: басовые партии он играет левой рукой на синтезаторе, солируя правой рукой на фортепиано. На "Last Train Home" вообще возникает ощущение, что перед тобой - полноценный оркестр.
При этом сам Пэт сосредоточен только на музыке и с залом практически не взаимодействует.

Концерт басиста Маркуса Миллера (Marcus Miller) - шоу совершенно другого рода. Это мастер-класс теплоты и общения. Композитор, аранжировщик и мультиинструменталист, Миллер — один из самых влиятельных музыкантов нашего времени. С середины 1970-х он записал более 500 альбомов в сотрудничестве с Аретой Франклин (Aretha Franklin), Джорджем Бенсоном (George Benson), Элом Джарро (Al Jarreau) - и, разумеется, с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), для которого он написал и продюсировал "Tutu" в 1986 году. Маркус Миллер выпустил около 15 сольных альбомов и написал около 20 саундтреков. Фирменный почерк Миллера - мягкий слэп и африканский грув. Его работы, будучи инструментальными, несут в себе важные социальные послания: "Afrodeezia" - дань уважения его предкам, "Laid Back" - потрясающий синтез R&B, фанка, хип-хопа и джаза, при помози которых Маркус рассказывает кровавые истории рабства и геноцида.
Один из постоянных резидентов и неизменный фаворит Монтрё с момента своего первого выступления на его сцене в 1981 году, Маркус выступает в этот раз с обновленным составом.

А этот состав рубится серьезно! Стартовав с утяжеленной версии "Detroit", Маркус буквально тут же переходит к "Untamed", где к более традиционным партиям клавишных Ксавье Гордона (Xavier Gordon) подключаются сакс Дональда Хайса (Donald Hayes) и труба Расселла Ганна (Russell Gunn). "February" начинается с красивейшего вступления на клавишных. Позже, во время своего воркшопа, Маркус расскажет: ему крайне важно дать каждому участнику группы "прочесть свою проповедь", и это действительно было удивительно цельное послание.
- В 1998-м году умер человек , которого я считаю лучшим басистом всех времён, мой учитель Джако Пасториус (Jaco Pastorius), - рассказывает Маркус. - Я тогда работал с Майзлом Дэвисом (Miles Davis), и я принес ее Майлзу. Я как раз писал для него тогда много вещей. Майлз сказал: о, я бы хотел ее записать! Как ты ее назовешь?" - и я сказал "Mr. Pastorius". Кстати, наш Рассел, трубач, из того же города, что и Пасториус, давайте ему поаплодируем!
А предваряя "Run for Cover" Санборна, говорит несколько теплых слов о саксофонисте.

И еще одна знаменитая и тяжелая история, которую Миллер передал в своей знаменитой композиции "Gorée" - его поездка в Даккар, в Дом рабов. Здесь пленники колониалистов ожидали отправки в Америку.
- Я стоял в этом музее и пытался ощутить, о чем думали мои предки, - говорит Маркус. - Они не знали языка, они не знали, что с ними будут делать люди, которые их пленили. Но они выжили, они нашли в себе силы. И я считаю, что этот месседж очень важен сейчас для всех нас. Это может занять недели, месяцы и годы, но мы обязательно преодолеем все испытания, которые выпали сейчас на нашу долю.

Чтобы исполнить Goree, музыкант берет свой второй инструмент - бас-кларнет, и он звучит протяжно и зовуще.

И, разумеется, еще одна титульная композиция, написанная Миллером для Майлза Дэвиса, - "Tutu", посвященная протестам в Южной Африке и Десмонду Туту.
Завершая этот экскурс в мировую и музыкальную историю, Миллер играет очень красивый слэп в новой композиции в стиле индастриал, пригласив сыграть дуэтом самого юного участника своей команды - 21-летнего гитариста. А напоследок исполняет попурри из "Come Together" и "Blast". Чудесный, продуманный сет.

14 июля: мастер и ученик

86-летний король блюза Бадди Гай (Buddy Guy) даже на покой нормально уйти не может: его тур "Damn Right Farewell" пришлось отложить из-за ковида, но мэтр сдержал слово и постарался перенести все основные концерты аж на два года. И вот он появлется на сцене в составе великолепного бэнда, такой крохотный, в смешных рабочих джинсах и рубахе в горох - и я вдруг отчетливо понимаю, что, возможно, действительно вижу его в последний раз, и прощаться так не хочется.

Если вам довелось побывать на концертах Бадди, вы уже знаете, что музыка там занимает примерно половину времени. Вторая половина отводится байкам. Легендарный музыкант с удовольствием предается воспоминаниям, шутит, церемонно называет аудиторию "дамы и господа" и при этом не забывает выдать одну-две пронзительные ноты на очень, очень сильно выведенной звукорежиссерами вперед гитаре. Звучат "Damn Right, I've Got the Blues", "I'm Your Hoochie Coochie Man", "She's Nineteen Years Old", "I Just Want to Make Love to You", "Love Her With a Feelin", "How Blue Can You Get?" "Grits Ain't Groceries", "Boom BoomVoodoo Child", "Skin Deep", " Let My Guitar Do the Talking", - это, конечно же, концерт мечты, но как же жаль, что вместе с Бадди Гаем уходит целая эпоха. Вы только представьте: этот музыкант родился на плантации в Луизиане, сам учился играть на самодельной гитаре, его музыка - это самый настоящий, "корневой" блюз, и мы - его современники.

Однако у Бадди есть преемники и ученики - и под конец своего сета он зовет на сцену (сравнительно) молодого коллегу, чтобы сыграть джем!

Звезда блюз-рока Джо Бонамасса (Joe Bonamassa) впервые появился в Монтре в статусе вундеркинда. А сегодня он - практически на глазах бронзовеющая легенда. По следам вчерашнего выступления Джо выпустил новый EP - буйное исполнение трека "Well, I Done Got Over It", кавер-версия знаменитой копозиции Guitar Slim, увидевшей свет в 1953 году. Завет Джо - держаться корней, и он выполняет его неукоснительно: все его вещи одновременно бешено энегричны и по-британски респектабельны.

Джо начинает собственную программу с ноги: на сцене появляются знойные бэк-вокалистки, клавишник Рис Винанс (Reece Wynans) и ритм-секция. Джо заряжает в обойму сразу три боевика: "Evil Mama", "Dust Bowl" и "Love Ain't a Love Song", и на каждой новой песне берет новую гитару, Les Paul, Gibson и Strat!
Небольшая передышка для офигевшей публики - медленная и давящая "Self-Inflicted Wounds". И снова с места в карьер - рок-н-ролльый кавер на песню Коко Монтойя "I Want to Shout About It" (смена гитары), "Double Trouble"(смена гитары), "I Didn't Think She Would Do It" - и так до конца без передышки два часа, чтобы в ходе каждой песни кто-то (чаще всего это великолепный Рис) сыграл соло, а в итоге Джо и его состав исполнили на бис невероятно пронзительную версию хита Led Zeppelin "Dazed and Confused".

Фестивалю осталось прожить последний день и наш финальный репортаж не за горами, а пока послушайте новую песню Бонамассы или его свежий альбом "Tales of Time" - оно того стоит.

13.07.2023, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 12 и 13, 13.07.2023
    Maluma, Emilia, Mega, La Zarra, Seal и Morcheeba - эти и многие другие шоу в репортаже Звуков, а также в прямой трансляции фестиваля Монтре »»
  • Фестиваль - Джазовая ривьера, 05.04.2023
    57-й по счету Montreux Jazz Festival объявил программу: от Боба Дилана и Сила до Worakls Orchestra, Марка Ронсона и Джанель Моне »»