САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2024 года

Дилан, Hauschka, PJ Harvey и рекордсмены Резнор & Росс - в 25-й итоговой колонке о музыке в кино и кино в музыке

В минувшем году я посмотрел 151 новый фильм и нашел время на 52 новых или вернувшихся в эфир сериала - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили традиционный (и да, юбилейный!) топ-10 "Целлулоида". Дежурный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел, из-за чего пришлось дисквалифицировать саундтрек к "Без крови" Анджелины Джоли (еще не вышел) и песни Тома Йорка (Thom Yorke) для итальянской драмы "Доверять" (еще не смотрел). Бонус - плейлисты с лучшей экранной музыкой и самыми запоминающимися нидл-дропами 2024 года.

№10
"Эмилия Перес" (Emilia Pérez)

Кино: Один из главных фаворитов этого (и самых необычных - примерно любого) призового сезона - снятый французским классиком Жаком Одиаром ("Пророк") испаноязычный мюзикл о транс-женщине с интересным прошлым (женатого на Селине Гомес безжалостного наркобарона). Как остроумно пошутили в Saturday Night Live, "Эмилия Перес" звучит как ответ чат-бота на пожелание "взорвать мозг моему дедушке".
Музыка: Неминуемо упомянутый как в композиторском, так и в песенном (дважды) шорт-листах "Оскара" массивный (полтора часа!) саундтрек - совместная заслуга неразлучных в жизни и работе Камиль (Camille) и Клемана Дюколя (Clément Ducol), украшаемая бенефисами поющих актеров во главе с Гомес и Зои Салданой (Zoe Saldaña).
Момент: Selena Gomez "Mi Camino"


№9
"Заговор сестер Гарви" (Bad Sisters), Сезон 2

Шоу: Второй и предположительно последний сезон хорошего ирландского сериала о пяти плохо разбирающихся в мужчинах сестрах из Дублина - не столько черной комедии, сколько остроумной драмы, к превосходному актерскому ансамблю которой для полного счастья примкнуло национальное достояние Фиона Шо.
Музыка: Достояние соседней нации Полли Джин Харви с еще одним кавером чужой классики (на титрах по-прежнему играет коэновская "Who by Fire", а здесь Харви взялась за "Love Will Tear Us Apart" Joy Division) и дюжиной преимущественно инструментальных треков, в которых она, однако же, регулярно подает голос - тем самым повышая их коллекционную ценность.
Момент: PJ Harvey & Tim Phillips "Wagon Stew"


№8
"Обратно во мрак" (Back to Black)

Кино: Благонамеренный, но скверный байопик Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), запомнившийся неплохими ролями (включая главную - в исполнении малоизвестной Марисы Абелы) - и больше, наверное, ничем.
Музыка: Сразу два саундтрека: базовая компиляция greatest hits и любимых песен Уайнхаус (в их числе - классика Билли Холидей, Минни Рипертон и The Shangri-Las) и 25 минут оригинальной музыки авторства Ника Кейва и Уоррена Эллиса. В обоих случаях точку ставит Ник с "Песней для Эми".
Момент: Nick Cave & Warren Ellis "Song for Amy"


№7
"Боб Дилан: Никому не известный" (A Complete Unknown)

Кино: Музыкальный байопик принципиально иного уровня: Джеймс Мэнголд уже доказал, что умеет работать в этом - проблемном - жанре, сняв "Переступить черту" о Джонни Кэше (Johnny Cash), но тут превзошел сам себя, к удивлению многих найдя идеального Боба Дилана (Bob Dylan) в лице Тимоти Шаламе - и тем самым угодив даже Дилану.
Музыка: Шаламе и другие звезды актерского ансамбля (включая эффектную дебютантку Монику Барбаро в роли Джоан Баэз и Бойда Холбрука в роли Кэша 2.0) с каноническими песнями своих героев. Тимоти допелся до того, что через пару недель станет ведущим и музыкальным гостем очередного эпизода SNL.
Момент: Timothée Chalamet & Monica Barbaro "Blowin' in the Wind"


№6
"Зла не существует" (Aku wa sonzai shinai)

Кино: Вот здесь позвольте смухлевать: обходящуюся силами актеров-любителей драму оскаровского номинанта Рюсукэ Хамагути ("Сядь за руль моей машины") я посмотрел в конце позапрошлого года - тогда же узнав, что задумывалась она как немая короткометражка, где главную роль должен был сыграть именно что саундтрек.
Музыка: Величественная, уверенно цитирующая классиков минимализма музыка Эико Исибаси - записанная при активном участии ее партнера, экс-гитариста Sonic Youth Джима О'Рурка (Jim O'Rourke), и официально изданная летом 2024-го.
Момент: Eiko Ishibashi "Evil Does Not Exist"


№5
"Падение империи" (Civil War)

Кино: Самый дорогой проект обожаемой синефилами инди-студии A24 - угрожающе похожая на документальную ленту из ближайшего будущего дистопия Алекса Гарленда ("Из машины"). Роуд-муви о военных корреспондентах в Америке, где победил трампизм: временно, но с сокрушительными последствиями.
Музыка: Краткий, но доходчивый саундтрек давних любимцев Гарленда и этой рубрики, сооснователя Portishead Джеффа Барроу и Бена Солсбери: 23 минуты узнаваемого по их предыдущим коллаборациям инструментального, поминутно сворачивающего в построк мрака, на виниле ударно дополняемые треками Suicide и Silver Apples.
Момент: Ben Salisbury & Geoff Barrow "Aftermath"


№4
"Конклав" (Conclave)

Кино: Один из самых технически совершенных (режиссер - оскароносный Эдвард Бергер), мастерски сыгранных (в главной роли - Рэйф Файнс) и, что немаловажно, захватывающих фильмов года - даром что материалом для этого, страшно сказать, триллера стала фантазия на тему выборов нового понтифика.
Музыка: Вторая после награжденного четырьмя "Оскарами" (включая статуэтку за лучший саундтрек) "На западном фронте без перемен" коллаборация Бергера и Фолькера Бертельмана aka Hauschka: зловещий диссонанс, взвинченная полиритмия и остервенело солирующий кристаллофон.
Момент: Volker Bertelmann "Arrival"


№3
"Поток" (Straume)

Кино: Изумительный анимационный фильм из Латвии, по делу награжденный "Золотым глобусом" и готовый составить конкуренцию гигантам на "Оскаре": постапокалиптическая притча о делящих палубу парусника кошке, собаке, лемуре и капибаре впечатляет не в пример больше, чем очередные суперхиты Walt Disney или Pixar.
Музыка: 50-минутная выдержка из семи часов оригинальной музыки, сочиненной в процессе работы над "Потоком" его режиссером Гинтсом Зильбалодисом: поскольку фильм обходится без диалогов, вежливо занимающий у Томаса Ньюмана (Thomas Newman) саундтрек играет в нем ключевую роль.
Момент: Gints Zilbalodis and Rihards Zalupe "Flow Away"


№2
"Мистер и миссис Смит" (Mr. & Mrs. Smith), Сезон 1

Шоу: Непредвиденно удачный шпионский сериал по мотивам остросюжетной комедии, когда-то подарившей миру первую пару Голливуда. Бранджелины больше нет, но дело их живет: с легкой руки создателя шоу Дональда Гловера aka Childish Gambino отличные Джон и Джейн получились и у него с Майей Эрскин.
Музыка: Побывав в роли соавтора Ганса Циммера (Hans Zimmer) и Густаво Сантаолальи (Gustavo Santaolalla), Дэвид Флеминг преуспевает соло - то находя среднее арифметическое между инновациями того же Ньюмана и, куда без них, Резнора-Росса, то прямо передирая одну из самых известных мелодий Пьеро Умилиани (Piero Umiliani).
Момент: David Fleming "John & Jane"


№1
"Претенденты" (Challengers)

Кино: Не лишенная недостатков, но по-своему неотразимая спортивная мелодрама Луки Гуаданьино - бойкое и борзое кино, где игра в теннис символизирует и любовь, и секс, и дружбу, и предательство, и отношения вообще. Ну и квир-тема тут раскрыта, кажется, элегантнее, чем в недавнем фильме "Квир" того же автора.
Музыка: Исторический момент - рекордный триумф Трента Резнора и Аттикуса Росса, возглавивших итоговый топ-10 "Целлулоида" в четвертый раз (и опередивших таким образом великих компиляторов Квентина Тарантино и Софию Копполу с их победными хет-триками). В "Претендентах" Резнор и Росс исполняют что-то похожее на собственный the best of, от "Социальной сети" до "Империи света", а также - в звучащей на титрах песне "Compress / Repress" - более-менее окончательно стирают грань между своей работой в кино и группой Nine Inch Nails.
Момент: Trent Reznor & Atticus Ross "I Know"


Зал славы "Целлулоида"

2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
2021 - "Подземная железная дорога" (The Underground Railroad)
2022 - "Будет больно" (This Is Going to Hurt)
2023 - "Наследники" (Succession)
2024 - "Претенденты" (Challengers)

А теперь - плейлисты!

Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

16.01.2025, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: