САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 саундтреков и 5 нидл-дропов 2023 года

Робби Робертсон и Рюити Сакамото, Кортни Барнетт и никакой "Барби" - в 24-й итоговой колонке о музыке в кино и кино в музыке

В минувшем году я посмотрел 145 новых фильмов и - полностью или частично - 49 новых или вернувшихся в эфир сериалов - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили традиционный топ-10 "Целлулоида". Дежурный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел. Ну а чтобы было веселее, к топ-10 впервые прилагаются бонус-треки: топ-5 нидл-дропов и аккуратно собранные плейлисты с лучшей экранной музыкой 2023 года.

№10
"Город астероидов" (Asteroid City)

Кино: Верный авторскому modus operandi, но самый серьезный за долгое время фильм Уэса Андерсона - как обычно, собравшего грандиозный актерский ансамбль (лучше всех - Скарлетт Йоханссон), чтобы форма вновь победила содержание в новом для режиссера жанре научной фантастики. Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) играет ковбоя.
Музыка: Еще одна довольно типичная для Андерсона компиляция: немного орнаментальной музыки Александра Деспла, немного архивного кантри и блюграсса (действие одного из сюжетов происходит в Аризоне 1950-х) и две оригинальные песни, одна из которых может принести Джарвису и Ричарду Хоули (Richard Hawley) номинацию на "Оскар".
Момент: Alexandre Desplat "WXYZ-TV Channel 8"


№9
"Монстр" (Kaibutsu)

Кино: Лауреат Канн (премия за лучший сценарий) и хит фестивального сезона (от Лондона до Торонто) - нежная и тонкая драма о детской дружбе и взрослых предрассудках, ставшая возвращением режиссера Хирокадзу Корээда на родину и еще одним прощанием с его великим соотечественником Рюити Сакамото.
Музыка: Еще один топ-10, еще одно почетное и полностью заслуженное камео Сакамото, для которого "Монстр" - последняя работа в кино: здоровья сэнсэя хватило на две оригинальные темы, на саундтреке дополненные фрагментами его последнего студийного альбома "12" и более ранними пьесами.
Момент: Ryuichi Sakamoto "Monster 1"


№8
"Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая" (Mission: Impossible: Dead Reckoning Part One)

Кино: Седьмая часть поразительно живучей экшн-франшизы с Томом Крузом в роли американского Бонда - давно прибавляющей от фильма к фильму, а в 2023-м всерьез замахнувшейся на планку, установленную первым "Крепким орешком" и последним "Безумным Максом" - лучшими боевиками в голливудской истории.
Музыка: Предположительно вредный для здоровья, но не для ритма седьмой "Миссии" помпезный пульс фильма, которого уже хватило на три саундтрека: оригинальный (2 часа), дополненный (2 часа 20 минут) и расширенный (до трех часов). Мне, правда, по-прежнему милее всего его двухминутное резюме из выпущенного позапрошлым летом трейлера.
Момент: Lorne Balfe "Murder and The Orient Express"


№7
"Убийца" (The Killer)

Кино: Вышедший на Netflix и во многом из-за этого промахнувшийся мимо многих радаров остросюжетный триллер (производственная драма? черная комедия?) Дэвида Финчера, которого только ленивый не сравнил с Мельвилем и его "Самураем": Майкл Фассбендер два часа говорит и показывает, как устроена личная и профессиональная жизнь элитного наемника. (Спойлер: убийце нравятся The Smiths.)
Музыка: Любимцы Финчера (и "Целлулоида"!) Трент Резнор и Аттикус Росс, в "Убийце" работающие в регистре "Исчезнувшей" (а если точнее - тамошней "Consummation"): если саундтреки к "Душе" и "Империи света" дали шанс забыть, что их авторы - титаны индастриал-скрежета, то музыка к "Убийце" об этом решительно напоминает.
Момент: Trent Reznor & Atticus Ross "The Sunshine State"


№6
"Оппенгеймер" (Oppenheimer)

Кино: Лучший фильм года по версии вашего автора и - для начала - жюри "Золотого глобуса", только что наградившего "Оппенгеймер" пятью премиями. Феномен "Барбенгеймера" приблизил сборы фильма к немыслимой для трехчасовой разговорной драмы отметке в миллиард долларов США, но свое место в истории magnum opus Кристофера Нолана заработал бы и без прикладных побед.
Музыка: Надо ли говорить, что разделили "Барби" с "Оппенгеймером" и "Глобусы" за лучшую музыку, но если саундтрек к самому кассовому фильму года запомнился двумя или тремя моментами, то работа Людвига Йоранссона вполне под стать нолановской монументальности - которая, как выяснилось, прекрасно обходится без некогда синонимичного ей пафоса Ганса Циммера (Hans Zimmer).
Момент: Ludwig Göransson "Can You Hear the Music"


№5
"Оставленные" (The Holdovers)

Кино: Делящая русскоязычное название с моим любимым сериалом новая рождественская классика - трагикомедия Александра Пэйна, воссоединившегося со звездой его же "На обочине" Полом Джаматти, чтобы рассказать историю о встрече трех одиночеств: вредного учителя, высокомерного студента и переживающей личное горе школьной поварихи.
Музыка: Образцовая подборка поп-, фолк- и рождественских стандартов преимущественно полувековой давности: на премьере фильма в Торонто Пэйн честно признался, что "Оставленные" выводят его одержимость кинематографом 1970-х на радикально новый уровень. Плюс оригинальная музыка Марка Ортона (Mark Orton) и абсолютно естественные в этой компании Khruangbin.
Момент: Khruangbin "A Calf Born in Winter"


№4
"Кортни Барнетт: Anonymous Club" (Anonymous Club)

Кино: Не слишком убедительный, но хотя бы пробующий докопаться до глубин психики - и творческого метода - своей героини рок-док, снимавшийся, пока Кортни гастролировала в поддержку своей второй сольной пластинки и начинала дружить с барабанщицей Warpaint Стеллой Мозгавой (Stella Mozgawa).
Музыка: Инструментальный альбом, также известный под названием "End of the Day" и ставший финальным релизом основанной Барнетт и ее экс-герлфренд Джен Клоэр (Jen Cloher) фирмы грамзаписи Milk! Records: 40 минут отменной, никуда не спешащей и всюду успевающей эмбиент-американы.
Момент: Courtney Barnett "Start Somewhere"


№3
"Вулкан любви" (Fire of Love)

Кино: По делу номинированный на "Оскар" (и уже напросившийся на игровой ремейк) документальный фильм о паре французских вулканологов, посвятивших всю свою - в том числе, совместную - жизнь наблюдениям за извержениями вулканов и в итоге похороненных под одним из них.
Музыка: Половина еще одного французского дуэта Air Николя Годен в его лучшей форме - где-то продолжающий эволюцию его недооцененной сольной дискографии, а местами (см. "Момент") непредвиденно дающий совершеннейшего Вангелиса (Vangelis).
Момент: Nicolas Godin "Approaching the Beast"


№2
"Убийцы цветочной луны" (Killers of the Flower Moon)

Кино: Еще одна квинтэссенция позднего Скорсезе - объединившая его главных муз Де Ниро и ДиКаприо 3,5-часовая адаптация нон-фикшна о потрясшей округ Осейдж волне убийств 100-летней давности. Третий акт, кажется, можно было бы сократить втрое, но кто мы такие, чтобы говорить величайшему из ныне живущих режиссеров, как ему тратить 200 миллионов от Apple?
Музыка: Посмертный круг почета в исполнении пионера американы, гитариста Дилана и The Band и серийного соратника Скорсезе Робби Робертсона, чьи корни (мать Робби выросла в резервации в Онтарио) позволила ему органично - а местами прямо-таки блестяще - совместить музыку первых народов с собственным блюзовым бэкграундом.
Момент: Robbie Robertson "They Don't Live Long"


№1
"Наследники" (Succession), Сезон 4

Шоу: Лучший сериал минувшего года и последних лет, покинувший эфир на своих условиях (то есть, гораздо раньше, чем этого, наверное, хотелось бы студийным боссам) и на абсолютном пике: оказывается, для подлинного величия заезженному телевизионному жанру "богатые тоже плачут" не хватало британского юмора и щепотки Шекспира.
Музыка: Лучший саундтрек минувшего года и последних лет: девять мест в этом топ-10 заняли фильмы, но самой запоминающейся вновь - в четвертый раз за пять лет - оказалась музыка к сериалу. Написав одну виртуозно скрестившую классику и хип-хоп музыкальную тему, Николас Брителл растянул ее нюансы и оттенки на четыре полнометражных саундтрека, последний из которых вышел особенно мощным.
Момент: Nicholas Britell "It's Done"


Зал славы "Целлулоида"

2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
2021 - "Подземная железная дорога" (The Underground Railroad)
2022 - "Будет больно" (This Is Going to Hurt)
2023 - "Наследники" (Succession)

Бонус-треки: 5 лучших нидл-дропов 2023 года

№5
R.E.M. "Strange Currencies" ("Медведь")

Deep cut R.E.M. берет не только качеством, но и количеством: во втором - превосходном - сезоне "Медведя" он звучит аж трижды и настолько к месту, что сами R.E.M. выпустили вдохновленные сериалом сингл, клип и мерч.


№4
Björk "All Is Full of Love" ("Грызня")

Не отставая от "Медведя" и "Шершней", еще одним королем ностальгических нидл-дропов оказался в минувшем году мини-сериал о последствиях дорожного гнева - чаще склонявшийся к ню-металу и альт-року, но особенно угадавший с великой песней Бьорк.


№3
Ryan Gosling "I'm Just Ken" ("Барби")

Песни Билли Айлиш (Billie Eilish) и Дуа Липы (Dua Lipa), очевидно, лучше, но ни одной из них не повезло с использованием в "Барби" так, как пауэр-балладе об экзистенциальных страданиях Кена. "Оскар" маловероятен (Билли же), но все еще возможен.


№2
Maustetytöt "Syntynyt suruun ja puettu pettymyksin" ("Опавшие листья")

Решительно из ниоткуда возникают в "Опавших листьях" состоящий из двух сестер финский электропоп-дуэт и эта их песня, но если у замечательной трагикомедии Аки Каурисмяки есть кульминация, то это именно она.


№1
Taylor Swift "Love Story (Taylor's Version)" ("Медведь")

Саундтрек к "Медведю" известен как торжество dad-рока, но было бы странно, если бы подведение каких угодно итогов 2023 года обошлось без Тейлор Свифт, и "Медведь" не подвел и тут: ничего более эйфорического, чем Ричи, подпевающий Тейлор в концовке эпизода под названием "Вилки", я в прошлом году не видел и не слышал.


А теперь - плейлисты!

Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

09.01.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: