На протяжении всего 2024 года эта рубрика, несмотря ни на что, рассказывала о самых нашумевших и наиболее интересных пластинках момента. Самое время напомнить о лучших из них - десяти выбранных автором Звуков Сергеем Степановым альбомах, которыми ему запомнился этот год.
№10
junodream "Pools of Colour"
Самый неоригинальный и, может статься, самый неотразимый дебют года удался в самом его начале англичанам junodream, звучащим как лучший с начала нулевых трибьют-бенд Radiohead. Вызывающая несовременность - вероятная причина, по которой эта пластинка осталась практически без внимания: в самом деле, кому в 2024 году нужен так называемый пост-бритпоп? Но те, кому нужен, от junodream в восторге, ведь и сонграйтинг, и продакшн тут на уровне, которого ждешь не от дебютантов, а от старожилов: судя по всему, сказалось и то, что записывается группа с прошлой декады, и то, что выросли ее музыканты на пластинках студийных перфекционистов вроде Air и Massive Attack.
№9
The Last Dinner Party "Prelude to Ecstasy"
Случай The Last Dinner Party еще более удивителен: ранним репетициям группы препятствовали ковидные локдауны, ее первый концерт случился всего три года назад, а The Rolling Stones в Гайд-парке девушки разогревали не далее как позапрошлым летом - почти за год до релиза дебютного сингла! Тем сильнее эффект от их первой пластинки и концертов в ее поддержку, где TLDP предстают настолько fully formed, насколько это в принципе возможно. Да, за это отчасти в ответе сверхпродюсер Джеймс Форд (James Ford), но не вредит и то, что среди дюжины здешних песен нет ни одной проходной: щедрый рецензент сравнит их со Sparks и Кейт Буш (Kate Bush), прижимистый - с Флоренс и Ланой, а самим TLDP не в лом процитировать и ABBA с Foo Fighters.
№8
Nick Cave and the Bad Seeds "Wild God"
Нынешний Ник Кейв впечатляет немного меньше того, что десять лет, начиная с "Push the Sky Away", говорил и показывал что-то новое о силе искусства и наших с вами чувствах. Но нельзя не повторить и то, что Кейв образца "Wild God" - не особый скорбец, но единственный в своем роде проповедник - заслужил быть услышанным. И, как и любая работа большого артиста на пике формы, "Wild God" оправдывает повышенное внимание - и к мелодиям, и к текстам, и к распределению ролей между музыкантами. В последние годы казалось, что The Bad Seeds - безнадежно устаревший баннер, на вывеску "Ник Кейв и Уоррен Эллис" не менявшийся из вежливости, но тут они снова звучат как группа - которую особенно хочется услышать живьем в следующем году.
№7
Vampire Weekend "Only God Was Above Us"
Vampire Weekend - редкая действующая группа, без проблем сдавшая придуманный журналистом Стивеном Хайденом (Steven Hyden) "тест пяти альбомов" (проходной балл - пять великих пластинок подряд), и немудрено, что каждый ее альбом в какой-то момент кажется лучшим в дискографии группы. Про "Only God Was Above Us" я поначалу ничего такого не думал, но, цитируя молодого Эзру Кенига (Ezra Koenig), I stand corrected. Этой весной Кениг отметил 40-летие, и мастерски балансирующий между инди-роком и трип-хопом "OGWAU" - его аттестат зрелости: как сонграйтера, украшающего выдающимися песнями третью декаду кряду, и продюсера, за которого вряд ли было стыдно даже его покойному тестю Куинси Джонсу (Quincy Jones).
№6
Michael Kiwanuka "Small Changes"
Как уже было сказано примерно всеми, включая самого Майкла, название его четвертого альбома объясняет не все, но многое. Это не аршинный шаг вперед вроде "Love & Hate" или программное заявление калибра "Kiwanuka", но дальнейшая - спокойная и сдержанная - эволюция одного из самых одаренных певцов и песнописцев последней декады. "Small Changes" пополняет канон Кивануки не явными шедеврами, но еле заметными штрихами - вроде покорившего меня оммажа Air в "Rebel Soul". Есть тут и вполне себе широкие жесты: гилморовские соло, сессионные музыканты-виртуозы, лощеный, в традициях Айзека Хейза (Isaac Hayes), продакшн. Но они не отвлекают от главного - десяти превосходных песен не на злобу, но во благо дня.
№5
Kelly Lee Owens "Dreamstate"
У кого-то было лето "Brat"а, а меня накрыла осень "Dreamstate". Характерно, что буклет альбома, ставшего дебютным релизом ведомого бойфрендом Charli XCX Джорджем Дэниелом (George Daniel) лейбла dh2, Чарли благодарит одной из первых - раньше, чем поучаствовавших в его записи Дэниела, Bicep или одного из The Chemical Brothers. Я не пытаюсь сказать, что "Brat" и "Dreamstate" - близнецы-сестры, но что-то общее у них есть. Хотя бы то, что и "Dreamstate" оказался дистиллятом творческого метода, зарабатывавшего поклонников с середины 2010-х, но ставшего предельно понятным именно в уходящем году, когда Оуэнс триумфально вернулась к сочинению бэнгеров - насколько эйфорических, настолько же и церебральных.
№4
Jack White "No Name"
Одна из моих любимых историй этого года - возвращение Джека Уайта, уже довольно давно казавшегося свадебным генералом на чужой вечеринке: ментором поп-звезд, послом винила, legacy act. Как бы не так: втихаря дебютировав в сумках посетителей магазинов Third Man Records (с олдскульной директивой "rip it"), пластинка "No Name" оказалась самой грозной, грязной, сальной и сырой записью Уайта, который фигурировал в моих топ-10 разных лет с тремя разными группами, но еще ни разу не появлялся в них соло (и никогда не забирался настолько высоко). Это не особо новаторский, но мастерский откат в прошлое, где хит-парадами командовали не биты или, прости господи, вайбы, а риффы.
№3
Four Tet "Three"
Если кто-то придумал "тест пяти альбомов", то почему бы кому-нибудь еще не придумать тест десяти? Например, мне - благо как минимум один отличник остается на виду уже 20 с чем-то лет, не выпустив за это время ни одной проходной пластинки. Начавшаяся с "Rounds" победная серия Four Tet - это historic run, не снившийся Джордану с Джоковичем, body of work на зависть Тарантино, идеальная дискография великого музыканта, между делом выросшего из пионера фолктроники в хедлайнера "Коачеллы". Как в эту дискографию вписывается "Three"? В общем и целом, безукоризненно: это красивая и умная электроника для тех, кто не слушает ничего, кроме электроники, для тех, кто не слушает никакую другую, и приблизительно для всех остальных.
№2
Beth Gibbons "Lives Outgrown"
Если вынести за скобки ее коллаборации с Rustin Man и симфоническим оркестром Польского радио, согласившись с тем, что это дебютная пластинка Бет Гиббонс, придется согласиться и с тем, что "Lives Outgrown" - главный дебют этого и примерно любого другого года. Один из самых мифологизированных голосов конца прошлого века последовал примерам двух других, зазвучав после долгого молчания, но если Кейт Буш и Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser) преимущественно повторяли пройденное, то солистка Portishead копнула глубже: и саунд-дизайном, и песнями, и интонацией. Да, на смену скорбному трип-хопу пришел безысходный чеймбер-фолк, но это семантика: в исполнении Бет любая песня - сама себе жанр.
№1
The Smile "Wall of Eyes"
Ну а лучшим альбомом года остался тот, что вышел аж в январе и был фаворитом этой гонки по умолчанию. The Smile - не Radiohead, но из всех целевых аудиторий великих групп поклонники последней - самые, с отрывом, избалованные. Три полнометражные пластинки за три года - это серьезно, и каждая из этих пластинок настолько основательна, что заставляет задуматься и поговорить о различиях между каноническим квинтетом и плодовитым пауэр-трио. Одно бросалось в глаза с самого начала: это музыка, свободная от груза чужих ожиданий и перфекционистских предрассудков ее авторов. Второе - продолжение первого - стало слышно именно на "Wall of Eyes": оказывается, теперешние Том Йорк (Thom Yorke) и Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) способны звучать не как приступ паники, а как сеанс терапии.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, на чьем телеграм-канале "вольности перевода" можно найти полную версию списка лучших пластинок года и плейлисты с его главными песнями.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)