МУЗЫКА  Прослушка: 10 лучших альбомов 2024 года

Дюжие дебюты, великие возвращения и старый новый god - в десятке главных записей года по версии Сергея Степанова

На протяжении всего 2024 года эта рубрика, несмотря ни на что, рассказывала о самых нашумевших и наиболее интересных пластинках момента. Самое время напомнить о лучших из них - десяти выбранных автором Звуков Сергеем Степановым альбомах, которыми ему запомнился этот год.

№10
junodream "Pools of Colour"

Самый неоригинальный и, может статься, самый неотразимый дебют года удался в самом его начале англичанам junodream, звучащим как лучший с начала нулевых трибьют-бенд Radiohead. Вызывающая несовременность - вероятная причина, по которой эта пластинка осталась практически без внимания: в самом деле, кому в 2024 году нужен так называемый пост-бритпоп? Но те, кому нужен, от junodream в восторге, ведь и сонграйтинг, и продакшн тут на уровне, которого ждешь не от дебютантов, а от старожилов: судя по всему, сказалось и то, что записывается группа с прошлой декады, и то, что выросли ее музыканты на пластинках студийных перфекционистов вроде Air и Massive Attack.


№9
The Last Dinner Party "Prelude to Ecstasy"

Случай The Last Dinner Party еще более удивителен: ранним репетициям группы препятствовали ковидные локдауны, ее первый концерт случился всего три года назад, а The Rolling Stones в Гайд-парке девушки разогревали не далее как позапрошлым летом - почти за год до релиза дебютного сингла! Тем сильнее эффект от их первой пластинки и концертов в ее поддержку, где TLDP предстают настолько fully formed, насколько это в принципе возможно. Да, за это отчасти в ответе сверхпродюсер Джеймс Форд (James Ford), но не вредит и то, что среди дюжины здешних песен нет ни одной проходной: щедрый рецензент сравнит их со Sparks и Кейт Буш (Kate Bush), прижимистый - с Флоренс и Ланой, а самим TLDP не в лом процитировать и ABBA с Foo Fighters.


№8
Nick Cave and the Bad Seeds "Wild God"

Нынешний Ник Кейв впечатляет немного меньше того, что десять лет, начиная с "Push the Sky Away", говорил и показывал что-то новое о силе искусства и наших с вами чувствах. Но нельзя не повторить и то, что Кейв образца "Wild God" - не особый скорбец, но единственный в своем роде проповедник - заслужил быть услышанным. И, как и любая работа большого артиста на пике формы, "Wild God" оправдывает повышенное внимание - и к мелодиям, и к текстам, и к распределению ролей между музыкантами. В последние годы казалось, что The Bad Seeds - безнадежно устаревший баннер, на вывеску "Ник Кейв и Уоррен Эллис" не менявшийся из вежливости, но тут они снова звучат как группа - которую особенно хочется услышать живьем в следующем году.


№7
Vampire Weekend "Only God Was Above Us"

Vampire Weekend - редкая действующая группа, без проблем сдавшая придуманный журналистом Стивеном Хайденом (Steven Hyden) "тест пяти альбомов" (проходной балл - пять великих пластинок подряд), и немудрено, что каждый ее альбом в какой-то момент кажется лучшим в дискографии группы. Про "Only God Was Above Us" я поначалу ничего такого не думал, но, цитируя молодого Эзру Кенига (Ezra Koenig), I stand corrected. Этой весной Кениг отметил 40-летие, и мастерски балансирующий между инди-роком и трип-хопом "OGWAU" - его аттестат зрелости: как сонграйтера, украшающего выдающимися песнями третью декаду кряду, и продюсера, за которого вряд ли было стыдно даже его покойному тестю Куинси Джонсу (Quincy Jones).


№6
Michael Kiwanuka "Small Changes"

Как уже было сказано примерно всеми, включая самого Майкла, название его четвертого альбома объясняет не все, но многое. Это не аршинный шаг вперед вроде "Love & Hate" или программное заявление калибра "Kiwanuka", но дальнейшая - спокойная и сдержанная - эволюция одного из самых одаренных певцов и песнописцев последней декады. "Small Changes" пополняет канон Кивануки не явными шедеврами, но еле заметными штрихами - вроде покорившего меня оммажа Air в "Rebel Soul". Есть тут и вполне себе широкие жесты: гилморовские соло, сессионные музыканты-виртуозы, лощеный, в традициях Айзека Хейза (Isaac Hayes), продакшн. Но они не отвлекают от главного - десяти превосходных песен не на злобу, но во благо дня.


№5
Kelly Lee Owens "Dreamstate"

У кого-то было лето "Brat"а, а меня накрыла осень "Dreamstate". Характерно, что буклет альбома, ставшего дебютным релизом ведомого бойфрендом Charli XCX Джорджем Дэниелом (George Daniel) лейбла dh2, Чарли благодарит одной из первых - раньше, чем поучаствовавших в его записи Дэниела, Bicep или одного из The Chemical Brothers. Я не пытаюсь сказать, что "Brat" и "Dreamstate" - близнецы-сестры, но что-то общее у них есть. Хотя бы то, что и "Dreamstate" оказался дистиллятом творческого метода, зарабатывавшего поклонников с середины 2010-х, но ставшего предельно понятным именно в уходящем году, когда Оуэнс триумфально вернулась к сочинению бэнгеров - насколько эйфорических, настолько же и церебральных.


№4
Jack White "No Name"

Одна из моих любимых историй этого года - возвращение Джека Уайта, уже довольно давно казавшегося свадебным генералом на чужой вечеринке: ментором поп-звезд, послом винила, legacy act. Как бы не так: втихаря дебютировав в сумках посетителей магазинов Third Man Records (с олдскульной директивой "rip it"), пластинка "No Name" оказалась самой грозной, грязной, сальной и сырой записью Уайта, который фигурировал в моих топ-10 разных лет с тремя разными группами, но еще ни разу не появлялся в них соло (и никогда не забирался настолько высоко). Это не особо новаторский, но мастерский откат в прошлое, где хит-парадами командовали не биты или, прости господи, вайбы, а риффы.


№3
Four Tet "Three"

Если кто-то придумал "тест пяти альбомов", то почему бы кому-нибудь еще не придумать тест десяти? Например, мне - благо как минимум один отличник остается на виду уже 20 с чем-то лет, не выпустив за это время ни одной проходной пластинки. Начавшаяся с "Rounds" победная серия Four Tet - это historic run, не снившийся Джордану с Джоковичем, body of work на зависть Тарантино, идеальная дискография великого музыканта, между делом выросшего из пионера фолктроники в хедлайнера "Коачеллы". Как в эту дискографию вписывается "Three"? В общем и целом, безукоризненно: это красивая и умная электроника для тех, кто не слушает ничего, кроме электроники, для тех, кто не слушает никакую другую, и приблизительно для всех остальных.


№2
Beth Gibbons "Lives Outgrown"

Если вынести за скобки ее коллаборации с Rustin Man и симфоническим оркестром Польского радио, согласившись с тем, что это дебютная пластинка Бет Гиббонс, придется согласиться и с тем, что "Lives Outgrown" - главный дебют этого и примерно любого другого года. Один из самых мифологизированных голосов конца прошлого века последовал примерам двух других, зазвучав после долгого молчания, но если Кейт Буш и Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser) преимущественно повторяли пройденное, то солистка Portishead копнула глубже: и саунд-дизайном, и песнями, и интонацией. Да, на смену скорбному трип-хопу пришел безысходный чеймбер-фолк, но это семантика: в исполнении Бет любая песня - сама себе жанр.


№1
The Smile "Wall of Eyes"

Ну а лучшим альбомом года остался тот, что вышел аж в январе и был фаворитом этой гонки по умолчанию. The Smile - не Radiohead, но из всех целевых аудиторий великих групп поклонники последней - самые, с отрывом, избалованные. Три полнометражные пластинки за три года - это серьезно, и каждая из этих пластинок настолько основательна, что заставляет задуматься и поговорить о различиях между каноническим квинтетом и плодовитым пауэр-трио. Одно бросалось в глаза с самого начала: это музыка, свободная от груза чужих ожиданий и перфекционистских предрассудков ее авторов. Второе - продолжение первого - стало слышно именно на "Wall of Eyes": оказывается, теперешние Том Йорк (Thom Yorke) и Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) способны звучать не как приступ паники, а как сеанс терапии.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, на чьем телеграм-канале "вольности перевода" можно найти полную версию списка лучших пластинок года и плейлисты с его главными песнями.

23.12.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: