МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов февраля

IDLES, MGMT, Летисья Садье и Grandaddy - в обзоре главных релизов февраля

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.

The Last Dinner Party "Prelude to Ecstasy"

Первый пункт нашего недавнего списка самых ожидаемых пластинок года всецело оправдал ожидания: женский квинтет из Лондона, взятый на разогрев к The Rolling Stones еще до выхода первого сингла (!) и награжденный Brit Award до релиза дебютного альбома, выпустил LP, где нет ни одной проходной песни. Чего на нем в избытке, так это уверенности в себе (дебютные альбомы звучат столь борзо приблизительно раз в пять лет) и источников вдохновения: в каждом спродюсированном Джеймсом Фордом (James Ford) треке слышатся то Blondie со Sparks, то St. Vincent с Florence + the Machine, а то и вовсе прямые цитаты из ABBA и Foo Fighters. Заслуга ответственного за перерождение Arctic Monkeys Форда, думается, в том, что все это не вышло из-под контроля: пышный и нарядный барокко-поп The Last Dinner Party постоянно клонит в театр, но если "Prelude to Ecstasy" - это спектакль, то не капустник, а как минимум Шекспир в парке.


IDLES "TANGK"

На пятом альбоме бристольских панков гостят LCD Soundsystem и записанный в сопродюсеры Найджел Годрич (Nigel Godrich), но их вклад в звучание "TANGK" кажется минимальным. Гораздо лучше слышно то, что привыкший орать - о личных ли невзгодах, о несправедливости ли мира вокруг - Джо Тэлбот (Joe Talbot) пробует достучаться до слушателя другим способом: старательно затыкая внутреннего Игги Попа (за исключением пары песен - вроде "Hall & Oates" - где это ну никак не получается), упрямо повторяя слово "любовь" и демонстративно предпочитая брутальной силе ранимость и готовность к диалогу. Работает эта смена регистра не всегда, но затея похвальная, а немногочисленные промахи компенсируются явными удачами вроде сингла "Gift Horse", где Тэлбот успевает и признаться в любви к дочери, и рявкнуть "Fuck the king!"


MGMT "Loss of Life"

Одни из самых ярких дебютантов нулевых, исполнявшие песни с "Oracular Spectacular" на разогреве у Radiohead и Бека (Beck), а также на каждом приличном рок-фестивале той поры, MGMT давно не записывали ничего хотя бы отдаленно похожего на "Electric Feel" или "Time to Pretend", что не помешало им стать звездами тиктока: вирусным хитом стал недавно титульный трек с их предыдущего альбома "Little Dark Age". С момента его выхода прошло тем временем шесть лет, но MGMT никогда никуда не торопились и на "Loss of Life" спокойно и с удовольствием занимаются привычным делом: приветами 1980-м (как в записанной с Christine and the Queens "Dancing in Babylon") и оммажами 1970-м: добрая половина пластинки - это никакая не неопсиходелия, а самый что ни на есть софт-рок. Эпическая "Nothing Changes" (включающая, в частности, программную строчку "time to stop pretending") - пожалуй, лучшая песня дуэта за последние 14 лет.


Real Estate "Daniel"

Предыдущая пластинка квинтета из Нью-Джерси вышла на заре пандемии и оттого обошлась без особого паблисити, не говоря уже о гастролях в ее поддержку. Давно заняв свое место под солнцем - дневных фестивальных слотов, где их мелодичный джэнгл-поп охотно, но без фанатизма слушают все скучающие по ранним R.E.M., - Real Estate не стали спешить с выводами из лишившей их всего этого пандемии, взяв рекордную для себя четырехлетнюю паузу между альбомами и, кажется, впервые в карьере использовав право на "лево". Хотя их поворот - организованный при участии лауреата "Грэмми" в категории "Альбом года", сопродюсера "Golden Hour" Кейси Масгрейвс (Kacey Musgraves) и возможного вдохновителя названия пластинки Дэниела Ташиана (Daniel Tashian) - сложно назвать резким: записавшись в Нэшвилле и освоив педал-стил, Real Estate не заиграли кантри, хотя обороты немного сбавили.


Lætitia Sadier "Rooting for Love"

Последний альбом Stereolab вышел в 2010 году, а новый не становится ближе, хотя реюнион группы случился пять лет назад. Что ж, хотя бы ее солистка Летисья Садье пластинки выпускает регулярно, и за прошлогодней коллаборацией с бразильцами Mombojó ("Modern Cosmology") без промедления последовал пятый сольник певицы, чья вокальная манера, сколько бы ее ни копировали, остается узнаваемой с полуслова. Не озадачит знакомых с дискографией Садье и здешняя музыка, чьи разветвленные корни уходят то во френч-поп, то в краутрок, то в записи Stereolab второй половины 1990-х, пока Летисья поет то на французском, то на английском - зачастую в сопровождении группы певцов и певиц под вывеской Хор и, как правило, неотразимо.


John Bramwell "The Light Fantastic"

Второй сольный альбом экс-фронтмена замечательного манчестерского трио I Am Kloot доводился до ума долго: одна из включенных в него песен, "I Am the Sky", вышла как сингл аж четыре года назад. Похоронив обоих родителей и готовясь отметить 60-летие, Брэмуэлл естественным образом все чаще задумывается о смерти, но если его тексты стали весомее, то его музыка, напротив, жаждет легкости: проходившие по ведомству "новых тихих" I Am Kloot таких душеспасительных песен, кажется, не записывали. Не было в их репертуаре и настолько явных, на грани судебного иска, заимствований у Питера Гэбриела (Peter Gabriel), как песня "The Element of Truth", но она тут скорее исключение - куда чаще альбом тянет в просветленную акустику. Сольный дебют Брэмуэлла, "Leave Alone the Empty Spaces", мне в свое время понравился больше, но его нежеланию паразитировать на собственных заслугах хочется поаплодировать.


Middle Kids "Faith Crisis Pt 1"

У себя на родине это австралийское трио известно заметно больше, чем за ее пределами: предыдущая пластинка Middle Kids выиграла премию ARIA - австралийский аналог "Грэмми" - за лучший рок-альбом 2021 года. Новая ничем не хуже: с ходу отлупив хуками синглов вроде "Dramamine" или "Bootleg Firecracker", ведомая гитаристкой и певицей по имени Ханна Джой (Hannah Joy) группа продолжает в том же духе - бойкого, жизнелюбивого, многим обязанным альтернативе 1990-х инди-попа, про который ни за что не подумаешь, что это продукт титульного кризиса веры. На проносящейся на одном дыхании пластинке полно катарсисов - тем мощнее эффект от последнего из них, успокоительного дуэта Джой и Дейва Леопепе (Dave Le'aupepe) из Gang of Youths, и тем сильнее интригует перспектива "Pt 2".


Ariel Kalma, Jeremiah Chiu, Marta Sofia Honer "The Closest Thing to Silence"

Авторы одной из любимых пластинок "Прослушки" по итогам позапрошлого года ("Recordings from the Åland Islands", не проходите мимо) продолжают набирать репутационные баллы, найдя общий язык с легендой нью-эйджа. Коллаборация французского ветерана Кальма и американских умников Хонер и Чу - эффектный и непредсказуемый коллаж, лихо монтирующий импровизации музыкантов (Хонер - востребованная людьми в диапазоне от Бейонсе до Fleet Foxes альтистка, Чу играет на драм-машине, Кальма на духовых инструментах, все трое - на синтезаторах) с архивными записями Ариэля и его же вроде бы рудиментарными студийными комментариями. Первый трек ("Ten Hour Wave") оказываются лучшим, но заскучать не дадут все 11 - занимающие прелюбопытное место на границе нью-эйджа, джаза и минимализма.


C. Diab "Imerro"

Находка месяца - пятая пластинка композитора и мультиинструменталиста из Ванкувера, в чьих тегах на Bandcamp явно выделяется формулировка post classical grunge. Оправдывает ее Кейтон Диаб, как правило, яростным пиликанием смычком по гитаре (представьте себе Sigur Rós, где все ангельское заменено на что-то зловещее), но на "Imerro" его исполнительский диапазон заметно шире обычного: в ход идут синтезаторы, отчаянные соло на трубе и саксофоне, затейливый диалог банджо и чуть ли не волынки - не говоря уже о том, что гитарные трели канадца вполне способны исполнять роль, допустим, перкуссии. Изобретательная, ни на секунду не злоупотребляющая нашим вниманием пластинка, заставляющая вспомнить многих из земляков Диаба: от Тима Хекера (Tim Hecker) до Колина Стетсона (Colin Stetson) до половины каталога монреальского лейбла Constellation.


Альбом месяца
Grandaddy "Blu Wav"

Это первая пластинка Grandaddy за семь лет и после внезапной смерти бас-гитариста Кевина Гарсии (Kevin Garcia) - хотя, будем откровенны, ни он, ни другие номинальные коллеги певца и сонграйтера Джейсона Лайтла (Jason Lytle) к записям группы давно не имеют никакого отношения. На "Blu Wav" Лайтлу аккомпанирует ровно один музыкант - играющий на педал-стиле сессионный гитарист, чьи томные партии заставляют предположить, что Grandaddy заиграли альт-кантри. Это отчасти правда, но что-то отчаянно похожее - правда, без педал-стила - Grandaddy играли и на каноническом "The Sophtware Slump", просто тогда это называли спейс-роком (а также американским ответом Radiohead), а сейчас хочется назвать космик-американой. Так или иначе, смена ритма - с просто спокойного на расслабленный до потери пульса - Лайтлу идет, а песня "Ducky, Boris and Dart" - лучшее, что он выпустил за последние 18 лет.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

01.03.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: