МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль

Борис Бланк, Sedibus, Fatima Yamaha, Андрей Кириченко и другие электронные новинки февраля

Merrin Karras "Live" (A Strangely Isolated Place)

В 2024-м калифорнийский эмбиент-лейбл ASIP выпустил уже два "номерных" релиза, но куда более сильное впечатление производит скромно изданная в формате digital-only запись концерта ирландского музыканта, работающего под псевдонимом Merrin Karras. Запись его концерта в Греции на фестивале Reworks в 2021 году – это своего рода "Greatest Hits", концентрация в часовом сете всего, что Брендон умеет. Berlinschule по заветам классиков 1970-х, но со слегка осовремененным звуком, плюс эмбиент, который мы привыкли ассоциировать с расцветом чиллаутной сцены 1990-х – тут напрашиваются параллели то с Global Communication, то с единственным (и неповторимым) эмбиент-альбомом Sun Electric, тоже концертным. Идеальный пример электроники про красоту и внутреннюю гармонию. Единственное, пожалуй, слабое место альбома (и вероятная причина, по которой он вышел только в цифре) - многое из этой программы нам знакомо по предыдущим релизам.

Andrey Kiritchenko "Maria" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Харьковчанин Андрей Кириченко – фигура на мировой экспериментальной сцене давно и хорошо известная. За 25 лет он успел поиграть довольно разную музыку от глитча и электроакустики до джаза, запустить собственный лейбл Nexsound и выпустить пластинки на Stalplaat и Ad Noiseam. В последнее время Андрей двинулся в сторону IDM-звучания (что само по себе приятно удивляет, поскольку чаще всего мы видим как раз обратную эволюцию от IDM в сторону более "академичных" жанров), и логичным итогом этого движения стал выпуск альбома на британском Touched. Главная, пожалуй, черта альбома – это сочетание мелодической сложности (или, скорее "неочевидности") с легким и игривым настроем. Первым делом в голову приходят ассоциации с Plaid (или даже скорее с The Black Dog времен альбома "Temple Of Transparent Balls") и с ранними Orbital. Но у Андрея куда разнообразней звуковая палитра – помимо синтезаторов на альбоме звучат живые инструменты: духовые, струнные и маримба, и это немедленно придает музыке сходства не то с академическим минимализмом, не то с Digitonal или Floex. К тому же, при всех отсылках к звездам электроники конца XX века, "Maria" – это всё же музыка современная.

Drøn "Numerator" (Science Cult)

Немецкое трио Drøn все узнали в начале 2000-х благодаря нескольким альбомам в экосистеме лейбла Elektrolux. После закрытия "электролюкса" Drøn взяли длительную паузу, но с 2013-го стали активнейшими участниками новой IDM/эмбиент-сцены – их пластинки выходили на Touched, Carpe Sonum, mindcolormusic, Moatun 7 и Ping Disc, а вот теперь группа дебютирует на американском электро-лейбле Science Cult, в чьем ростере уже есть Карл Финлоу (Carl Finlow), Серж Гейзель (Serge Geyzel), Cygnus и Zeta Reticula. При этом "Numerator" в определение "электро" всё же не вписывается – это пусть бодрый, ритмичный и не лишенный электро-драйва, но всё же IDM. Но если большая часть дискографии Drøn – это скорее музыка, склонная к гармонии и меланхолии, то здесь немцы поворачиваются к нам скорее экспериментальным боком. На альбоме мы слышим предельно лаконичные мелодические ходы, гипнотические повторы и настойчивый остинатный бас.

Sedibus "SETI" (Orbscure Recordings)

Sedibus – проект Алекса Паттерсона (Alex Patterson), бессменного лидера формации The Orb, и Энди Фалконера (Andy Falconer), которого мы знаем по записям тех же The Orb середины 1999-х, то есть по самому что ни на есть классическому периоду. Как и следовало ожидать, на альбоме мы слышим фирменную орбовскую коллажную сэмпладелику, но если предыдущий альбом самих Orb был ритмичным, а порой даже откровенно танцевальным, то "SETI" это часовое плавание в густом эмбиентно-дабовом тумане, из которого доносятся то голоса радиоведущих из прошлого века, то звуки фортепиано, то фрагменты старых пластинок, то африканская перкуссия.

Boris Blank "Resonance" (IAN Records)

72-летний Борис Бланк, "молчаливая" половина швейцарского дуэта Yello, выпустил второй соло-альбом, выдержав после первого гроссмейстерскую паузу в 10 лет. Начинается "Resonance" примерно с того, чего от Бориса и ждешь – этакой синематики с латиноамериканским ароматом, где так и ждешь услышать хрипловатый полушепот Дитера Майера (Dieter Meyer). Однако дальше Бланк сворачивает в неожиданную сторону – сохранив вайб "воображаемого кино", Борис меняет экзотические декорации на научно-фантастические, и дальше "Resonance" клонится куда-то в сторону "Очень странных дел", Вангелиса (Vangelis) середины 1990-х и (что уж совсем неожиданно) "эйфорического чиллаута" в духе Carbon Based Lifeforms. С учетом довольно современного звука (а мало кто следит за "свежестью" продакшена так, как ветераны) "Resonance" вполне можно было бы приписать "перу", скажем, Николаса Джаара (Nicolas Jaar). Несмотря на изначально прикладной характер пластинки (а музыка эта создавалась как саундтрек для спа-курорта под Цюрихом), запись получилась яркая и самодостаточная.

ADSX "The Ambient Live Tapes" (Injection Records)

Андре Фишер (Andre Fischer) известен нам как один из музыкантов-многостаночников, стоявших у истоков европейской клубной электроники конца 1980-х – начала 1990-х. На его счету порядка двух десятков проектов разной степени известности, среди которых стоит вспомнить Recall IV (треки "Contrast" и "Aestetic" триумфально прошествовали по всевозможным компиляциям начала 1990-х типа "Techno Trax" и "Technoworld"), а также Limelight, дуэт с Питом Намлуком (Pete Namlook), выпустивший альбом и серию ЕР на лейбле Fax +49-69/450464, причем играл этот коллектив вовсе не эмбиент, а хард-транс, эйсид и техно. В проекте ADSX или Audiosex, который Фишер тоже запустил в начале 1990-х, но по-настоящему активизировал в 2014-м, он отдает предпочтение более спокойной музыке. "Ambient Live Tapes" – запись трех живых выступлений, состоявшихся в Берлине и Лондоне в 2015 году, и звучат эти треки так, что идеально вписались бы в "классический" формат Факса. Психоделические синтезаторные джемы по 30-50 минут – гудящие низкочастотные дроны, "летающая" перкуссия, пульсирующие секвенсорные петли и возвышенные космические аккорды и голосовые сэмплы из научно-фантастического кино.

Chromedealer "Sketches Of Silver" (WeMe Records)

Загадочный нью-йоркский музыкант Chromedealer – уже не дебютант (три года назад он уже успел выпустить самиздатный миниальбом), но всё еще принадлежит к разряду молодых и перспективных. Его второй релиз печатает на виниле уважаемый в среде любителей acid и braindance-музыки бельгийский лейбл WeMe. "Sketches Of Silver", однако, в "кислотный" формат совсем не вписывается – скорее это старый добрый и несколько подзабытый в последнее время drill & bass, где пулеметные мелко нарезанные джангл-брейки составляют этакое контрастное единство с нарочито умиротворенными эмбиент-пэдами и приджазованными клавишами.

Fields Of Mist "Biospore Farmers" (Ilian Tape)

Американский музыкант и медиа художник иранского происхождения Джахандар Хамидие (Jahandar Hamidieh), также известный как Katir, дебютировал на Ilian Tape два года назад c альбомом "Illuminated60", и вот теперь возвращается с продолжением. Его фирменные черты – это холодные, но не лишенные гармонии эмбиент-текстуры, плюс неторопливый, слегка залоуфаенный бит. В широком смысле "Biospore Farmers" подходит под определение "эмбиент-техно", вот только ритмический арсенал у Джахандара побогаче, с прямых битов он охотно переходит на ломаные, а с танцевального темпа на тот, что больше подходит для того, чтобы покачать головой. Облако ассоциаций - приятней некуда, от Detroit Escalator Co. и более спокойных треков Дэвида Муфанга (David Moufang) до итальянца Марио Пьеро (Mario Piero) и его проекта Raiders Of The Lost Arp.

VA "Braindance" (Die Orakel)

Небольшой, но симпатичный франкфуртский лейбл, заработавший себе репутацию пластинками O-Wells, Upsammy, N90c и Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze), решил выпустить кураторскую компиляцию, добавив путаницы в и без того неоднозначный жанровый тэг. Слово "braindance" ввел в обращение лейбл Rephlex, желая придумать более удачное название для всего корпуса IDM-релизов. Однако, как это часто бывает, смысл за термином закрепился вовсе не такой, как его авторы задумывали. Сегодня braindance – это скорее музыка, похожая на серию пластинок AFX "Analord" – скоростной гибрид электро и эйсида, который сейчас играют, к примеру, Роландо Симмонс (Rolando Simmons) или Джоди Кендрик (Jodey Kendrick). Однако в понимании боссов Die Orakel, брейндэнс – это ни то, ни другое, а "kaleidoscopic and whimsical quirktronica" (определение, дать которому адекватный перевод не так-то просто). В результате, первые треки (от Upsammy, N9oc и Pepe) напоминают что-то вроде гибрида фолктроники и глитча с битом, а дальше идет более-менее типичная для Die Orakel, но весьма интересная музыка – мягкое неформатное электро, эксперименты на стыке IDM и всяческих басовитых лефтфилд-абстракций и так далее – короче говоря, ритмичная и насыщенная событиями электроника, пригодная скорее для дома, чем для танцев.

Ital Tek "Death By A Thousand Cuts" (Not On Label)

Алан Майсон (Alan Myson) много лет подписан на могучий Planet Mu и уже успел стать для лейбла одним из ключевых артистов, но время от времени "постреливает" самиздатными ЕР, которые видимо не вписываются в довольно жесткую концепцию большого издателя (на Planet Mu Алан чаще всего издаёт музыку ритмичную и мрачновато-нервическую). "Death By A Thousand Cuts", хоть и не лишен ударных (в некоторых треках мы слышим знакомый рваный ритм, отодвинутый чуть на задний план), но по звучанию скорее двигается куда-то в сторону Fennesz и Тима Хекера (Tim Hecker) – это величественные синтезаторные симфо-ландшафты, щедро приправленные шумом и овердрайвом. Но если австриец и канадец предпочитают крупные формы, то их британский коллега вполне способен выразить ту же эмоцию в 2-3 минутной пьесе.

Fatima Yamaha "SOL" (Magnetron Music)

На третьем (не считая саундтрека к документальному фильму) полнометражном альбоме нидерландский музыкант Бас Брон (Bas Bron) делает заметный шаг от мелодичного синтезаторного диско-фанка в сторону американизированной поп-музыки. К его фирменным веселым инструменталам с обилием количеством ярких клавишных соло в этот раз добавился мужской соул-вокал, кое-где щедро приправленный автотюном. Иногда получается довольно удачно (трек "Stray" – это практически нидерландский ответ поздним Daft Punk, поп-хит, вполне достойный радиоротации), но безусловным успехом пластинку не назовешь. "Stroke" – слишком явная попытка постоять на плечах гигантов вроде Dazz Band, а от "sEEE" ("медляка", состоящего из автотюна примерно целиком) и вовсе остается ощущение испанского стыда. К счастью, заканчивается диск всё же на мажорной ноте, инструментальный трек "Dawn" напоминает того синтезаторного нёрда, которого мы знали раньше под этим именем.

Hollan Holmes "Sacred Places" (Spotted Peccary)

Новый альбом американского музыканта, художника и дизайнера – отличный повод позаимствовать у коллеги Степанова хэштег #rewind для разговора о пластинках, не попавших в "свой" месяц. Холмс – довольно регулярный герой "проверок", но уследить за ним и впрямь непросто, поскольку его медийная активность, за исключением не таких уж частых релизов, равна примерно нулю. Довольно долго свои альбомы Холлан тоже публиковал самиздатом, и лишь в 2020-м перебрался на заслуженный портлендский лейбл Spotted Peccary, который специализируется на эмбиенте, спейс-роке, нью-эйдже и космо-электронике. Именно её-то и играет Холмс на протяжении всей своей карьеры, то есть по меньшей мере полтора десятка лет. Специфика жанра в том, что форма здесь порой доминирует над содержанием – тут в самом деле выходит немало пластинок, во всех отношениях приятных, но ничем особенным не выделяющихся. Холлан Холмс выделяется тут именно способностью, пусть и не всегда, но всё же записывать альбомы яркие, эмоциональные и запоминающиеся – и "Sacred Places" как раз из таких. Ближайшие ориентир для сравнения – Tangerine Dream в их лучшие моменты, то есть либо во времена "Stratosphere" (чуть мелодичней, чем "Rubycon" или "Phaedra"), либо в их лучшей современной реинкарнации с Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss). То есть по структуре это музыка абсолютно "семидесятническая", а по звуку и детализации – достаточно современная. Но главный плюс альбома в его очень мощном терапевтическом эффекте – это музыка, красивая как звездное небо или горная гряда, она как бы воспаряет над "человеческим миром" как над чем-то проходящим и несущественным.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

27.02.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: