ТЕХНИКА  NAMM'24: Без последствий не останется

Выставкка NAMM'24 стала лучшим в истории шоу по количеству аппаратных синтезаторов. Мы подготовили для вас обзор самых интересных разработок

NAMM Show позади, но её последствия будут ощущаться весь год. В этот раз производители решили не скупиться на новинки, так что многие отраслевые издания поспешили объявить NAMM'24 лучшим в истории шоу по количеству аппаратных синтезаторов. Но и в других категориях случилось много нового и любопытного!
Поскольку именно синтезаторы стали гвоздём программы, с них мы и начнём свой обзор.

Клавишные синтезаторы

Большой куш всеобщего внимания сорвал Korg. Часть его анонсов мы уже освещали, но не все. К MiniKorg 2, новой версии заслуженого и одного из самых популярных инструментов в истории и десктоп-версий новых инструментов - Wavestate, Modwave и Opsix, добавился KingKorg NEO, миниатюрная версия виртуально-аналогового синтезатора KingKorg со встроенным вокодером, фильтрами в духе MS-20 и других подобных моделей.

Кроме того, Korg наделал много шуму, пообещав вернуть в производство (пока штучное) свой очень старый агрегат PS-3300. Этот аналоговый зверь выпускался в 1977-1981 годах, и за всё время были изготовлены всего 50 единиц. Стоил он как чугунный мост, и тем не менее снискал культовый статус, о чём свидетельствует изобилие эмуляторов. Новая версия - с 49 клавишами и 49-голосной полифонией - будет собираться под заказ. Начальная стоимость агрегата составит 13 тысяч долларов. Очевидно, что он в лучшем случае будет игрушкой для богатых ценителей и элитных студий.

Помимо синтезаторов, Korg представил Grandstage X, сценическое цифровое пианино, оснащённое сразу семью движками для разных видов акустических роялей, электропианино; не забыли и про странноватый, но популярный в 1990-е звук фортепиано из синтезатора Korg M1.

Yamaha показала устройство под названием Seqrack - мобильную студию, включающую драм-машину, синтезатор, сэмплер - и всё это в очень небольшом корпусе. Секция синтезатора включает инструменты на базе движка AWM2 (сэмплированные звуки) и четырёхоператорного FM-движка.
Звучание и размеры этого устройства можно оценить на видео:

Suzuki неожиданно выпустили новую версию Omnichord - серии уникальных электронных инструментов, запущенной в 1981 году. Его основу составляла сенсорная панель Sonic Strings, проведение пальцами по которой запускало воспроизведение аккордов; каких именно - определяли зажатые кнопки. Инструмент также оснащался набором пресетов, встроенными ритмическими рисунками и генератором басовых партий.

Производство Omnichord продолжалось до 1996 года, после чего компания взяла длительный перерыв. Всплеск интереса в последние месяцы 2023 года связан, вероятно, с недавним интервью Деймона Албарна (Damon Albarn) для Apple Music, в ходе которого музыкант показал, как написал с его помощью основную клавишную партию для трека Gorillaz "Clint Eastwood".

Британская компания PWM презентовала новый синтезатор Mantis, дуофонический гибрид-аналог, разработанный при участии покойного Криса Хаггетта (Chris Huggett), легендарного разработчика таких синтезаторов как OSCar и WASP (и некоторых других культовых инструментов). Собственно, по мотивам их архитектуры Mantis и создавался. Сам Хаггетт скончался в 2020 году, так что Mantis - это его прощальный поклон.

Supercritical Synthesizers показали миру Redshift 6, "синтезатор переменчивого характера", десктоп-модуль, который, судя по демо, станет мощным пополнением в арсенале саунд-дизайнеров.

Это гибридный цифро-аналоговый инструмент с аналоговыми осцилляторами и трактом, а также фильтром, который может имитировать работу "практически любого классического винтажного фильтра", и шестьюголосной полифонией. Поступление этого аппарата в продажу ожидается летом. https://supercriticalsynthesizers.com/redshift6/

Nord (Clavia Digital Musical Instruments) продемонстрировали на NAMM вторую итерацию сценических роялей Nord Grand 2, главной отличительной чертой которого становится произведённая Kawai клавиатураю Она умеет имитировать ощущения от настоящей молоточковой клавиатуры акустического рояля. При этом, как обычно, звуки фортепиано дополнены двумя синтезаторами на базе сэмплов со сторонними библиотеками звуков.

Studiologic представил новые сценические клавиатуры - 88-клавишные инструменты Numa Compact SE/Compact X SE. Хотя полноразмерную клавиатуру трудно отнести к категории компактных инструментов, это всё-таки нечто менее громоздкое, чем непосредственный прародитель - Numa X Piano. Compact SE, помимо звуков акустического рояля, содержат тембры электропианино (по-видимому, на базе сэмплов) и движки органа и синтезатора. Инструменты также снабжены встроенными динамиками, что очень уместно для домашнего применения.

Напоследок стоит упомянуть CPM DS-2, компактный модульный синтезатор, назначение которого - издавать аналоговый гул. То есть, формировать "звуковые ландшафты", где звук будет постоянно и непредсказуемо меняться. Что приятно, стоить этот миниаппарат будет сравнительно немного - 259 долларов.

Гитары и педали

Гитарный сектор на NAMM'24 был не столь богат на громкие новинки, но было бы неправильным сказать, что он был неинтересен. Youtube-канал The Acoustic Shoppe (американского музыкального магазина, специализирующегося на акустических гитарах) устроил шоу, в котором , отыграл на 36 акустических инструментах - как уверяет, на всех, какие только были представлены на выставке в этом году. Видео включает рейтинг инструментов для каждого ценового диапазона - менее 1500 долларов по нижней планке и выше 5000 по верхней. Среди сравнительно дешёвых инструментов наивысшую оценку получила Eastman E1SS-DLX (775 долларов), а самым лучшим из числа дорогостоящий сочли Bedell Fireside Cedar, который стоит 7900 долларов.

Из элекрогитар самым ярким инструментом стал именной Schecter/Machine Gun Kelly Razor Blade с корпусом "в виде бритвы": сам исполнитель Machine Gun Kelly, показывая инструмент на концерте, сболтнул, что эта гитара - "ода" его альбому 2020 года "Tickets to My Downfall", где в титульном треке упоминаюся нанесения самому себе телесных повреждений. Из-за этого в интернете поднялся шквал известной неароматной субстанции, где зарубежные эквиваленты Мизулиных начали голосить о пропаганде непозволительного.
В Schecter, похоже, слегка сомневаются в том, что такой дизайн - хорошая идея: её изначальная цена превышала 2000 долларов, однако практически сразу её срезали до 1499. Факт гоорит о многом.

Именные гитары показали также Gibson/Epiphone - Epiphone DG-335 Dave Grohl model плюс Emily Wolfe Stealth Epiphone.

Ernie Ball Music Man предъявили John Petrucci’s Ernie Ball Music Man Majesty имени гитариста Dream Theater.

EVH привезли на выставку Wolfgang Van Halen SA-126.

Fender выпустил диковинный инструмент имени Джека Уайта (Jack White), кастомный телекастер сразу с тремя хамбакерами: Jack White’s Fender Low Rider.

Любопытные дизайнерские гитары показали Music Man вместе с Тосином Абаси (Tosin Abasi), лид-гитаристом прогрессив-металлической команды Animals as Leaders. Гитара Kaizen выглядит так, будто сделана целиком из металла (хотя только благодаря покрытию) и обладает очень своеобразными очертаниями.

Впрочем, кажется, фокус в том, как играет Абаси, а не на чём:

Сам гитарист заявил, что гитара выглядит как "артефакт древней технологической цивилизации". Трудно поспорить.

Радикальная форма гитар Gripen американского производителя Kauer тоже явно заставляла прохожих повернуть голову. "Угловатые, отдают кубизмом и агрессией", говорят про них. Ну, насчёт агрессии, можно поспорить, но то, что несмотря на расцветку, они отдают железобетонным брутализмом, это факт. Удобно ли на них играть с такими на вид острыми краями, вопрос совсем другого порядка.

Что же касается обработки, то здесь дважды отличился проект Джека Уайта Third Man Hardware, выпустивший бюджетную педаль Triple Threat, созданную вместе с компанией Donner. Педаль включает сразу дисторшн, фазер и эхо в одном корпусе, и всё - за 99 долларов. Просто подарок!
Кроме того, Third Man Hardware выпустили Fuzz-a-Tron - конструктор по сборке fuzz-педали, который ещё и стоит всего 75 долларов. Издание Guitar World предположило даже, что педали DIY ("собери сам") - тренд, который сохранится в ближайшей перспективе.

В сходном духе выступила компания Aviate Audio, которая привезла на выставку цифровой стомпбокс Multiverse Player Edition. Его не нужно собирать физически, но можно сконструировать свой собственный набор эффекв, подключив эту педаль к компьютеру с установленным плагином Multiverse Designer. Цена у этого чуда техники, впрочем, довольно высокая: 349 долларов.

Walrus Audio вместе с Hagerman Amplification выпустили новую fuzz-педаль Silt Harmonic с вакуумной лампой в сердцевине, что по сегодняшним временам большая редкость. В режиме Harmonic частоты удваиваются (ещё на этапе до перегруза). Как это звучит, можно понять по видео ниже:

Zoom упаковали сразу 200 эффектов перегруза (в т.ч. дисторшна и фузза) в одну педаль: MS-200D+ MultiStomp. Естественно, речь идёт об эмуляциях, но, похоже, это отнюдь не худший представитель такой разновидности гитарных педалей. Хотя, конечно, проверить это можно только в общем миксе:

Mooer Audio предъявили модуль гитарных мультиэффектов GE1000, моделирующий такое множество разных примочек и кабинетов, что его уже назвали "гитарной рабочей станцией". Тем более, что на борту ещё и драм-машина. Гвоздём программы, однако, заявлен некий "искусственный интеллект", который руководит настройками эквалайзера прямо по ходу игры, - если ему позволить это делать. К счастью, ручную настройку тоже никто пока не отменил.
А для простоты настроек устройство снабжено ещё и сенсорным дисплеем.

Бас-гитары

В нижнем частотном диапазоне себя громко проявил Ibanez, показавший серию полуакустических безладовых басов SRD900/SRD905 и новые варианты бас-гитар BTB Light, в числе которых - первый в мире мультимензурный 7-струнный инструмент BTB7MS.

Cortex Bass показали на NAMM 4-, 5- и 6-струнные басы Ganesha. Их характерной особенностью оказывается механизм настройки, типичный для безголовых басов, но при этом голова-таки присутствует. По сути это вариант мультимензурного подхода, но с сохранением прямых ладов. Кстати, безладовая версия тоже обещана. Цена, правда, кусачая: 3 тыс. долларов.

А на противоположном краю ценового диапазона отметилась компания Harley Benton с короткомензурным басом для начинающих PB-Shorty SBK, который стоит всего 103 фунта (~130 долларов). Для бас-гитары инструмент, надо сказать, совсем маленький. Ориентирован на начинающих.

Epiphone выпустил модель баса Thunderbird имени Рекса Брауна (Rex Brown), басиста групп Pantera и Down. Это младший брат именной модели под маркой Gibson, отличающийся главным образом местом производства и более доступной (1299 долларов) ценой.

Аудиоинтерфейсы и контроллеры

MOTU полностью переработала один из самых популярных своих студийных аудиоинтерфейсов - модель 828. Это уже шестой по счёту вариант интерфейса. С шиной USB3, пропускающей до 5 гигабайт в секунду, интерфейс насчитывает 60 каналов ввода-вывода (28х32) и включает встроенный 24-канальный микшер с эффектами.
Передняя панель содержит два микрофонных входа XLR/TRS, плюс дополнительные аналоговые входы и выходы TRS, ADAT и S/PDIF.
В комплекте - ряд программных пакетов, в т.ч. CueMix5, MOTU Performer Lite, Ableton Live Lite и др.

Цена составляет более 1300 долларов.

Mackie продемонстрировали специализированный микшер DLZ Creator XS, созданный для производителей сетевого контента, стримеров и музыкантов. Это компакт-версия аналогичного агрегата, выпущенного в прошлом году, снабжённая соединениями USB, Bluetooth. Устройство можно использовать для записи аудио нна компьютере - или прямо в SD-карту. Физические ползунки заменили виртуальными, для управления ими служит семидюймовый сенсорный дисплей.

Audient, чаще всего показывающий на выставках аудиоинтерфейсы пользовательского уровня, на сей раз привёз аппарат, ориентированный на очень серьёзные студии. Oria - это и аудиоинтерфейс, и контроллер мониторинга, который поддерживает аудиосетапы от стерео и вплоть до формата 9.1.6 и снабжён средствами калибровки под текущее помещение, благодаря сотрудничеству с Sonarworks. Стоимость устройства начинается с 2625 долларов.

Heritage Audio анонсировали целую серию аудиоинтерфейсов, подключаемых по USB-C под общим названием i73 Pro.
Интерфейсы включают предусилители Class A в стиле Neve 1073 - исключительно популярного в студийных средах прибора, чьи характеристики до сих пор пытаются эмулировать разными способами для придания "аналоговых" оттенков записываемому звуку.

Серия i73 Pro представлена тремя моделями: Pro One с одним предусилителем и конфигурацией 2/4, Pro 2, уже с двумя усилителями, и Pro Edge с конфигурацией 12/16 (8 каналов - через ADAT).
При очень высокой за такие приборы цене (649-1499 долларов, в зависимости от модели), в комплекте к каждой добавляется набор ПО для звукозаписи на общую сумму ~1000 долларов.

Плагины, ПО

В этой секции на NAMM 2024 избыточного изобилия не наблюдалось - но новинок тоже было немало.

Arturia внесла значительные изменения в свой текущий флагманский синтезатор Pigments - новые пресеты, переработанный секвенсор, новые сэмплы, а главное - возможность использовать инструмент в качестве плагина эффектов для других треков в DAW.

Korg обновил набор Gadget 3, снабдив его новыми инструментами (их теперь больше 40), эффектами, а также поддержкой VST3/AUv3.

Yamaha жестоко оттроллила любителей бесплатного ПО, выпустив программную версию своего синтезатора Montage M; она номинально бесплатна, но скачать её можно только если у вас есть аппаратная версия. Есть шанс, что в итоге эта программа выйдет отдельно, но при явном нежелании Yamaha связываться с рынком плагинов лучше ничего особенного не ожидать - меньше причин будет разочароваться.

Steinberg анонсировал 12 версию своего флагманского аудиоредактора WaveLab, обогащёную сразу 80 новыми функциями, - это крупнейшее обновление за несколько лет. В Steinberg заявии, что 12-я версия стала самой функцинально богатой за всю долгую историю пакета.

Waves пополнили свой арсенал плагинов мультиэффектом Space Rider. Он включает ревербератор, дилей и хорус, которые можно комбинировать в любой последовательности.

Baby Audio предъявили новый виртуальный синтезатор Atoms, построенный по принципу физического моделирования. Притом, что у него всего шесть управляющих элементов, инструмент, похоже, очень богат возможностями:

iZotope выпустили плагин под названием VEA (расшифровывается как Vocal Enhancement Assistant - ассистент по улучшению вокала). Эта программа задействует технологии искусственного интеллекта, чтобы сделать записанный вокал "более мощным, более отполированным и более профессиональным". В общем, преподавателям пения, кажется, стоит косить в эту сторону испуганным глазом.

Последним в нашей далеко не исчерпывающей подборке инструментов из новинок NAMM становится плагин Oeksound Bloom. Журналисты издания MusicRadar даже затруднились описать его, отметив, что для Oeksound характерно выпускать программы-"улучшайзеры", которые способны значительно усовершенствовать качество звука, но совершенно не понятно, как именно. "Адаптивный тональный шейпер, - так Bloom назван в пресс-релизах производителя. - Он анализирует характер сигнала и вносит поправки в воспринимаемый [на слух] тональный баланс для более равномерного и чистого звучания".

Как уверяет MusicRadar, совершенно не важно, что именно происходит с сигналом в Bloom: "Повесьте его на отдельный трек или мастер-шину и пусть он делает своё дело".


На протяжении ближайших месяцев всем инструментам и плагинам, представленным на NAMM-24, предстоит пройти жесткую проверку рынком. Выживут и поступят в массовое производство единицы. Многие аппараты станут достоянием коллекционеров. Ждите наш обзор лучшей музыкальной техники в конце года - подведем итоги вместе!

22.02.2024, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: