ТЕХНИКА  2023 в музыкальной технике

Инструменты, плагины, AI: чем запомнился 2023 год профессионалам

2023 году остаются считанные часы - самое время вспомнить, что интересного было выпущено в этом году из музыкального оборудования и программного обеспечения. Звуки выбрали несколько инструментов и плагинов, которые заслуживают остаться с нами надолго.

Синтезаторы

Waldorf представил Quantum Mk2 (он же Quantum 2) - роскошный как часослов герцога Беррийского и отнюдь не дешёвый wavetable-синтезатор с 59 гигабайтами (!) сэмплов на борту, функциями морфинга, гранулярного сэмплера и мультивариантного синтеза, включающего FM-движок и возможность генерировать волновые таблицы из сэмплов.
Для любителей экспериментировать со звуками - просто подарок.

Korg выкатил "расширенные и углубленные" варианты синтезатора Wavestate: в версия mkII сохранился прежний малокалиберный форм-фактор, но полифония увеличилась до 96 голосов, а кроме того, на свет появилась версия SE - теперь уже пятиоктавная, а не всего лишь с тремя октавами, как в оригинале.

Пятьюоктавным вариантом обзавёлся и продвинутый FM-синтезатор Opsix. Причём, оба инструмента - с отметкой SE теперь поддерживают долгожданное послекасание (aftertouch). Осталось дождаться пятиоктавного Modwave SE, и саунд-дизайнерское бинго готово.

К слову, Korg также обновил рабочую станцию Nautilus, снабдив 61- и 88-клавишные модели поддержкой послекасания.

Expressive E наконец-то вывели на рынок свой долгожданный синтезатор Osmose с клавиатурой, чувствительной не только к послекасанию, но и горизонтальному движению пальцев. Впервые представленный три года назад, этот инструмент так долго дорабатывался, что его уже почти списали со счетов.

В основе этой модели - движок Haken Audio EaganMatrix, который включает FM-синтез, виртуальный аналог, физическое моделирование и т.д.

Среди лучших разработок этого года повсеместно называют десктоп-синтезатор NINA, выпущенный новой компанией Melbourne Instruments. NINA характерна широкими возможностями морфинга, а также моторизованными элементами управления, - то есть все ручки при смене патча переходят в то положение, при котором этот звук был настроен. Подобное довольно давно применялось в концертных и студийных микшерских пультах, но в синтезаторах - впервые.

Intellijel представил полумодульный синтезатор Cascadia, который описывается как "комбинация модульного синтеза в стиле Buchla и приёмов в духе Moog". Отдельные модули этого инструмента выпускались для модульных систем Eurorack, но теперь доступны в виде отдельного инструмента.

А самой странной разработкой года можно назвать латвийский Gamechanger Motor Synth MkII: десктоп-синтезатор, где источниками звука являются восемь физических электромеханических моторов. На самом деле, это уже вторая итерация инструмента, первая была показана в 2020 году (после успешной краудфандинговой кампании на Indiegogo).

Те же ребята несколько лет назад, кстати, представили дисторшн-педаль на основе плазменных разрядов. Вот уж кто умеет мыслить нестандартно.

Софт

Одно из наиболее значительных событий в софтверном цехе — обновление DAW Reaper до версии 7. Большинство нововведений касаются интерфейса, однако обновлены и внутренние средства работы с эффектами.

Arturia обновила свой мегаломанский набор FX Collection до версии 4; в него вошли 30 новых и старых плагинов для обработки звука. В комплекте всё это влетает в копеечку - 499 евро. Но по отдельности все эти плагины обойдутся в почти в шесть раз дороже. frame width="600" height="350" src="https://www.youtube.com/embed/4m0SwlDsQNs" title="Arturia FX Collection 4 - WHAT'S NEW?" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen>

Среди новых синтезаторов выделяются три. Первый - это Sonic Charge Synplant 2, новая версия одного из самых оригинальных "генераторов небывалого звука", на этот раз ещё и дополненного технологиями ИИ.

Второй - это Sound Particle SkyDust 3D, восьмиосцилляторный инструмент со встроенной системой позиционирования звука в объёмном пространстве.

Третий же - это прелюбопытный плагин Cherry Audio Novachord + Solovox - сдвоенный эмулятор двух аппаратных синтезаторов, созданных компанией Hammond в начале 1940-х годов, - то есть задолго до появления синтезаторов Боба Моуга (Bob Moog).

После почти 15-летнего перерыва вышла третья версия синтезатора FabFilter Twin 3. FabFilter известен прежде всего как разработчик студийного ПО для сведения, но, как видим, музыкальных инструментов он тоже не гнушается.

В числе бесплатных плагинов года необходимо назвать сразу две разработки Full Bucket Music. Первая - это Bucket ONE, комбинация сразу двух полисинтезаторов 1980 года Crumar Bit 01 и Bit 99 с более адекватным, чем у оригиналов, интерфейсом.

Второй - это Oxid, эмулятор ARP Omni II, гибридного аналогового/стрингс-синтезатора. Все разработки Full Bucket отличаются очень высоким качеством звучания, но Oxid - это что-то особенное.

Ещё один из лучших бесплатных плагинов года - это ревербератор Adam Szabo Solaris, т.н. shimmer-синтезатор в духе программных разработок Valhalla и аппаратных изделий Strymon. Один из самых эффектных способов добавить кинематографичности вашим звукам.

Электрогитары, басы и обработка

По версии издания Gearnews, лучшие гитары года - это:

- PRS SE Silver Sky Maple (три одиночных звукоснимателя):

- Новая итерация Gibson Les Paul Supreme (два хамбакера):

- Harley Benton CST-24 Purple Burst (также два хамбакера, при этом очень минималистичный набор элементов управления):

- PRS SE DGT, сигнатурная модель имени Дэвида Гриссома (David Grissom) с двумя хамбакерами:

- и, наконец, Fender Vintera II 70s Jaguar, стилизация под винтаж весьма выдающегося внешнего вида (и звука, естественно).

Басовый цех, кажется, был более изобретателен в этом году. Чего стоит один только монументальный Lignum Sub Octave Bass, чей корпус как будто не смог удержать такой гриф:

Инструмент, настраиваемый на октаву ниже стандартной бас-гитары, изготовили совместно басист Нэйт Наварро (Nate Navarro) и хорватская компания Lignum.

Крайне необычного вида бас представил Джейсон Лоуэлин (Jason Lawalin). Предназначенный в первую очередь для шоу (или гипноза), этот агрегат снабжён светодиодами по всему грифу и корпусу, питаемыми от внутренней батареи (10 часов на одну зарядку). При этом он ещё и весьма качественно звучит - спасибо звукоснимателям DiMarzio Relentless PJ.

В силу загадочных обстоятельств с сайта MGBass исчезли упоминания сдвоенного баса Duo Oasis, где к одному корпусу прилажены два грифа - с ладами и без. Впрочем, на сайте есть выглядящие очень похожим образом модели Desert Duo.

Что касается гитарных педалей, то здесь выделилась компания Strymon, выпустившая свою первую компактную гитарную педаль Cloudburst - продвинутый амбиентный ревербератор с добавлением алгоритма Ensemble (вариант хоруса).

Boss выкатил педаль DM-101 Delay Machine, переработка аналогового агрегата Boss DM-1, выпущенного в 1977 году. Да, это аналоговый delay-процессор, стоящий очень хороших денег (в зависимости от магазина - 500 и более долларов). MusicRadar назвал этот аппарат лучшим в своём классе на данный момент.

Neural DSP, в свою очередь, представили программный набор гитарной обработки - эмулятор Morgan Amps Suite; VST-плагин имитирует три ламповых усилителя разработки Джо Моргана (Joe Morgan). Morgan Amplification - бутиковый бренд усилителей, за минувшее десятилетие успевший заработать серьёзное признание среди профи. Набор стоит сравнительно небольших денег - 99 долларов. Другие текущие предложения Neural обойдутся вдвое больше.

Вездесущий ИИ

Искусственный интеллект - самая захайпованная тема года благодаря бесчисленным генеративным ИИ, угрожающим множеству творческих (или не очень) профессий. Пытаются ли его применять в музыкальной отрасли? Да вовсю. Даже сэр Брайан Мэй (Brian May) забеспокоился, когда Stability AI выкатили свой генератор музыки.

Между тем, кое-какие разработки в этой области выглядят весьма интересно и для музыкантов-практиков. Например, Audialab Emergent Drums 2: генератор бита и, что важнее, разного рода барабанных сэмплов, в том числе - в теории - совершенно уникальных.

Baby Audio TAIP, в свою очередь, - это средство обработки сигнала "под магнитную ленту" - причём на базе ИИ. Для достоверности. Машина анализировала разницу между чистым сигналом и воспроизведённым на разных магнитофонах, так что имитация должна быть весьма точной.

Bandlab представили в мае 2023 года систему SongStarter "для борьбы с творческим кризисом" - ИИ-приложение, которое предлагает "музыкальные идеи". В полной аранжировке или без.

На рынок высыпался целый ворох стартапов, которые предлагают "персонализированную" музыку, сгенерированную или, больше того, модифицированную ИИ для разных ситуаций. Компании вроде Reactional Music, Life Score, Minibeats предлагают разработки, которые способны перерабатывать уже существующие композиции, сочинённые и записанные людьми, под нужное в данный момент настроение. Т.е. делать ремиксы и кавер-версии по нажатию нескольких клавиш.

Компания Masterchannel представила "ИИ-клон звукооператора по мастерингу Уэза Кларка" (Wez Clarke AI). Кларк, работавший со множеством звёзд и производивший мастеринг более дюжины синглов, занимавших в разные времена первые места в британских чартах, лично санкционировал появление своего "клона" и будет получать 100% дополнительной прибыли от этой платформы. Ну, а в целом автоматизированный онлайн-мастеринг уже существует несколько лет.

ИИ-средства извлечения отдельных дорожек из миксов в этом году прочно вошли в историю: с помощью них The Beatles смогли довести до студийного уровня старое демо с голосом Джона Леннона, - Now and Then. Прощальный - во всех смыслах - сингл ожидаемо занял первое место в британских чартах.

Без ИИ эта запись была бы невозможна.

31.12.2023, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: