SZIGET  Островные записки-2023. Дни 3 и 4

Нейл Хоран, Дэвид Гетта, Mumford & Sons, Moderat, Nothing But Thieves и многие другие - продолжаем свой репортаж с юбилейного фестиваля Sziget

Продолжение. Дни 1 и 2 - здесь.

Не успели еще отгреметь все концерты Sziget, а организаторы уже объявили о грядущих в будущем году новшествах. Фестиваль станет более доступным для посетителей моложе 21 года: им будет предоставлена возможность приобрести билет по специальной сниженной цене. Это действительно приятная новость, так как многие задавались вопросом, как долго будут повышать цены, которые в этом году действительно “кусачие”. В большинстве ресторанов нужно быть готовым заплатить от 15 евро и больше за одно блюдо. Обещанным бюджетным вариантом (в среднем 7 евро) стал обычный картофель-фри или абсолютно несъедобный чизбургер - такой себе компромисс…

С другой стороны, Остров действительно позаботился о зеленой повестке. Нельзя не отметить высокий уровень чистоты и комфорта. По всей территории тут и там встречаются креативные урны для сбора сигарет с веселыми вопросами и с выбором ответа из двух вариантов: “Робин гуд был вор или герой?”, “Носки с сандалиями ок или отстой?” и т.д. За каждый ответ можно проголосовать, бросив окурок в ту или иную секцию.
На острове почти полностью исчезли мобильные туалеты. Оговорка “почти”, потому что гуляя по острову, вы все же наткнетесь на огромную толпу, стоящую в очередь, в откуда-то взявшиеся синие кабинки. Но не будьте сбиты с толку: за дверью одной из кабинок - тщательно замаскированная еще одна танцевальная площадка под названием Secret club!

На третий день фестиваля ощущается некий cпад эйфории. Пространство уже исследовано, да и бессонные ночи дают о себе знать. Первые три дня начались скромнее в сравнении с предыдущими годами. В четверг народа на острове было мало, но аншлаг в пятницу и почти такая же толпа в субботу улучшили общую картину.

12 августа
Самое крутое селфи, звуки джунглей, радио Гетта и правильная расстановка приоритетов.

Субботний лайнап выдался, мягко говоря, странным. Не очень понятно, чем руководствовались организаторы, когда решили что на разогреве у Дэвида Гетты выступит ирландец Найл Хоран. Но с программированием у Сигета вообще большие проблемы: группы, которые запросто могут собрать главную сцену, оказались задвинуты под тент Freedome, а некоторые и вовсе передвинуты на ночное время.

“Мы посетили уже столько стран и фестивалей, но должен признаться, вы моя самая любимая аудитория. Не могу поверить, что никогда раньше не был в этой стране, именно это беспрерывно проносится у меня в голове” - говорит Найл Хоран. А я в этот момент думаю, что с большой вероятностью Найл еще не раз вернется на Сигет. Уж очень он органично смотрится на фестивале в своем полосатом “пижамном” костюме с надписью “The Show” (название последнего альбома певца), красиво подсвеченный заходящим в Дунай солнцем и с мелодичными попсовыми песнями, исполненными приятным и сильным вокалом.

Найл - выходец из известного бойз-бэнда 2010-х годов One Direction. Ему, конечно, не удалось превзойти успех своего товарища по группе Гарри Стайлза (Harry Styles), но все три его альбома были весьма неплохо проданы. Заглавный сингл последнего альбома “Heaven”, клип которой так напоминает красную комнату из Твин Пикс, — классная поп-песня, которая долго будет актуальна. Стоит отметить, что на концерте Найл порадовал всех ностальгирующих по творчеству группы One Direction, спев “Story Of My Life”, которую радостно подхватили девчонки в толпе.

Хоран прекрасно удерживает внимание публики незамысловатой программой без каких либо спецэффектов, просто силой своего обаяния. Ближе к завершению выступления он выхватывает телефон из толпы и начинает себя снимать - вот у кого-то получится отличный кадр!

Jungle by Night

Сразу за Хораном в палатке Freedome один из лучших концертов дня дают Jungle by Night. Голландские электронщики основательно встряхнули публику и пользуются ее огромной поддержкой, что неудивительно: по статистике, большая часть посетителей Sziget приходится именно на Нидерланды.
Музыканты показали выступление в своей привычной стилистике джаз-фанка с хип-хопом. Их живой танцевальный сет насыщен африканскими ритмами, соло на духовых инструментах и крутыми джазовыми импровизациями. К сожалению, не удалось удостоить их должным вниманием из-за пересечения по времени с главным актом этого дня - Дэвидом Геттой. И это большая ошибка.

David Guetta

55-летний французский Dj, который дебютировал на Sziget в 2013 году, продолжает традицию устраивать рейвы, нашпигованные хитами. Он начал свою программу с песни “I’m Blue”( что сразу несколько удивило), в середину программы вставил более экспериментальные треки с уклоном в техно и даунтемпо. Но большинство песен появлялись бессистемно, а затем исчезали, собираясь в довольно сумбурный мэшап.

Дэвид не забыл включить в свой сет хиты, принесшие ему мировую славу: Titanium, Sexy Bitch, - а в остальном щедро раздавал оммаж молодым коллегам: “One Kiss” - Dua Lipa, “I Gotta Feeling”, Shouse -“Love Tonight”.
Честно говоря, не очень понятно, для чего люди так плотно столпились у сцены. Никакого действия непосредственно на ней не происходило, а Гетта был намного лучше виден на большом экране. Ощущение ничуть не поменялось бы, если вместо Дэвида выступила его голограмма. Конечно, были и спецэффекты: лазерные лучи рассекали фан-зону, огненные пушки выстреливали, чтобы хоть как-то приковывать внимание к сцене. Но были и совершенно “глухие” моменты, когда главные экраны полностью затемнялись и создавалось стойкое впечатление, что ты просто слушаешь очень громкое радио.
Поблагодарим Дэвида за эту подаренную нам машину времени, позволившую почувствовать себя на квартирной вечеринке в году эдак 2010-м.

Moderat

Sziget в этом году удивляет несбалансированным и концептуально непродуманным музыкальным составом. Основной движ все больше перемещается в палатку FreeDome. Ее название можно интерпретировать и как буквальный перевод с английского “свобода”, так и акцент на слове “dome” что означает “купол” или “собор”. Дело в том что сцена расположилась под гигантским красным шатром, который своими купольными пиками уходит далеко ввысь.
На этой сцене уклон сделан в электронную музыку. После Bonobo, который отыграл шикарный сет в четверг и Jamie XX в пятницу, немецкая супергруппа Moderat переняла эстафету славы ровно в 00.30.

Moderat cформированы как продукт коллаборации двух проектов трех артистов: Modeselektor (Gernot Bronsert и Sebastian Szary) and Apparat (Sascha Ring).
Moderat выбирают для старта мечтательную эмбиентную балладу "Ghostmother", составляя великолепный контраст Гетте. В волшебном синем свете колышутся тени, толпа словно притягивается на звук. Следующим номером идут пульcирующая "A New Error", "Eating Hooks" и проникающая под кожу "A New Error" с ее зовущими криками инопланетных китов. Час чистого счастья, который группа завершила своим эпическим хитом "Bad Kingdom".
Выразительные мелодии, четко выверенный баланс между более интроспективными, атмосферными моментами и более энергичными, ритмичными номерами с характерным вокалом Саши Ринг, которые добавляют человечности и эмоциональности их электронным композициям, держат зал в постоянном тонусе. Музыканты представили минималистичную в плане визуальных эффектов постановку, с лазерами, стробоскопами и графичной анимацией,ловко меняя модуляции звуков во время игры - и в целом сет выглядел просто блестяще.
Для меня это был лучший концерт этого фестивального дня - возможно, это и не совсем объективная оценка, но прослушивание песни “New Error” в живом исполнении было настолько магическим, насколько это можно представить.

13 августа
Черно-белое кино, тайна планеты М83, девочка-скандал и триумф Nothing But Thieves.

Казалось бы, после Дэвида Гетты странно представить более слабое выступление, но четвертый день спешит нас удивить!
По прибытии на остров сразу замечаешь, что градус всеобщего движа поутих (возможно, ввиду поднявшегося градуса температуры). Снизился и уровень креатива зрителей. Обычно на open air фанаты одеваются в стилистике любимых артистов, так что я ожидала увидеть толпу в стилистике бохо, девушек с перьями в шляпах и пестрых платьях - фанатов сегодняшних хедлайнеров Mumford&Sons. Хотя тут стоит отметить, что в целом в последние годы везде наблюдается явный тренд на слушательский комфорт и меньшую степень самовыражения.
Но не одним инди-попом мы едины, и в четвертый день Сигета пларируем порадовать себя талантливыми молодыми именами.

Baby Queen

25-ти летняя Арабелла Латхэм (Arabella Latham) - южноафриканская певица, проживающая в Лондоне. Она появилась на сцене с розовыми волосами, в бесформенной футболке-балахоне, джинсах и кедах Converse, больше похожая на фанатку Аврил Лавин (Avril Lavigne), чем на юную звезду.
Музыка Арабеллы - смесь инди-поп, электроники и пост-панка. Ее песни, которые она не пропевает, а проговаривает и кричит, затрагивают темы психического здоровья, самопознания и одиночества, а таксты довольно язвительны (послушайте, к примеру, “Nobody Really Cares” или “Want Me”).

После выступления Арабелла обнялась и сфотографировалась с каждым желающим в зале.
Станет ли Baby Queen звездой международного формата - остается открытым вопросом. Несмотря на неплохое выступление, ее вокал и манеру исполнения нельзя назвать выдающимся. А выдержать конкуренцию с другими талантливыми артистами на Sziget очень непросто.

М83

M83 — это французский электронный проект, основанный Энтони Гонсалесом (Anthony Gonzalez) в 2001 году. Его уникальный саунд сочетает в себе элементы электронной музыки, синтпопа, шугейза и пост-рока.

Звучание M83 часто описывается как “эпическое, эмоциональное и кинематографичное”. Французы создают атмосферную музыку, пронизанную ностальгическими и мечтательными настроениями. И если цветовая палитра Mumford & Sons воспринимается как черно-белый фильм, то в случае с М83 как будто смотришь на их музыку через розовые очки: такой эффект дают уверенный бит, разнообразные фильтры и пронзительные саксофонные соло. Нужно отдать музыкантам должное: одна из важнейших черт группы M83 - способность создавать звуковые пейзажи, которые вызывают сильные эмоциональные реакции у слушателей.
В своей программе Гонзалес и ко не обошли всеми любимые “Wait” и мега-хит “Midnight City”, “Mirror”, “Water Deep”, “Amnesia”, - ну, а завершилось все “Outro” что как нельзя лучше подходит для финальной ноты, дающей необходимую разрядку.
Парадокс M83 состоит в том, что их музыка отправляет слушателя в невероятные миры, а вам остается просто плыть по течению.

Nothing But Thieves

Британцы Nothing But Thieves - звезды брит-поп, известные своими энергичными живыми выступлениями. В их песнях всегда звучат страсть и надежда. В это воскресенье на Sziget NBT представили сбалансированный микс из хитов и треков с нового альбома "Dead Club City". Зрителям отлично зашли как и рок-зонги “Unperson”, “Is Everyone Going Crazy?”, так и более лирические произведения вроде “Sorry”, на которой зал громко подпевал хором. Впрочем, с неменьшей страстью подпевали и боевику “Amsterdam”, во время исполнения которого в толпе начался совершенно зверский слэм. Было видно, что многие купили однодневный билет именно из-за этой группы.

Mumford & Sons

Британцев Mumford & Sons по праву можно назвать ветеранами фолк-рока и ветеранами Сигета: в последний раз группа приезжала сюда в 2018 году, сейчас они десантировались на берега Дуная в третий раз. Однако их актуальность в 2023 году весьма сомнительна, а сетлист практически не претерпел существенных изменений. Группа буквально забальзамировалась в своем звучании, они не обновлялись от альбома к альбому и не выпустили ничего нового за последние 5 лет - если не считать сольной пластинки уволенного в 2021 году гитариста Уинстона Маршалла.

Песни M&S композиционно очень однообразны, и из-за этого возникает ощущение, что слушаешь старую пластинку из коллекции любимого дедушки. Их ритмичным мелодиям довольно легко подпевать, но в какой момент абсолютно теряется интерес к этому занятию: нет никаких ипровизаций, ярких акцентов. И даже визуальный ряд с эффектом “состаренной пленки” только усугублял это чувство. Как пошутили фотографы, которых, к слову, музыканты не допустили в фото-пит: -” Возможно, они просто не хотели обязывать всех накладывать этот черно-белый фильтр на снимки”.

От выступления Mumford & Sons осталось ощущение, что вы встретились с очень старым другом, с которым вас когда-то связывали приятные моменты, но кроме этого прошлого больше и поговорить не о чем.
Ненадолго отлучившись с концерта M83, я наблюдала странную картину: подойдя довольно близко к главной сцене, я едва слышала саму песню на фоне абсолютно не вовлеченной и разговаривающей между собой толпы. Зрители на пару минут отвлеклись от рутиной беседы и достали камеры, когда заиграла финальная песня “I will Wait for You”, а затем размеренно покинули главную поляну в поисках новых эмоций. Так что давайте завершим этот день более “живой” версией этого хита Mumford & Sons!


Продолжение следует...

17.08.2023, Екатерина ТИМАКИНА (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: