МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов июля

Blur, Anohni and the Johnsons, дуэт с растением и трибьют Нику Дрейку - в обзоре главных пластинок июля

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Blur "The Ballad of Darren"

Первый за 8 лет, третий в этом веке и девятый вообще альбом Blur, вероятно, утоляет чью-то тоску по золотым дням бритпопа, но не добавляет к их этосу ровным счетом ничего - и, кажется, даже не пытается. Сочиненные Деймоном Албарном (Damon Albarn) в гостиничных номерах и конференц-залах во время тура Gorillaz, эти 10 песен находят вдохновение в самых разных местах, от войны ("Russian Strings") до монреальских достопримечательностей ("The Everglades (For Leonard)"), составляя самую лаконичную, расслабленную и необязательную пластинку в дискографии группы. Этот modus operandi - отдельные песни превыше их связности - Албарн освоил в свободное от Blur время, и работает он с переменным успехом, но в ненавязчивом, зрелом обаянии "The Ballad of Darren" определенно не откажешь - даром что лучшей из здешних песен оказывается бонус-трек ("The Swan").


Anohni and the Johnsons "My Back Was a Bridge for You to Cross"

Пару вечностей - с 2010 года - не было слышно и группу, когда-то называвшуюся Antony and the Johnsons. С тех пор Энони начала сольную карьеру и заработала номинации на Brit Award и песенный "Оскар", но в такой - роскошной - форме, как здесь, артистка не была с позапрошлой декады: эта просто, но элегантно аранжированная пластинка дает разгуляться и песням (которые клонит то в соул, то в блюз), и голосу Энони (которому, прямо скажем, не нужен лишний предлог снести крышу с любого здания). Результат - мощное напоминание о тех временах, когда нострадамусы вроде Боя Джорджа (Boy George) предрекали Энони мировую славу и миллионные тиражи: ее талант и выбор тем (от суицида до трансфобии) по-прежнему слишком идиосинкратичны для чего-то подобного, но на "My Back…" от них вновь веет вечностью.


Blake Mills "Jelly Road"

Спрос на многочисленные таланты Блейка Миллса не утихает: только за последние полгода он аккомпанировал Джони Митчелл (Joni Mitchell) на ее первом за 20 лет публичном концерте, спродюсировал новый альбом Файст (Feist) и сочинил весь репертуар вымышленной группы Daisy Jones & The Six для одноименного мини-сериала. Как он при этом умудряется иметь самостоятельную музыкальную карьеру, уму непостижимо, но "Jelly Road" - убедительное доказательство того, что иногда количество и качество находятся в абсолютной гармонии. Характерно, что в записи нового альбома Миллсу ассистирует не один из его звездных работодателей (список которых включает Боба Дилана, Фиону Эппл, Джона Ледженда и Alabama Shakes), а Крис Уайсман (Chris Weisman), мало кому известный сонграйтер из Вермонта. Вдвоем они делают американу для тех, кто ее не слушает: полную акустических нюансов, лирических отступлений - и, что особенно важно, эффектных мелодий.


Little Dragon "Slugs of Love"

Основанный аж в 1996 году квартет из Гетеборга на виду с начала 2010-х, когда тот же Деймон Албарн по совету его тогдашней жены пригласил Little Dragon поучаствовать в записи третьего альбома Gorillaz и триумфальном туре в его поддержку. Это седьмая полнометражная пластинка группы (также замеченной на треках DJ Shadow, De La Soul, Flying Lotus и Kaytranada) - и, кажется, лучшая из тех, что я у нее слышал: всяким попыткам угодить цайтгайсту шведы в этот раз решительно предпочли фокус на старомодном, совсем как в 1996-м, гибриде трип-хопа, фанка и R&B - со спорадическими всплесками инди-роковых странностей. В одной из песен гостит Албарн, в другой - обласканный вниманием "Грэмми" рэпер J.I.D., во всех 11 происходит достаточно, чтобы "Slugs of Love" хотелось слушать снова и снова.


Dot Allison "Consciousology"

Продолжается бабье лето шотландки Дот Эллисон, когда-то возглавлявшей трип-хоп-проект One Dove и подпевавшей Massive Attack, а теперь сочиняющей пасторальный эйсид-фолк, мало чем уступающий хрестоматийным записям Вашти Буньян (Vashti Bunyan) или Линды Перхакс (Linda Perhacs) полувековой давности. С саунд-дизайном "Consciousology" Дот помогли уважаемые люди вроде номинантки Mercury Prize Ханны Пил (Hannah Peel) и гитариста Ride Энди Белла (Andy Bell), но за альбомную философию в ответе сама Эллисон - в свое время учившаяся на кафедре биохимии и никогда не терявшая интерес к живой природе, тут она поет дуэтом с растением семейства астровых (записанным с помощью девайса под названием PlantWave) и воображает диалог корней деревьев в электронном треке "220Hz".


Co-Pilot "Rotate"

Подобающе названный совместный проект певицы Леонор Уитли (Leonore Wheatley) из The Soundcarriers и сонграйтера Алана Питера Робертса (Alan Peter Roberts), известного как Jim Noir, удачно объединил сильные стороны обоих: это нарядный, заковыристо спродюсированный психоделический поп, которому в середине нулевых пришлось бы назваться хонтологией, а сейчас самое место под вывеской "ретрофутуризм". Двое из Манчестера не делают ничего такого, что уже не сделали Stereolab или Broadcast, но Jim Noir умеет жонглировать жанрами (от тропикалии до краутрока) и семплами (самый заметный, из репертуара Рюити Сакамото, съел львиную долю альбомного бюджета), а вокал Уитли парит над всем этим с редким изяществом.


Julie Byrne "The Greater Wings"

Очень красивой и очень грустной вышла третья пластинка нью-йоркской инди-фолк-певицы Джули Бирн, чей студийный и романтический партнер Эрик Литтман (Eric Littman) умер в разгар записи альбома. Взяв паузу, чтобы прийти в себя, и вернувшись к работе в компании предложенного ее новым лейблом (Ghostly International) продюсера Алекса Сомерса (Alex Somers), певица превратила пластинку о любви в альбом о потере - 40-минутную эмбиент-поп-драму, чей уход из сделавшей Джули имя стилистики "девушка с гитарой" подчеркивают арфа, синтезаторы и деликатный продакшн, заставляющий вспомнить лучшие записи Bat for Lashes и Суфьяна Стивенса (Sufjan Stevens). То, что к семи из десяти песен успел приложить руку Литтман, придает "The Greater Wings" дополнительное эмоциональное измерение.


Penguin Café "Rain Before Seven…"

Penguin Café - законные наследники Penguin Café Orchestra, выдающегося английского авант-поп-ансамбля, на протяжении четверти века совмещавшего любовь к Филипу Глассу (Philip Glass) и инструментальному фолку. Ведомые Артуром Джеффесом (Arthur Jeffes), сыном покойного бэндлидера PCO Саймона Джеффеса (Simon Jeffes), Penguin Café активны с позапрошлой декады, издаются, где же еще, на Erased Tapes, но из массивной тени группы-предшественницы начали выходить именно на своем пятом альбоме, взбалтывая (а иногда и смешивая) неоклассику, джаз, фолк, афрокарибские ритмы, балканский фольклор и что только не. Один из самых изобретательных инструментальных альбомов года.


Various Artists "The Endless Coloured Ways: The Songs of Nick Drake"

Как это теперь принято, бессердечно затянутый, но не лишенный интересных моментов трибьют Нику Дрейку (Nick Drake) приурочен то ли к его недавнему 75-летию, то ли к грядущей полувековой годовщине его смерти, то ли, что скорее всего, к выходу его новой биографии "Ник Дрейк: Жизнь". Оттяпав приблизительно половину 95-минутного хронометража, можно составить вполне приличную пластинку, где выделяются моторик-тейк "Three Hours" от Джона Пэриша (John Parish) и Олдос Хардинг (Aldous Harding), некто Famous Blue Cable в сопровождении Файст, перепевшей, возможно, самую известную песню Дрейка "River Man", и оставшиеся максимально верными себе Let's Eat Grandma и Fontaines D.C. "Pink Moon" досталась поп-звезде Авроре (Aurora), а "Road" - странному союзу Bombay Bicycle Club и The Staves.


Альбом месяца
PJ Harvey "I Inside the Old Year Dying"

Ожидаемый, но оттого не менее обожаемый соискатель звания "Альбом года" - новый LP Пи Джей Харви, по-прежнему глубоко убежденной в том, что идеальный альбом должен укладываться в хронометраж одной пластинки и рассказывать связную историю. В случае с "I Inside the Old Year Dying" эта история - краткий пересказ ее прошлогодней поэмы "Orlam" о девочке из Дорсета, прощающейся с невинностью, проводя время с персонажами вроде призрака воина Элвиса (подозрительно напоминающего не только Элвиса, но и Иисуса). Все песни написаны на древнем дорсетском диалекте и полны не только библейских, но и шекспировских сносок - но, как всегда у Полли, музыка оказывается еще интереснее образного ряда. Поскольку местами "I Inside the Old Year Dying" напоминает и "Let England Shake", и "Is This Desire?", и внеочередные коллаборации с Джоном Пэришем (он и Flood - традиционные сопродюсеры пластинки), не говоря уже об отчаянно-зловещей готике "White Chalk", можно прийти к выводу, что Харви - впервые в карьере - повторяется. Но целое вновь оказывается больше суммы его слагаемых (от активно используемых полевых записей до дежурно меняющего регистр голоса певицы), и 10-й альбом Полли все равно умудряется звучать и как ее best of, и как совершенно новое слово.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

08.08.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: