МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Aphex Twin, Disclosure, Lindstrøm, Hecq, Shedir и другие электронные новинки июля

Aphex Twin "Blackbox Life Recorder 21f / In A Room7 F760" (Warp Records)

Новинка от активизировавшегося в последнее время Ричарда Джеймса (Richard James) – пока, увы, не альбом, а короткая ЕР формата "три трека плюс ремикс". Главное впечатление – Ричард снова пытается искать даже не новый, а скорее старый звук. Музыка с этой пластинки напоминает не то предельно "успокоенный" брейнденс времен "Аналордов", из которого убрали всю кислоту, оставив олдскульные ударные, сэмплированные брейки и плывущие пэды, не то – наоборот слегка возбужденный, но всё же узнаваемый старый добрый саунд "Selected Ambient Works 85-92". Совершенно без откровений, но как-то мило и приятно, кажется чего-то подобного мы ждали от него примерно с середины девяностых.

SDEM "Vortices" (Skam)

Редкая новинка долгоиграющего культового IDM-лейбла – проект британца Тома Наппа (Tom Knapp), уже почти 20 лет входящего в обойму лейбла, в 2004-м здесь выходил альбом дуэта Mortal And Chemist с его участием. Соло-проект SDEM он активизировал в 2018-м и с тех пор успел даже отметиться релизами на CPU и Opal Tapes. Музыка его звучит довольно разнообразно, в диапазоне от лефтфилда, лоу-фая и экспериментального эмбиента до электро, а на "Vortices" Том исполняет сложносочиненный "дизайнерский" IDM, отдающий не то продукцией Schematic Records, не то поздней Funckarma, не то (и это, наверное, главный референс), слегка "гуманизированными" поздними Autechre, точнее - их самыми удачными дисками в этом веке, "Oversteps" и "Sign". С одной стороны, эта музыка держится на максимально усложненных цифровых ритмических рисунках, тяготеющих к апериодичности. С другой – на череде странных и нелогичных, но все же составляющих целостный и эмоциональный музыкальный нарратив, синтезаторных аккордов. Тот идеальный случай, когда уже очень сложно, но всё же еще музыкально.

Lindstrøm "Everyone Else Is A Stranger" (Smalltown Supersound)

Ханс-Петер Линдстрем взял за правило чередовать диско-альбомы с экспериментальными. Его предыдущий диск вышел аж 4 года назад (в отличие от коллеги по норвежской диско-сцене Принса Томаса, Линдстрем мужественно промолчал всю пандемию) и тяготел к неторопливой космо-электронике, так что на этот раз настал черед танцев. Четыре длинных трека, составляющие пластинку, четко бьются на две стороны. На первой Ханс-Петер выкручивает ручку эмоциональности, выдавая максимум ностальгических мелодий. Открывающая диск "Syreen" парадоксальным образом лучше подходит не для того чтобы открывать, а для того чтобы закрывать живые концерты или диджей-сеты – это идеальная вещь под титры какого-нибудь ромкома из восьмидесятых в духе "La Boum". В "Nightswim" Линдстрем идет еще дальше и разблокирует внутреннего Дитера Болена (Dieter Bohlen)( (оставаясь при этом строго в рамках скандинавского ню-диско). На второй стороне норвежец звучит уже более привычно, прохаживаясь вокруг да около скандинавского диско-балеарика, более спокойного и психоделического, но солнечно-сентиментальные ноты проскальзывают и тут.

Humanoid "Sweet Acid Sounds" (fsoldigital.com)

Соло-проект Брайана Дуганса (Brian Dougans) из FSOL известен в первую очередь легендарным рейв-хитом "Stakker Humanoid" 1988 года, но в последнее время Брайан эту ипостась реанимировал и довольно регулярно выпускает новый материал – это уже третий лонг-плей Humanoid за 4 года. Как и всё, что выпускается под маркой Humanoid, "Sweet Acid Sounds" – это в первую очередь эйсид-техно и в чуть меньшей степени эйсид-хаус. Хиты, равные "Стаккеру" здесь искать бессмысленно (такое явление в 2023-м кажется просто невозможным), но в смысле звука Брайан, кажется, наконец достиг идеального баланса. Пластинка получилась очень энергичной и в то же время отлично подходит и для домашнего прослушивания. Здесь полностью сохранен дух "олдскульной кислоты", но Дуганс при этом совершенно не злоупотребляет искусственной лоуфайностью, которая в последнее время распространилась в кругах ретроградов сверх всякой меры.

Quiet Places "Volume 2" (A Strangely Isolated Place)

Второй альбом британского эмбиент-трио во главе с Чарли Мэем (Charlie May) aka Spooky, теневой звездой музыки девяностых (тогда Чарли записывал пластинки в диапазоне от транса и хауса до даунтемпо и IDM). Все трое к тому же засветились в целом ряде проектов, которые возглавлял (хотя бы номинально) DJ Sasha. На ASIP троица, как и следовало ожидать, издает эмбиент – альбом состоит из пяти длинных треков, общей продолжительностью почти в 75 минут. Парадокс музыки Quiet Places в том, что в теории она должна звучать успокаивающе и терапевтично (для этого вроде бы есть все ингредиенты – медленно сменяющие друг друга эмбиент-аккорды, гудящие пэды, голосовые сэмплы, гомеопатическая доза акустических инструментов, природные field recordings, кассетный шум с приятным перегрузом и прочая "ламповая нерегулярность"), но на подсознательном уровне пластинка оставляет какое-то едва уловимое чувство тревоги и неуюта.

4T Thieves "The Shipping Forecast" (Mahorka Records)

Ник Рейсин (Nik Racine) – житель Хельсинки и нынешний босс долгоиграющего лейбла Kahvi Collective, одного из первых в мире издательств, начавших распространять музыку в сети. Музыки у 4T Thieves выходит много, этот диск – уже третий в этом году, но пожалуй, самый интересный. "The Shipping Forecast" обитает где-то между ранними Boards Of Canada с их обилием хип-хоповых трюков (этот звук в последнее время внезапно научились достойно клонировать и даже потихоньку развивать) и хонтологической ретро-электроникой в традициях лейбла Ghost Box. Музыка это теплая и не то, чтобы сверхмелодичная, но какая-то уютная. Дополняет альбом пять ремиксов, среди авторов которых – резидент Ant-Zen и недавний соавтор Ника Рэйсина, скрывающийся под именем Room Of Wires, а также успевший стать своим на "Махорке" австралиец Тим Кош (Tim Koch).

Disclosure "Alchemy" (Apollo Records)

К четвертому альбому братья Ховард и Гай Лоуренсы (Howard Lawrence, Guy Lawrence), номинанты на "Грэмми" и претенденты на звание главной британской танцевальной группы последних десяти лет, внезапно прониклись идеей Чучхе и решили опираться исключительно на собственные силы. Группа рассталась с издававшим их мейджором Island и публикует пластинку на собственном лейбле Apollo (совпадение названия с саблейлом респектабельного R&S – чистая случайность). К тому же, на "Alchemy" братья обошлись вообще без "фитов", исполнив все вокальные партии (коих на альбоме немало) самостоятельно. В результате, впечатление альбом оставляет двоякое. Главный аргумент "за" – практически идеальный звук. "Alchemy" – это танцевальная музыка здорового человека, звучащая современно, но при этом начисто лишенная надоевших заигрываний с EDM и цифровым R&B. Вместо этого Гай и Ховард выдают порцию энергичного и быстрого диско-хауса с фильтрами, изредка разбавляя его попсовым драм-н-бейсом а-ля ранние Rudimental. Но без ярких голосов и поп-сонграйтинга (с которым тут дела обстоят не прекрасно) пластинке всё же очень не хватает "mass appeal", на который вся музыка Disclosure априори претендует. В общем, слушать "Alchemy" чрезвычайно приятно, но первыми ассоциациями с Disclosure так и останутся "When A Fire Starts To Burn", "White Noise", "Holding On", "Boss" или "Tondo".

Shedir "Before The Last Light Is Blown" (n5MD)

Третий по счету альбом итальянки Мартины Бетти (Martina Betti) и её дебют на n5MD (две предыдущие пластинки Shedir издавал франко-канадский лейбл Cyclic Law). Стиль Мартины – это величественно-печальный монументальный симфо-дрон – закатанный под асфальт оркестр, от которого остаются лишь медленно сменяющие друг друга печальные аккорды. Но у Бетти есть своя собственная "фишка", суть которой в том, что текстурами её музыка совсем не ограничивается, и часто надо всем этим звуковым туманом вдруг воспаряют соло. В большей части треков солируют синтезаторы (что роднит её музыку, скажем, с записями Клауса Шульце), а в "Deer Fluent in the Wind" ведущую роль берет на себя саксофон. И тут в голову приходит уже либо дум-джаз, либо полистилистические эксперименты Szun Waves.

Hecq "Form" (Mesh)

Берлинский музыкант Бен Лукас Бойсен (Ben Lukas Boysen) в первую очередь известен как многолетний резидент лейбла Hymen – там он выпустил с десяток полнометражных альбомов, экспериментируя где-то на стыке мрачного IDM, эмбиента, пост-индастриала и дабстепа. Однако в середине 2010-х Бен увлекся modern classical, забросил основной проект и принялся под паспортным именем издавать нежные и элегические пластинки, а также саундтреки к фильмам и видеоиграм. И вот, когда никто уже, казалось, не ждал, Бен возрождает Hecq чтобы выпустить 25-минутную ЕР на лейбле Макса Купера (Max Cooper). Главная особенность "Form" в том, что все пять треков звучат совершенно по-разному, и объединяет их разве что очень современный звук и экспериментальный подход. Открывающая "Gyro" звучит так, словно поздние Autechre решили записать герридж-трек – здесь даже есть некое подобие грува, но всё что может пойти неправильно, идёт неправильно. Идущую следом "Redom Solid" можно было бы даже назвать танцевальной, если бы ритм последи трека не менялся с псевдо-драм-н-бейса на хаус. "MX River" – уже царство дизайнерских дигитальных IDM-экспериментов, а лаконичная трехминутная "Form" – это лишенная ударных эмбиент-зарисовка. Демонстрация возможностей заканчивается треком "BKN", где ритм в духе всё тех же Autechre нулевых выруливает в нечто не просто удобоваримое, но даже несколько ностальгическое. Как пела группа Самоцветы, наши руки не для скуки.

Johan Agebjorn "Subtracted Soundscapes" (Not On Label)

Швед Юхан Агебьорн известен в первую очередь как продюсер и постоянный соавтор певицы Салли Шапиро (Sally Shapiro), звезды наивного нео-итало рубежа нулевых-десятых, подписавшейся в минувшем году на влиятельный лейбл Italians Do It Better. Сольных работ в его дискографии при этом тоже немало, хотя широкой публике они известны куда меньше. В одиночку (или иногда в соавторстве с Микелем Огреном) Йохан играет то синтвейв или какие-то вариации электропопа, то музыку максимально спокойную и разреженную, почти нью-эйдж. "Subtracted Soundscapes", судя по всему, должен эти две ипостаси объединить. Альбом состоит из 8 треков, когда-то бывших ритмичными (тут есть и композиции, первоначально изданные от имени Салли, и материал сольников и коллабораций разных лет), но представленных на этот раз в эмбиент-версиях. Как и всё что делает Юхан, "Subtracted Soundscapes" полны отсылок к прекрасной музыке прошлого, в данном случае – к нью-эйджевой космо-электронике 1980-х а-ля лейбл IC Digit, а также чиллаутной музыке времен самых первых выпусков сборников "Café Del Mar". Причем несколько несовременной эта музыка кажется даже не по форме, а по содержанию – слишком уж много тут хиппизма и воображаемых благовоний. Но именно это и заставляет уважать (да в общем и любить) Йохана еще сильнее – сейчас так не носят, а значит музыка от этого ценнее вдвойне.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

25.07.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: