Проводив бедное на события лето, Голливуд вступил в оскаровский сезон и выпускает кракенов в лице берущих новые высоты топ-композиторов и украшающих титры поп-звезд. Переводя взгляд с больших экранов на малые (и обратно), авторская колонка Сергея Степанова рассказывает о лучших саундтреках и выбирает лучшие песни из фильмов и сериалов последних недель.
Саундтрек осени
"Черная пантера: Ваканда навеки"
(Black Panther: Wakanda Forever)
Кино: Финал так называемой четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel (MCU) вышел под стать соседям: если у марвеловских фильмов последних месяцев есть общая тема, то это горечь утраты. Потеря, понесенная "Черной пантерой", невосполнима: режиссер оскароносного суперхита четырехлетней давности и его сиквела Райан Куглер утверждает, что скорбь в любом случае оказалась бы одной из тем "Ваканды навеки", но после смерти Чедвика Боузмана она решительно подмяла под себя все остальные. Переписав более или менее готовый сценарий фильма, Куглер слегка перегрузил его большими вопросами и не слишком оригинальными сюжетными линиями, но как трибьют Боузману "Ваканда навеки" работает - в смысле, бьет под дых.
Музыка: Одним из трех "Оскаров", доставшихся оригинальному фильму, был композиторский, и выигравший его Людвиг Горанссон (Ludwig Göransson) остался верен себе: ожидаемый от музыки к блокбастеру оркестровый пафос тут на бис сведен к прожиточному минимуму, а основная ставка снова сделана на diversity. Более того, к знакомым по "Черной пантере" афрофутуристическим трюкам (звуки Африки + передовой продакшн) добавляются новые: поскольку значительная часть действия связана с вдохновленным мезоамериканской культурой подводным царством Талокан, музыку клонит во что-то уклончиво латиноамериканское.
Если верить самому Горанссону, его главным источником вдохновения стала преимущественно стертая из истории музыка майя, за эхом которой композитор отправился в Мехико. Результат - на редкость непредсказуемый в своей многоликости саундтрек, куда удачно вклиниваются голоса приглашенных звезд вроде сенегальца Баабы Маала (Baaba Maal) или англичанки Джорджи Смит (Jorja Smith), а также малоизвестной мексиканки Foudeqush, чья "Con La Brisa" внезапно оказалась кульминацией фильма и его второго - песенного - саундтрека.
Самое время заметить, что при работе над новым фильмом Горанссон взял на себя тройные полномочия, также выступив в амплуа продюсера и соавтора большинства звучащих в фильме песен (то есть, по сути заменив курировавшего саундтрек к "Черной пантере" Кендрика Ламара). И если к здешней музыке вопросов нет, то из песен всерьез удались только уже упомянутая "Con La Brisa" (идеальный союз визуальной и музыкальной эстетики фильма), записанная нигерийской певицей Tems кавер-версия "No Woman No Cry" (половина мастерского мэшапа из первого трейлера фильма) и, ах да, звучащая на финальных титрах "Lift Me Up" - первый за шесть лет сольный сингл Рианны (Rihanna).
Второй, "Born Again", ударно инкорпорирует самую запоминающуюся музыкальную тему саундтрека Горанссона и стал на днях финальным, 20-м треком песенной компиляции, которой вряд ли светят заработанные "Black Panther: The Album" семь номинаций на "Грэмми" (в том числе, в трех самых престижных категориях), но свое скромное укромное место в истории уже уготовано.
Также вышли
"Банши Инишерина"
(The Banshees of Inisherin)
Кино: Еще один идиосинкратический шедевр Мартина МакДоны - черная-пречерная комедия о печальном финале одной дружбы (Колин Фаррелл и Брендан Глисон в их, возможно, лучших ролях) на фоне Гражданской войны в Ирландии.
Музыка: Еще одна выдающаяся работа штатного композитора МакДоны и братьев Коэн Картера Беруэлла (Carter Burwell), чей меланхоличный, угрожающий, уповающий на необычный инструментарий (здесь: челеста, арфа, флейта и гамелан) modus operandi не перепутать ни с чем.
"Тар"
(TÁR)
Кино: Без малого трехчасовой бенефис нацелившейся на третий "Оскар" Кейт Бланшетт в роли одного из величайших композиторов и дирижеров наших дней - вымышленной, но много кого напоминающей Лидии Тар.
Музыка: Потенциальная соперница Горанссона и Беруэлла в споре за композиторский "Оскар" - уже выигрывавшая его исландка Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir) ("Джокер") c концептуальным альбомом, успевшим возглавить классический чарт Billboard: Малер, Элгар, сама Хильдур и, как обычно, сработавшая в полную силу Бланшетт.
"Меню"
(The Menu)
Кино: Редкий пример фильма для взрослых, не провалившегося в прокате этой осенью, - остроумный триллер о прославленном шеф-поваре (Рэйф Файнс), выходящем на тропу войны с пороками общества потребления, не покидая собственную кухню.
Музыка: Напротив, покинувший свою зону комфорта Колин Стетсон (Colin Stetson), обычно наводящий мрак и наяривающий на бас-саксофоне в жанровом кино ("Реинкарнация", "Цвет из иных миров"), а тут сработавший как заправский голливудский ветеран - на стыке классики и авангарда.
"Заговор сестер Гарви"
(Bad Sisters)
Шоу: Один из лучших сериалов этой осени - опять ирландская и снова черная комедия о сестрах, на протяжении десяти эпизодов пытающихся убить вызывающе гнусного мужа одной из них: что-то вроде "Большой маленькой лжи", если бы она была смешной.
Музыка: Ужу третий с момента выхода ее последнего студийного альбома саундтрек великой Полли Джин Харви (PJ Harvey) - помимо прочего, перепевшей коэновскую "Who by Fire" (она звучит на титрах каждого эпизода) и американскую народную "Run On" (известную в исполнении Элвиса Пресли и Джонни Кэша).
Бонус-треки
Экс-бойфренд Харви Ник Кейв (Nick Cave) и его правая рука Уоррен Эллис (Warren Ellis) с отчаянно напоминающим коллекцию инструментальных ауттейков альбома "Ghosteen" саундтреком к разочаровавшей "Блондинке".
Вот уже 30 лет специализирующаяся на медленной хорошей музыке группа Tindersticks с медленной хорошей песней из нового, награжденного в Каннах фильма Клер Дени.
Первый за пять лет сингл LCD Soundsystem - более-менее рядовой по их меркам, но до того виртуозно встроенный в "Белый шум" Ноа Баумбака, что единственную оскаровскую номинацию фильму может принести именно песня.
Один из самых эффектных нидл-дропов этого года - лучшая песня группы Wilco в лучшем эпизоде производственной трагикомедии "Медведь".
Плейлист
Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)