ТЕХНИКА  "Аналоговые инструменты уже заняли свое место в истории музыки"

Звуки поговорили с Александром "al | bo" Бобровым о коллекционировании синтезаторов и будущем музыки.

За возможность поработать на его студии многие завзятые электронщики и диджеи, вероятно, подарили бы почку детскому дому, сдали душу в аренду с почасовой оплатой или обязались бы принести в жертву какому-нибудь богу-крокодилу первенца любимой кошки... Ну, а если говорить серьёзно,то Александру "al | bo" Боброву на своей студии удалось собрать чрезвычайно внушительную коллекцию аналоговых и современных синтезаторов, оказавших решающее влияние на звучание современной электронной музыки.

Аналоговая коллекция

Некоторые из инструментов здесь исключительно редки. Вот, например, ARP Odyssey одной из редких модификаций (2810). Это модель MkII, таких было выпущено всего пять штук 2810 (!). Это не музейный экспонат, а вполне рабочий инструмент, несмотря на то, что ему уже под сорок лет. Понятно, что за 40 лет с ним много чего происходило и такого уровня инструмент бывал в руках явно не простых любителей музыки. Одним из владельцев этой модели (2810) когда-то был легендарный российский музыкант Олег Костров ("Ножи для Фрау Мюллер").

"Я вел переговоры о приобретении этой модели почти полтора года, но, в конце концов, этот ARP приехал ко мне. И он звучит очень круто!" - говорит Александр.

По соседству стоит "этажерка" сразу из трёх произведений легендарных Moog:

Наверху чрезвычайно узнаваемый Minimoog Model D (избавленный, правда, от клавиатуры, которая у старых Minimoog качеством не блистала), в середине - последний авторский синтезатор великого Роберта Муга (Robert Moog)- Moog Voyager Anniversary Edition (2004), также - редкой юбилейной серии (50 лет творческой деятельности Роберта Муга), внизу - Moog Opus-3. Такие выпускались только в 1980 году и которые лично разрабатывал учитель Роберта Муга Герберт Дойч (Herbert Deutsch).

Пока мы осматривали студию, Александр коммутировал студийные соединения, надеясь подключить только что выкупленный из закромов культового для клубных музыкантов МДМ-а 24-канальный микшер Dynacord MC-24 начала 80-х годов. В результате наблюдался достаточно живописный беспорядок:

Скромно стоящая в углу Alesis A6 Andromeda (2004) является самым мощным немодулярным саунддизайнерским синтезатором в истории музыки и именно про нее говорили "студия начинается с Andromeda", на eBay цена на такие "комбайны" составляет в среднем 3-4 тысячи долларов, а к Александру она приехала из Японии "по собственным каналам".

Длинный Ensoniq Mirage – первое устройство компании Ensoniq, недорогой, но статусный 8-битный сэмплер с аналоговыми фильтрами, который "все делает звучащим". На полу — редкий Oberheim OB-MX, один из немногих синтезаторов, разработанный лично маэстро Доном Бухла для компании Тома Оберхейма в самом начале 90-х, и, по факту, последний из его синтезаторов, его звучание в какой-то то мере перенял современный NI Massive. Про "серую" Vermona DRM Александр шутит, что дизайн для нее, похоже, разработали уволенные после падения Берлинской стены сотрудники министерства обороны Германии, так как она весьма похожа на элемент немецкого танка, ну и звучит примерно также. Маленький, но очень могучий Roland RS-09 (1979) с какой-то мере можно сравнить со звучанием знаменитого органа Eminent, на котором Жан-Мишель Жарр записал свой Oxygen.

"Вообще, мне жалко разбирать этот синтезаторный бардак в углу — это отличный "задник" для фото, и он приводит в шок тех, кто понимает толк в больших устройствах: неужели ЭТО может просто так валяться?" - говорит Бобров.

Пока мы разговариваем, Александр размещает на места инструменты: тот или иной сетап на стойках выбирается под нужное звучание того или иного проекта — где-то нужен VCO-аналог из 70-х, где-то — поздние 80-е годы с тонким DCO-звучанием. Абсолютно универсальных инструментов просто не существует: для одних музыкальных жанров лучше подходят одни, для других – другие. На этой фотографии таким образом "подготовлены к бою" Korg Trident (1981), Roland JP-8 Jupiter (1981) и Oberheim Xpander (1986) — плотные и тяжеловесный по звуку устройства, способные создавать широкое и монументальное звучание, которое, правда, придется с особой тщательностью сводить звукорежиссеру из-за их богатого обертонами и субтонами звука.

"Prophet-600 — великий синтезатор, это говорят все, кто хотя бы раз играл на нем. Я считаю, это самый эстетичный синтезатор в истории. Мы используем его в хвост и в гриву. На нем можно делать настоящее взрослое диско".

А у противоположной стены стоит Yamaha CS-70M, младший брат абсолютно легендарного Yamaha CS-80, студийного исполина, на котором маэстро Вангелис записывал значительную часть саундтрека к "Бегущему по лезвии бритвы":

По словам Боброва, с CS-70M в реальной практике работать намного проще, чем с CS-80 как в силу его габаритов (CS-80 весит около 90 кг, CS-70M – около 35-ти), так и в силу меньшей теплоотдачи — CS-80 очень сильно греется, имея невысокую стабильность продолжительной работы. Yamaha CS-70M в России всего несколько штук - эта модель ранее работала на известной студии Synthmusic опытного Алексея Данилова.

"CS70M - это фундаментальная машина. Он определила звучание, как мне кажется, половины популярной линейки Clavia Nord: что Lead-ы, что Stage-ы пытались копировать звучание ее генераторов, но только настоящие CS звучат так, как должны звучать CS," - отмечает Бобров.

В рэковых стойках и на полу – большая группа цифровых и аналоговых синтезаторов, многие из которых также ценны для пишущего музыканта, как и большие "аналоговые собраты" - это и широко известная Yamaha DX7 (1984), любимый "депешмодовцами" Waldorf Microwave I (1989) и редкий саунддизайнерский Technics WSA-1R (1996) - ромплер с группой уникальных резонантных 3d-фильтров, а также удивительный по электричности звучания итальянский "спейс-диско-синтезатор" Crumar BIT-01 (1984).

"Многие синтезаторы сначала выбывали из моей коллекции, потом возвращались. Иногда это случалось по три раза подряд. Technics WSA-1R относится именно к таким — я сначала недооценил его, но потом он сделал свое дело как надо," - говорит Бобров.

Шкаф в коридоре также утрамбован авторитетным винтажными и современными драм-машинками и грув-боксами — Roland TR-808 (1981), Roland R8 mk2 (1989), Yamaha RX5 (1986), Roland MC-303 (1996), Roland MC-808 (2004), Alesis HR-16 (1984), Ensoniq ASR-X Pro (1998), какие-то машинки стоят отдельно — Clavia Ddrum I (1983), Vermona DRM-1 MK3 (2004), Roland DDR-30 (1985).

"Немногие знают, что Clavia начинала не с синтезаторов, а с электронных ударных. Их Ddrum вышел, кажется, в 1983 году. Многие пытаются получить тот самый звук, качают сэмплы, и каждый раз эти сэмплы звучат по-разному. А я просто включаю этот Ddrum, или Roland DDR-30 — "мозг" первой электронной установки Roland и это звучит сразу так, как нужно ценителям nu-disco," - замечает Бобров.

Коллекцию дополняет необходимое количество моделей гитар, часто используемых в nu-disco, ламповых гитарных предусилителей, вокальных предусилителей и микрофонов и ряд приборов аналоговой мастеринговой и цифровой пространственной обработки.

О саунддизайне и музыкальных задачах коллекционера

Звуки.ру: - Александр, почему вы начали собирать синтезаторы?

Александр Бобров: Я более 20 лет играю на программных синтезаторах, по сути, с 1993 года я слежу за всеми чисто компьютерными технологиями секвенсирования и создания звука, поэтому прекрасно знаю возможности, которые имеются у программного звучания. Желание собирать синтезаторы было связано с тем, что современное развитие программных средств создания звука и музыки очень сильно удалилось от первоначального звучания электронной музыки, и мне показалось, что использовать только программные средства — это существенно ограничивать себя в музыкальных изобразительных средствах. На реальной аналоговой студии совершенно не сложно использовать программные синтезаторы, когда это необходимо. Но совершенно невозможно использовать звучание аналоговых раритетов, когда у тебя только программная виртуальная студия. Я решил, что мне нужны все возможности для создания электронной музыки, а не только их часть.

Следующим важным фактором было то, что синтезаторы 70-х и 80-х годов обладают "предустановленным" звучанием тех самых проектов, которые я люблю слушать в силу своего возраста и даты рождения — 1979 год. Звук, который мы воспринимаем как классический в электронной музыке, — это звук больших звукозаписывающих фирм, сильных групп и великих звезд шоу-бизнеса. Звучать этим звуком — это значит, по крайней мере подсознательно, — жить среди них, что очень важно для процесса творчества.

Также важный аспект выбора аппаратных средств звуковыражения — это иная природа аналогового звука. Аналоговый звук — это звучание чистого электричества, просто предусиленного для того, чтобы всё было слышно.

Программные и цифровые средства — иные — это звучание чистых математических форм. Я люблю чистую математику, но также я уважаю и материю, музыкальную физику реального мира. Это разные миры и они порождают разную музыку. Рассматривая стилистику произведений, записанных на большом аналоге и современном софте, сразу видно, что эти приборы используются для разных музыкальных задач.

Звуки.ру: Что это изначально было - увлечение коллекционера, увлечение требовательного к инструментарию музыканта или и то, и другое?

Александр Бобров : У меня нет задач коллекционирования как такового, коллекционирование — это страсть, которая не оправдывает себя. В Москве есть много хороших коллекций и некоторая часть из которых никогда не зазвучит, поскольку ее владельцу не рассматривают синтезатор как средство создания музыки. Недавно умер известный коллекционер синтезаторов Д. Бодун, который владел уникальными редкостями, но многие из которых он даже ни разу не включил (как сам писал в Интернете). Он умер, его коллекция была тут же распродана родственниками или еще кем-то (не знаю), сайт, само собой, был отключен за неуплату, от этой коллекции не осталось главного - музыки. Чистое коллекционирование — бесплодно. Мои задачи — в первую очередь — музыкальны: если я приобрел устройство, я знаю, что оно должно сыграть — это то ружье на стене, которое просто обязано выстрелить и выстрелить метко. Именно поэтому я стараюсь много писать — за прошлый год (2013) я записал около 50 работ в аналоговом и цифро-аналоговом звучании с применением практически всех синтезаторов и драм-машинок коллекции.

Звуки.ру: Есть ли в вашей коллекции "любимчики" - инструменты, без которых вы бы не захотели обойтись в принципе?

Александр Бобров. - Те, кто работает в больших доверху набитых студиях, понимают, что реальную применимость инструмента определяет не только его статус, исторический ореол и звучание, но и удобная расстановка на студии, то есть удобный доступ к инструменту. Организовать доступ к большому количеству устройств очень непросто — это связано как с коммутацией, кабелями, цепочками обработки, так и с размерами. Если устройство установлено более удобно (как это случилось с моими Dave Smith Prophet 08 и Moog Voyager), то я - по факту пишу на них больше, чем на других. Это не значит, что они чем-то лучше или что они мне больше других нравятся. Просто как только расстановка меняется — все встает на свои места. Если расстановка удобна и коллекция собрана из хороших устройств — любимчиков не останется. Если коллекция не ровная по значимости инструментов — будут любимчики. У меня очень ровная коллекция.

Для создания музыки не нужны синтезаторы, не нужны даже электроакустические и акустические инструменты. "Исконной" музыкой является хоровая музыка. Но, даже если человек не может петь, он может записывать музыку нотами или просто сочинять ее в собственной голове. Студия — это способ реализации конкретной музыкальной задачи, связанной с электронной музыкой, это не то, без чего нельзя обойтись.

Звуки.ру Окей, музыканты-аудиофилы тратят силы и время на то, чтобы записать и свести свой материал на самых лучших инструментах, самом лучшем оборудовании... А потом их слушают в копеечных наушниках-таблетках, купленных в переходе за медный прайс. Стоит ли овчинка выделки?

Александр Бобров. - Музыкант, который смотрит на землю, на повседневность, это не человек искусства — он может быть ремесленником от музыки, он может быть бизнесменом, специалистом по продажам своей музыки, он может быть жителем чартов — но не музыкантом как таковым, Искусство — это всегда постановка предельных задач, никак не соотносящихся с повседневной земной ситуацией. Только предельно поставленная задача может позволить получить "предельное» решение" — т. н. произведение искусства. У меня есть понимание того, что термин "коммерческая музыка" - это тоже самое, что "соленый сахар" или "твердая вода", этот нонсенс, а не правило.

Отсюда можно понять, почему я стараюсь использовать предельные средства — для получения предельно возможного результата. Не сейчас, так в будущем. Мне не важно, на чем это будет слушаться, я просто исполняю определенную функцию по постановке некоей предельной творческой задаче и ее реализации.

Звуки.ру: За последние двадцать лет, кажется, не появилось ни одной радикально новой технологии синтеза звука, за исключением, быть может, "нейронно-адаптивна ресинтеза", который делает Zynaptiq. При этом на рынке снова всё больше традиционных или не очень аналоговых (субтрактивных) синтезаторов. Это "возврат к истокам" или просто кризис новых идей?

Александр Бобров: - Программные музыкальные средства слишком удалились от классического звучания и задач электронной музыки, это становится очевидно людям - как музыкантам, так и производителям техники. Аналоговые инструменты уже заняли свое место в истории музыки и, как рояль, и как скрипка, их вряд ли теперь что-то сможет подвинуть — они будут всегда возвращаться тогда, когда это нужно, - говорит Бобров. - Я не вижу ценности в собственно поиске нового вида "синтеза": такой поиск означает "желание нового ради нового". Сначала нужно понять, для чего нам нужен новый синтез, какую музыкальную идею мы хотим реализовать с помощью него.

Звуки.ру: Вы как-то упомянули, что специалисты в области синтеза считают самым совершенным методом - "неограниченный" FM-синтезатор, работающий на синусоидальных генераторах и таких же FM-модификаторах (операторах).

Александр Бобров.: На FM-синтезаторе можно получить все звуки реальности, так как он внутренне логичен: синус является развернутым во времени синонимом круга, замкнутого звукового цикла, который лежит в основе всех звуковых форм реальности. Мы уже имеем это, причем давно. Поиск "нового" только ради "нового" — это не то, что нужно музыканту. Перед музыкантом ставятся именно музыкальные, а не технические задачи. Иное дело — саунддизайнеры. Но они далеки от музыки и, часто, понимания музыкальности. Для них важно получить некий необычный звук наиболее простыми средствами, обычно, с помощью самых новых технических средств. Но это узкий подход, это подход не для искусства как такового.

Музыка будущего

Что ж, быть может, новые технологии звукоизвлечения и впрямь уже никому не задались: зачастую музыканты – и любители, и профессионалы – целенаправленно ищут "те самые" тембры, которые они когда-то услышали на записях любимых исполнителей: вот вам патч Universe из Korg M1, вот вам "подклад" (Pad) из Korg Wavestation, ну, а вот тот звук доподлинно напоминает Tub Bells из Yamaha DX7. Ну и, конечно, подайте нам "тёплый ламповый звук" аналоговых синтезаторов. Как будто всё, уже не только разработчики инструментов не стремятся ничего нового придумать, но и музыкантам самим уже доступен такой арсенал инструментов и технологий, что что-то "сносно-цепляющее" можно в буквальном смысле собрать как конструктор, даже не умея играть ни на одном инструменте...

- Я много занимаюсь вопросами футурологии и могу сказать, что количество автоматизированных систем создания музыки будет стремительно повышаться, на наших глазах. Как я говорю — в будущем слушатель станет композитором, а композитор — слушателем: функции композитора и слушателя в новом мире будут различаться всё меньше.

При этом всегда будут оставаться гении, которые будут в своих идеях и результатах выше, чем то, что существует на "средней музыкальной поверхности". Новые технические средства, в том числе, автоматизированного создания музыки, им очень помогут.

Я уверен, что музыка приобретет "территориальность": она станет больше "рояля", "студии", "концертного зала", "музыкального центра", он не станет замыкаться в границах "чисто музыкального", многие вещи и предметы будут источать из себя музыку и это будет происходить централизованно, так, как это выгодно ее слушателю. Также, музыка станет средством измерения, исследовательским средством, инструментом изучения реальности. Музыка ведь говорит непосредственно с эмоцией - не как слова/текст, которые могут быть поняты бесконечным количеством способов и толкований — музыка всегда для всех одна и та же, поэтому именно музыка — один из самых объективных средств измерений.

Сейчас музыка все еще является принадлежностью композитора, и поэтому измеряет только его реальность, когда же музыка станет принадлежностью каждого — она сможет стать объективным измерителем больших и разветвленных социальных процессов. Это долгая и обширная тема и об этом можно писать не одну книгу. На самом деле музыкальный мир будет совершенно не похож на сегодняшний. И дело тут совсем не в системах синтеза, которые так же не превзойдут обычный синусоидальный FM, как никакая наука не превосходит в философском смысле математику.

Напоследок, Александр говорит, что его коллекция, как он надеется, не станет статичной — в течение долгого времени ему удается выпускать два-три авторских новых трека в полностью аппаратном звуке и это - каждый месяц, а "новые старые" приборы, как надеется Александр, еще будут появляться в коллекции — интересных предложений мало, но они встречаются.

"Приобретение каждого ценного прибора — это целая отдельная история, о которой можно писать свой рассказ. К тому же, мне было бы интересно узнать, в каких проектах и что именно играли те шесть десятков синтезаторов и драм-машинок, которые сейчас работают на нас. У каждого от 20 до 40 лет своей истории. Наверняка, на них было записано много интересного, а может быть даже и звездного — ведь все культовые модели были выпущены небольшими тиражами и разошлись по сильным студиям. Но я пока не знаю, как узнать обо всем этом, наверное, это дело далекого будущего."

Ресурсы Алекандра Боброва: Работы (Nu-disco/Pop) на Promodj.com http://promodj.com/albostudios
Группа ВКонтакте "Синтезаторы: вместе с al l bo" http://vk.com/synths

04.07.2014, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: