Последний приезд американского фри-джазового контрабасиста Уильяма Паркера (William Parker) в Россию получился необычным. На сей раз он приехал со своей женой, танцовщицей Патрисией Николсон-Паркер (Patricia Nicholson Parker). С 20 августа по 8 сентября пара находилась в Никола-Ленивце, где при участии российской стороны была создана творческая лаборатория Паркеров. Вместе участники лаборатории экспериментировали и придумывали один большой перформанс, который 8 сентября был показан в Никола-Ленивце, а 11-го – в Москве.
11 сентября выступление прошло в Театральном центре «На Страстном». В первом отделении на сцену вышли три участника: Уильям Паркер, его жена и тувинская певица Саинхо Намчылак. В анонсе на этот концерт мы писали, что Паркер любит обращаться к самым разным составам инструментов. На сей раз состав снова был интересным: контрабас + горловое пение + танец в качестве отдельного инструмента. Голос Саинхо вступил тихо и неуловимо, по звуку напоминая духовой инструмент. К нему добавилось бурчание контрабаса и танец Патрисии. Патрисия танцевала босиком, и лёгкие шлепки её босых ступней дополняли музыку. Все звуки, издаваемые Саинхо и Патрисией (в частности, нарочито громкое прерывистое дыхание), дополняли игру Паркера. В какой-то момент Патрисия опустилась на пол и стала стучать по полу кистями рук, как бы прощупывая пол и заодно извлекая звуки, дополняющие музыку. Впрочем, это продлилось недолго (жаль, что никто не догадался пригласить перкуссионистов, чтобы они заставили звучать всю сцену). Впоследствии Патрисия обратится к проекции, приблизится к экрану так близко, что сольётся с изображением (на нём было нечто, похожее на схематическое изображение двух полушарий мозга, что в свою очередь напоминало об инсталляции из Никола-Ленивца «Вселенский разум»). Патрисия будет падать на пол, и удары тела об пол тоже станут частью музыки. В какой-то момент после небольшой паузы снова вступит голос Саинхо и снова так тихо и неуловимо, что поначалу будет не понятно, что это за звуки. Я даже подумаю ошибочно, что это контрабас Паркера. Один из тех, кто был в тот момент на сцене, расскажет: «Совершенно потрясающе: стоя в двух шагах от неё, было совсем не понятно, как она горловые звуки извлекает». Чуть позже Саинхо уйдёт за кулисы, и её горловое пение потянется оттуда. Танец Патрисии превратится в безмолвные отчаянные жесты, обращённые к залу и похожие на важную, но невыразимую просьбу. Местами танец будет напоминать припадок душевнобольного. В своей одежде, рубахе и штанах, похожих на пижаму, Патрисия вполне сошла бы за пациента (это не издёвка). Вместе с тем большой и неповоротливый Паркер в ярких разноцветных одеждах напоминал усталого волшебника (со смычком вместо волшебной палочки).
Это необычное трио играло 30 – 40 минут, а после антракта на сцену высыпала толпа народу: 2 электрогитариста (один из них – Илья Чистяков), бас-гитарист, саксофонист, 5 вокалисток и 1 вокалист, клавишник, 2 контрабасиста (один из них Паркер) и барабанщик. Состав этот, насколько я понял, получился экспериментальным (к примеру, в концерте не приняли участия заявленные ранее контрабасист Сергей Краснопольский и пианист группы Лампа Ladino Григорий Сандомирский). Вся эта компания принялась играть плотный позитивный джаз с элементами фанка и авангарда (к элементам авангарда можно отнести захлёбывающийся временами саксофон, впрочем, его звучание зачастую тонуло в общем хоре инструментов и голосов). На сцене появились 5 танцовщиц в специальных костюмах и один танцор, одетый так, будто он случайно попал на сцену из подсобки. Танцы совместятся с музыкой, а Паркер уйдёт в тень всех этих танцев и голосов. Подобное иногда бывает и на его альбомах, и тем интереснее их слушать: он всегда оставляет место для солирования других инструментов.
В следующем эпизоде концерта на сцене остался только Паркер. В почти полной темноте он сидел на стуле и при помощи нескольких флейт озвучивал видеопроекцию. На экране бежали бесшумные кадры (Патрисия медленно танцевала в воде среди русской природы), Паркер озвучивал её танец. С одной стороны, это был интересный диалог жены и мужа без слов, но через музыку и танец, с другой – фактически создание клипа в реальном времени, слияние музыки и видеоряда здесь и сейчас. Другая часть этого видеоряда напомнила эпизоды из одиночной камеры фильма Кима Ки Дука «Пустой дом».
В дальнейшем на сцену вновь вернутся все многочисленные участники перформанса. В какой-то момент большое количество инструментов и голосов превратится в один огромный шатающийся стон. В другом эпизоде одна из танцовщиц и Патрисия будут кружить в совместном танце. Они будут смотреть друг на друга, молчать, но вокалистки озвучат своими голосами их безмолвный спор. Фри-джаза на этом скорее этно-джазовом концерте почти не было, но он мелькал иногда где-то внутри музыки отдельными вывихами саксофона и скрежетом контрабаса.
В ещё одном эпизоде на сцену медленно взошли две девушки в белых платьях-коконах и с фонариками во рту. Плавные движения и светящиеся рты делали их похожими на диковинных инопланетных животных. В целом же перформанс оставил ощущение некоторой недосказанности. Как будто самое главное произошло не здесь, в Театральном центре «На Страстном», а там, в Никола-Ленивце, с 20 августа по 8 сентября. Произошедшее в Театральном центре показалось лишь одним эпизодом чего-то большего, увиденным в замочную скважину (экран с видеопроекцией из Никола-Ленивца, светящийся в темноте, и стал этой замочной скважиной). В заключение хочется порекомендовать для прослушивания альбом Саинхо «Stepmother City» (2000). И он тоже – часть чего-то большего.
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)