В Москву возвращается американский фри-джазовый контрабасист Уильям Паркер (William Parker). В феврале этого года он уже выступал в Москве. Тогда это было камерное выступление в клубе «ДОМ» при участии американского барабанщика и перкуссиониста Хамида Дрейка (Hamid Drake). На сей раз Паркер выступит на более просторной площадке (Театральный центр «На Страстном») вместе со своей женой, танцовщицей Патрисией Николсон-Паркер (Patricia Nicholson Parker). Барабанщика Дрейка заменят многочисленные гости, в числе которых тувинская певица Саинхо Намчылак.
В прошлом анонсе на Уильяма Паркера мы перечисляли других фри-джазовых музыкантов, выступавших в разное время в Москве и близких Паркеру по духу. Паркер в сравнении с этими по-своему замечательными музыкантами зачастую выигрывает. Подкупает его тяга к поиску нового звучания и к готовности взаимодействовать с самыми разными музыкальными инструментами. К составу контрабас + фортепиано он обращался в 1994 году, когда был записан «Zo» – совместный альбом с Мэтью Шиппом (Matthew Shipp). Спустя год вместе с Дереком Бейли (Derek Bailey) и Джоном Зорном (John Zorn) в рамках альбома «Harras» был освоен состав контрабас + гитара + саксофон. Ещё один интереснейший состав (контрабас + скрипка + барабаны) был представлен на альбоме «Scrapbook» (2003). Здесь Паркеру помогали скрипач Билли Бэнг (Billy Bang) и Хамид Дрейк. На «The Gowanus Session» (2012), одном из последних альбомов Паркера, инструменты снова перетасовались: контрабас + гитара + фортепиано. На гитаре и фортепиано вновь сыграли очень достойные музыканты – Нельс Клайн (Nels Cline) и Толлем Макдонас (Thollem McDonas) соответственно. Музыку на этом диске можно определить как индастриал от фри-джаза: сухие щелчки контрабаса, гитара, звучащая, словно канализационное железо, нервная дрожь фортепиано. Фортепиано местами звучит пугающе, будто на нём играет призрак в вымершем доме. Звуки всех трёх инструментов подрагивают, сплетаются, копаются, урчат, елозят, трутся и гудят помехами. Вместе с тем альбом не утомительно-шумный, как это нередко бывает с фри-джазовыми релизами. Посвящается он памяти итальянского контрабасиста и композитора Стефано Скоданиббио (Stefano Scodanibbio), с которым Толлем в 2010 году записал совместный альбом «On Debussy's Piano And...», где использовалось фортепиано, принадлежавшее Клоду Дебюсси (Claude Debussy).
Грядущий концерт Паркера обещает стать одним из самых необычных московских этно-джазовых концертов последних лет. Концерт 11 сентября подытожит двухнедельную арт-резиденцию в Никола-Ленивце, где в данный момент и находится Паркер вместе с женой и другими музыкантами (певцами, дизайнерами, танцорами). Пока вы читаете этот анонс, в Калужской области продолжают сочинять музыку, импровизировать, придумывать. Сложно угадать, что в итоге привезут в Москву из Никола-Ленивца. Пока же музыкальная разведка донесла до нас лишь кое-что из промежуточных экспериментов.
William Parker, Patricia Nicholson Parker и др.
Москва, Театральный центр «На Страстном»
11 сентября, 20:00
Дата рождения:
10 января 1952
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)