МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #18

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В свежем выпуске - о том, как Xiu Xiu находят центр равновесия, Aphex Twin делится архивными раритетами, Hot Chip передают привет гей-клубам 80-х, а Питер Гэбриэл просит почесать ему спинку.

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу. В свежем выпуске - о том, как Xiu Xiu находят центр равновесия, Aphex Twin делится архивными раритетами, Hot Chip передают привет гей-клубам 80-х, а Питер Гэбриэл просит почесать ему спинку.

Peter Gabriel "Scratch My Back"
Virgin
Дата выхода: 15 февраля

Гэбриел не был бы Гэбриелом, если бы не сумел сделать из новой пластинки очередной сложно концептуальный проект. Вот и сейчас - альбом представляет собой творческую игру, в которую мэтр умудрился втянуть большое количество весьма именитых знакомых музыкантов. На этот раз Питер решил заняться обменом творческим опытом: пластинка “Scratch My Back” представляет собой двенадцать кавер-версий на любимые чужие хиты. Дальше должен последовать алаверды-альбом “I’ll Scratch Yours”: каждый из закаверенных исполнителей должен будет перепеть любую из его песен. Так что если кому из мастеров культуры не понравится, что Питер сотворил с той или иной нетленкой – шанс отомстить еще есть.
Некоторое замешательство, даже недоумение, возникает при прослушивании первого же трека: вступает симфонический оркестр, играют скрипки - и даже услышав знакомый текст, не веришь, что это “Heroes” Дэвида Боуи (David Bowie). Но, тем не менее, это она и есть! Гэбриел сознательно отказался от использования на пластинке традиционных рок-инструментов и весь альбом сделал в едином "классическом" ключе, написав для каждого из каверов индивидуальную оркестровую аранжировку. При прослушивании всех песен с альбома подряд возникает ощущение единого симфонического произведения, просто слова в этой оратории немного знакомы. А так – полная иллюзия нахождения где-то в консерватории, где на сцене играют Шнитке.
Некоторые из песен подобное прочтение меняет до неузнаваемости,- как, например “The Boy In The Bubble” Пола Саймона (Paul Simon) или “Philadelphia” Нила Янга (Neil Young). Но есть и случаи, в которых симфоническая аранжировка приходится явно ко двору: “My Body Is A Cage” от Arctic Fire или “Listening Wind” Talking Heads - начинаешь понимать скрытые музыкальные возможности, заложенные в признанных хитах. Особняком стоит нервная и помпезная “Apres Moi” Регины Спектор (Regina Spector) – резкий всплеск, та "болевая точка", к которой стремится вся пластинка.
Даже если вы весьма скептически относитесь к классической музыке или к кавер-версиям, послушать эту работу, безусловно, стоит. Симфоническая оркестровка – идеальный скальпель для любой рок-композиции: становятся видны как скрытые достоинства, так и ранее не видимые недостатки. Но, несмотря на наличие последних, все препарированные доктором Гэбриелом экземпляры оказались вполне жизнеспособны даже после такого музыкального вскрытия. Посмотрим, что станет с песнями самого автора: ждем второй части проекта.

Павел Сурков

Hot Chip "One Life Stand"
Parlophone
Дата выхода: 8 февраля

Английская команда Hot Chip выпускает пластинки, строго следуя норме "альбом в два года". Перед выходом четвертого лонг-плея, группа стояла на перепутье: с одной стороны, их предыдущий диск, "Made In The Dark", у поклонников группы восторгов не вызвал и получил неоднозначные рецензии, с другой, принес музыкантам максимум дивидендов (четвертое место в британском хит-параде и номинация на "Грэмми" за песню "Ready For The Floor"). После нервного и нагруженного электроникой "Made In The Dark", вокалист Алексис Тейлор (Alexis Taylor) пообещал записать пластинку помягче и поспокойней. Песня "One Life Stand" звучала как гибрид тек-хауса и диско, но по настроению и впрямь была куда более гармоничной и умиротворенной. Остальные песни на альбоме аранжированы куда менее современно (на ум приходит скорее ранний американский хаус или синти-поп начала девяностых), но по настроению альбом выдержан в том же ключе – сладкая меланхолия, которая то и дело оборачивается эйфорией. В "Thieves In The Night" на ум немедленно приходят сравнения с Erasure, "Hand Me Down Your Love" попахивает Франки Наклзом (Frankie Knuckles) и нью-йоркскими гей-клубами восьмидесятых. Пластинка не без слабых мест (без сентиментальной баллады "Slush" лучше было бы обойтись), но общие впечатления – однозначно положительные. А кульминация диска случается на последнем треке. "Take It In" это настоящий гимн, построенный на контрасте атональных куплетов и хорового припева, пронизанного ощущением счастья. Ничего лучше в репертуаре Тейлора и компании вы не найдете.

Ник Завриев

Spoon "Transference"
Merge
Дата выхода: 19 января

Техасская четверка Spoon к своему успеху шла очень долго. Чтобы стать теми, чьих пластинок ждут и на кого надеются, Spoon пришлось записать в прошлом как минимум два провальных диска, дважды лишиться контрактов с лейблами и более восьми лет мотаться со своим остроумным, но дурашливым инди-роком с концертами по барам. Предыдущий альбом "Ga Ga Ga Ga Ga" ознаменовал собой окончательную переход группы в высшую лигу: теперь Spoon берут в хедлайнеры на фестивалях, на сольные концерты билетов не достать, а песни разлетелись на телевизионные заставки и рекламу. "Ga Ga Ga Ga Ga" была триумфальной поп-записью: десять безукоризненных и странных поп-песен, из которых ни одна не была проходной - сплошные счастье-радость. Новая, уже седьмая для группы запись "Transference" мало чем похожа на предыдущую. Здесь нет ни фонтанов духовых, ни полифонии неожиданных бэкграундовых звуков - напротив, бал правит концентрация на базовых инструментах и максимуме того, что из этого можно выжать. У песен тут часто обрываются слова, композиции иногда не имеют ни начала, ни конца и, порой, вообще похожи на незаконченные наброски, многие из которых, не дойдя даже до середины, разворачиваются и движутся в совершенно ином направлении. Однако на "Transference" чувствуется, что Spoon как никогда довольны собой. Это очень мрачная по меркам группы запись, но в самые удачные свои моменты "Transference" - настоящее упоение меланхолией, внезапное приятное ощущение усталости, комфорта и спокойствия в вечерней тревоге. Эта аккуратно выстроенная атмосфера – определенно то, за чем стоит вернуться на "Transference" даже несмотря на неудачные песни, вроде кошмарного первого сингла "Written in Reverse" или совсем безобразную "долбилку" "Got Nuffin". "Transference" - попытка "перехода" группы не то в загробную жизнь, о которой поется в ироничной "Mystery Zone”, не то в некое сумрачное место, "где выключаются огни", о которой повествует “Out Go the Lights” – самая трагичная песня в каталоге Spoon. И то, и другое не слишком оптимистично, но чувствуется, что очень важно для группы, которая способна, добившись наконец того, к чему шла 14 лет, развернуть свои песни на полпути, чтобы двинуться в другую сторону.

Алексей Алеев

AFX "Analord 1-11 Digital Reissue"
Rephlex
Дата выхода: январь

Aphex Twin и его лейбл Rephlex решили не отставать от моды и к минувшему рождеству торжественно открыли у себя на сайте онлайн-магазин, торгующий музыкой в mp3. К открытию британцы приберегли несколько отличных новинок, а также, опять же в полном соответствии с последними тенденциями, разродились переизданием. Перевыпуску подверглась серия мини-альбомов самого Афекс Твина под названием "Analord". Главный плюс этого издания в том, что "Аналорды" теперь доступны единым пакетом и в хорошем качестве. Если вы не виниловый маньяк-коллекционер и не собрали у себя все 11 пластинок и прилагающуюся к ним сумочку, довольствоваться сомнительными виниловыми рипами было как-то уж совсем грустно. Но есть на этом издании и бонус-треки, аж целых девятнадцать – по объему потянуло бы на хороший альбом. Как это бывает в подавляющем большинстве случаев, шедевров в бесплатном приложении нет. Эксцентричный британец по большей части обрушивает на головы слушателей минутные зарисовки и всевозможные альтернативные версии треков, входящих в основной состав "Аналордов". Самой интересной кажется добавка к пластинке "Analord 6": три трека, объединенных общим названием "Bodmin" представляют собой классический "олдскульный" эйсид, каким он был в первой половине девяностых. Неплоха и электро-вещица "Wabby Acid", дополнение к седьмой пластинке, но в целом бонусы явно не стоят того, чтобы специально ради них покупать переиздание.

Ник Завриев

eels "End Times"
DreamWorks
Дата выхода: 19 января

Лидер eels Марк Оливерт Эверетт (Mark Oliver Everett или просто E) - человек сложной судьбы, за 15 лет получивший примерно 502 шанса стать международным утешителем разбитых сердец - ротации на MTV и радио, контракт с музыкальным подразделением спилберговской машины DreamWorks, дружба с Вимом Вендерсом - и пославший каждый из таких шансов куда подальше (за это, похоже, его особенно люто ненавидит редакция Pitchfork, год за годом выставляющая Е "двойки", как безнадежному школьнику). В 2001 году он записал гениальную пластинку "Souljacker" и кроме того обогатил копилку американского фолка двумя десятками душевных песен о прекрасных неудачниках. В прошлый раз Эверетт отрастил моджахедовскую бороду и сотворил волчий альбом "Hombre Lobo", собрание песен о животных страстях человека. При том, что тот диск не был лишен сильных сторон, чувствовалось, что eels забрели на чужую территорию и двигались по ней скорее на ощупь. На "End Times" Эверетт возвращается в привычную для него среду, к темам одиночества, старения, отчуждения и смерти. И все становится на свои места. При том, что аранжировки некоторых номеров на альбоме по сложности не сильно превосходят оные у группы "Х*й забей", аутсайдер E как-то очень точно препарирует материю экзистенциальной тоски, не сваливаясь при этом ни в слащавость, ни в излишний пафос. Даже от самых разудалых блюзов ("Gone Man", "Paradise Blues") на "End Times" веет холодком угрюмого фатализма. "Правда - это не то, что кто-либо хочет узнать", - Эверетт невероятно банален, но это тот редкий случай, когда банальность и прямота не только оправданы, но и необходимы.

Дмитрий Куркин

Xiu Xiu "Dear God, I Hate Myself"
Kill Rock Stars
Дата выхода: 23 февраля

"Боженька, я ненавижу себя", - восклицает Джейми Стюарт (Jamie Stewart), вокалист американской группы Xiu Xiu, к названию которой спустя несколько лет наверняка будут добавлять слова вроде "великая" и "важнейшая". Стюарта принято считать одним из главных чудиков из числа "американских независимых". Выход "Dear God..." предварял период небывалой сольной активности Джейми, в ходе которого он ежемесячно снабжал подписавшихся за небольшую плату поклонников не только сверхминималистичным эмбиентом, но и домашним шоколадом собственного изготовления. Впрочем, к странностям Xiu Xiu, как оказалось, можно привыкнуть: "Dear God..." - это на редкость доступная музыка дивной красоты, застывшая в звуке эмоция, о характере которой можно догадаться из заглавия альбома.
Творчество Xiu Xiu легко описать снаружи. Сложно добраться до сути. "Dear God..." сыгран при помощи геймбоя, допотопного оптического органа, глокеншпиля, челесты, куатро, птичьего манка, добро-гитары и прочих не менее экзотических инструментов, но главным среди них остается волшебный голос самого Стюарта. Его ломкие, болезненно прекрасные песни легче всего представить в виде набора ключевых слов: счастье (его не будет), уродство (душевное и внешнее), Бог (не слышит), боль (уйдет, чтобы вернуться), смерть (неизбежна), рождение (весьма неприятное событие, см. предыдущие пункты). При этом Стюарт заметно успокоился, песни не рассеиваются как прежде на атональные шумовые истерики, а цепких мелодий и удачных находок здесь в разы больше, чем на пластинках иных спасителей поп-музыки. Собравшись с мыслями, Xiu Xiu обрели невиданную мощь: камнем вниз срываются композиции, звонко осыпаются струнные, из последних сил стучат барабаны, пестрыми клубками сплетаются партии — каждый пассаж здесь прощальный, каждая песня Стюарта — лебединая. На таком рубеже можно позволить себе прямоту высказываний — и порой из тщательно пестуемого Стюартом образа маленького несчастного человека проглядывает Большой Артист, которому под силу подчинять свой воле континенты и стадионы. Но вместо этого он варит домашний шоколад, сушит листья и, завернув их вместе с дисками в цветную ткань, несет на почту. Впрочем, об этом Стюарт тоже уже спел: одна из лучших вещей на пластинке так и называется — "Chocolate Makes You Happy". "Непостижимы судьбы Его".

Феликс Сандалов

Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Ke$ha, Vampire Weekend, A Silver Mt. Zion, Liars, Fear Factory, Delphic

25.01.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: