Delphic "Acolyte"
Polydor
Дата выхода: январь
Манчестерская команда Delphic – одни из самых перспективных нынешних дебютантов. В прошлом году они наделали шума двумя синглами и финишировали третьими в ежегодном опросе критиков "Sound of 2010", где британские журналисты выбирают наиболее талантливую молодежь. Альбом "Acolyte" звучит так, будто Orbital и New Order сели в студию поджемовать. С одной стороны – ломаные синтетические ритмы, которых мы не слышали, кажется, с середины девяностых (кто-то еще помнит слово "брейкбит"?), с другой – звенящие гитары, меланхоличный сонграйтинг и бас в духе Питера Хука (Peter Hook). Открывающая альбом песня "Clarion Call" навевает ассоциации с M83 и совсем не случайно: продюсером "Acolyte" стал Юэн Пирсон (Ewan Pearson), приложивший руку к альбому M83 "Saturdays = Youth". Несмотря на обилие сравнений – никакого эпигонства, парни не копируют кумиров, а правильно пользуются опытом прошлого, создавая на его основе свой собственный звук. Пластинка звучит не как набор поп-песен, собранный по принципу "два-три радиосингла плюс проходняк", а как целостное произведение. Трехминутные проигрыши и инструментальные интерлюдии это чувство лишь усиливают, к кнопке "skip" рука тянется лишь однажды (во время медленной и несколько занудной "Submission"), что для нынешних времен невероятная редкость. Пластинке, вышедшей в январе, обычно бывает трудно спустя почти год добраться до итоговых топов, но то, что там окажутся Delphic, почему-то сомнений не вызывает.
Vampire Weekend "Contra"
XL Recordings
Дата выхода: 12 января
"В декабре, попивая оршад, я выглядел как псих в своей вязаной шапке". Песня "Horchata", открывающая второй альбом ньюйоркцев Vampire Weekend, сообщает о нем почти все, что нужно. Квартет остался верным принципам, принесшим им признание два года назад: веселое эстетское раздолбайство (почти по Северянину), космополитизм в музыке и лирике (почти по журналу "Вокруг света", с миру по нитке), осознанный минимализм. Но если дебютник группы выглядел скорее милой интеллигентской шуткой, то "Contra" по на фоне предшественника смотрится как дипломный проект рядом с проходным курсачом. Проблему большинства перехваленных новичков, которые ко второму альбому выгорают без остатка, Vampire Weekend обходят по касательной (хотя вряд ли так было задумано, скорее - так получилось). Они с самого начала обходились малой кровью: там, где другие взгромоздили бы массивную ритм-секцию, оставляли - иногда буквально - два притопа, три прихлопа; там, где другой ударился бы в патетику, ограничивались легким пролетом по клавишам и парой-тройкой запилов на скрипочке. На "Contra" VW по-прежнему берегут патроны, выгодно оттеняя каждую удачную деталь, вписанную в партитуру, будь то индийские мотивы в "Diplomat's Son", легкое барокко в "Taxi Cab" или внезапно срывающийся голос Эзры Кенига (Ezra Koenig) в треке "Run", одном из лучших на альбоме. Они все так же бесстыже подмигивают своим учителям (на сей раз Джо Страммеру (Joe Strummer) - название диска перекликается с клэшевской "Sandininsta!") , но поймать их на прямом заимствовании не легче, чем ухватить за хвост птичку колибри. Вот только заключительный номер "I Think Ur A Contra", тяжеловесная мелодраматическая баллада, выглядит здесь лишним. И без него ясно, что дождь хвалебных отзывов, уже пролившихся на пластинку, второй альбом Vampire Weekend безусловно заслужил. "Contra" - это нечто большее, чем простое улучшение во всех компонентах. Это еще и более взрослая, осмысленная работа.
A Silver Mt. Zion "Kollaps Tradixionales"
Constellation
Дата выхода: февраль
Пластинки A Silver Mt. Zion — флагманов (хотя сами музыканты стараются от этого термина всячески откреститься, но уже поздно) пост-рок движения — принято описывать в духе "что же это происходит" и в такт самим ASMZ излагать пассажи про трубные возгласы, рыдающие скрипки и прочую невыносимую пошлятину. На вопрос - "зачем же это происходит?" - ответить не может никто, возможно, что и сами музыканты тоже. В самом деле, зачем Ефриму Менуку (Efrim Menuck), замечательному музыканту, безо всяких шуток выдающемуся культурному деятелю (оценить ту волну надрывной экзистенциальной музыки, которую он поднял сложно - другой вопрос, что и с ходу найти в ней с десяток приличных коллективов тоже задача не из простых), и одному из важнейших продюсеров нулевых, понадобилось в шестой раз заводить ту же шарманку, что, казалось бы, издала последний свой пронзительный всхлип в 2005 году, на альбоме "Horses In The Sky"? "Kollaps Tradixionales" - это музыка не о коллапсе (его здесь попросту нет), а о традиции, причем в самом ее неприглядном виде. Примечательно, что недавно участники проекта, потерявшего за последние два года трех участников и солидный кусок полуметрового названия, решились на смелый шаг и выложили у себя в блоге рецепт приготовления драматических опусов ASMZ, умело замаскированный под сборник редкой и любимой музыки. "Old Thundrous" – это радикальный протопанк Билли Чайлдиша, MC5 и Crass, забытые фолк-певицы, корневой блюз, психоделический диско-соул, допотопная электроника, панк-романсы от Леонида Сойбельмана (на наследие которого эта группировка то и дело оглядывается) и даже скрипичная соната Брамса в исполнении Ицхака Перельмана и Владимира Ашкенази. Если же все это смешать, то и получится музыка A Silver Mount Zion, но если добавить искреннюю, свежую эмоцию, то получится пластинка "Horses In The Sky", а если нет, то "Kollaps Tradixionales". И острая нехватка главного проекта Ефрима и его товарищей God Speed!You Black Emperor сменяется пониманием, что лучше уж свернуть деятельность, чем продолжать ее так. И, если я всю дорогу высказывался исключительно в пользу пост-рока c вокалом, то после KT, похоже, пришло время пересмотреть свои позиции — раз уж необходимый эсхатологический градус не достигается инструментальными средствами (а в с этим у ASMZ к концу десятилетия стало совсем слабо), то и бросать громкие слова на ветер, фальшиво петь сиротские песни и в который раз пророчить миру скорую и справедливую погибель тоже нет особой нужды.
Ke$ha "Animal"
RCA
Дата выхода: 5 января
Жизнь Кеши - почти что история Золушки: от безотцовщины и существования на пособие через работу официанткой и подпевки у звезд к рекордному числу скачиваний сингла "TiK ToK" и одобрению критики. Сейчас - ее звездный час, и не приходится сомневаться, что у дебютного альбома "Animal" с позициями в чартах все будет отлично. Однако впечатление от красивой истории оказывается несколько подпорчено тем, что "Animal" - безвкусная, глупая, хамская, примитивная и однообразная попса.
Эта музыка ужасна, с какой стороны к ней ни подойди. Бодрые песни о вечеринках вроде как предполагают веселье - но, когда понимаешь, что список доступных певице тем ограничен пунктами "бухать" и "угорать", становится тоскливо. Тексты вроде как предполагают иронию - но, когда она выражается в строчке "Я мочусь в "Дом Периньон", давай так же", становится грустно. Самостоятельность певицы вроде как предполагает уход от продюсерских шаблонов - но вместо изобретательных аранжировок здесь царит стандартная долбежная прямая бочка.
Да, Лили Аллен (Lily Allen) тоже можно назвать недалекой хамкой, а Леди ГаГу (Lady GaGa) уличить в безвкусице, и быть большими артистками это им не мешает. Но здесь есть важный нюанс - и дело даже не в том, что про Лили хочется сказать "прелесть, какая дурочка", а про Кешу "ужас, какая дура". Дело в том, что Аллен и ГаГа, при всей своей неоднозначности, фигуры уникальные. Кеша же становится еще одной вроде как певицей в ряду клиенток продюсера Доктора Люка (включающем Пинк (Pink), Кейти Перри (Katy Perry) и Майли Сайрус (Miley Cyrus)), отличаясь от стандарта только склонностью к речитативу - кажется, петь она попросту не умеет.
Fear Factory "Mechanize"
Candlelight
Дата выхода: 9 февраля
Fear Factory, ныне находящиеся в состоянии малоприятного бракоразводного процесса, приняли, пожалуй, главное стратегическое решение, вернув в команду Риса Фулбера (Rhys Fulber), продюсера, аранжировщика, пятого участника и, будем называть вещи своими именами, голову коллектива - имея оную, калифорнийская "фабрика" записала свои лучшие альбомы. И спустя 15 лет после релиза эпохального альбома "Demanufacture" разродилась его даже не сиквелом, а зеркальным отражением. Местами "Mechanize" практически идентичен славному "юбиляру" - недаром группа так любит тему клонирования. Братья-близнецы "Demanufacture" / "Oxidizer", богоборческая готика "Pisschrist" / "Christploitation", молотильные марши "Bodyhammer" / "Metallic Division" - и таких параллелей на двух альбомах еще немало, не говоря уже о том, что темы, освещаемые Fear Factory, на протяжении 20 лет сильно не менялись ("страх твой - враг твой", "борись с корпорациями и власть придержащими за свое я" и так далее). Общее сходство разрушает разве что одухотворяющая концовка "Final Exit" - она-то как раз выдержана в стилистике следующих за "Demanufacture" лонгплеев "Obsolete" и "Digimortal". Однако, как любят писать в англоязычных книжных рецензиях, "готовьтесь к шоку!" "Mechanize" мало в чем уступает своему прародителю, разве что в новизне. Отточенные механистические ударные, за которые теперь отвечает Джин Холган (Gene Holgan), один из соавторов классики дэт-метала (альбом Death "Individual Thought Patterns"), патентованный сплав грув-метала, дэта и злого индустриального дроуна, выверенные песенные текстуры, вокальные "свитчи" Бертона Белла (Burton C. Bell). "Mechanize" вообще лучше всего описывается лексикой киберпанковских новелл. И еще, наверное, слоганом "пусть сильнее грянет буря".
Liars "Sisterworld"
Mute
Дата выхода: 9 марта
Говоря о Liars, сложно отмахнуться от отчетливого сходства нью-йоркского трио с ключевым персонажем "Хранителей" Алана Мура (ну а теперь и Зака Снайдера, конечно) — Комедиантом, cупергероем, прожившим совсем не соответствующую светлому образу борца за правопорядок жизнь, исправно доходившем во всем до крайности, превращая свои сомнительные подвиги в изощренную и злую шутку над обществом, а собственную жизнь — в издевку над историей. Так и Liars, выворачивая наизнанку все главные тенденции нулевых, делают больше для понимания музыкальной канвы десятилетия нежели иные глубокомысленные исследователи — начав с исковеркованного дэнс-панка (особенно остроумного в те времена, когда это движение становилось магистральным) они перешли к эксгумации поп-музыки (в своеобразном ее понимании). Сегодня в моде — пустота, безмолвие, размеренный минимализм и общая музыкальная астения, и Liars приготовили свой асимметричный ответ: "Sisterworld" — это, в первую очередь, старательное уничтожение всех ярких цветов и звуков. Теперь Liars даже как-то неловко называть нойз-рокерами, как прежде — нойза в новой записи ни на грамм, да и рок в традиционном понимании тоже весь куда-то подевался. "Сестринский Мир" целиком соткан из обманных вокальных маневров, протяжных эмбиентных ландшафтов и резких всполохов гитарного электричества. "Scissor", первый же номер с пластинки, предоставленный для свободного скачивания на сайте альбома, прекрасно демонстрирует то, что происходит на "Sisterworld": задушевные хоровые распевы под грустное струнное сопровождение сменяются фирменной «обманной» репетативностью ритм-секции, а вокалист "Лжецов" Ангус Эндрю (Angus Andrew) в считанные секунды подтверждает впечатление оставшееся от московского выступления группы, где он выглядел и вел себя как Ник Кейв (Nick Cave) эпохи The Birthday Party. Возможно, все столь впечатляющие сегодня ходы (дрожь клавишных в песне "Drip", тревожная колыбельная "I Still Can See An Outside World", гитарные кульбиты в "Scarecrows In A Killer Slant") так и останутся дьявольски талантливым парафразом простирающим крылья над миром нового минимализма (см. историю успеха The XX, Zelionople, Cold Cave и прочих), может быть и нет — пока что это вопрос исключительно доверия. Тем, кому по определению никакого доверия быть не может.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)