Уже на входе в клуб Б2 можно было понять, что предстоящий концерт Liars будет жарким. Услышать "лучшую ложь мира" собрались как музыкальные критики, так и затянутые в узкие джинсы ребята, беспокоящиеся насчет цен в баре. Впрочем, Liars одинаково легко "прокачивают" как и эрудитов, покоряя их множественными отсылками ко всевозможным музыкальным источникам, так и простых слушателей, сбивая их с ног шумовой агрессией и разудалой подачей. Несмотря на это, московский концерт до самого последнего момента казался некоей загадкой, ведь Liars, при всех их заслугах, остаются коллективом со спорной позицией - обширная деятельность на ниве нойз-рока у них сочетается с заимствованиям из области современной инди-культуры.
Честь разогревать гостей выпала многообещающим москвичам Usssy. Нойз-супербэнд, состоящий из экс- и действующих участников таких славных московских команд как Kruzr Ken, Я Слева Сверху, Foojitsu и Silence Kit устроил получасовую прочистку мозгов лютой гитарной агрессией. Не лишенная интересных моментов музыка "Усов" под конец их выступления все-таки изрядно поднаскучила, хотя, возможно, причиной тому был не самый лучший звук - ватные гитары и нечеткий вокал не позволили в полной мере насладить разрушительным потенциалом коллектива. Впрочем, к тому моменту как москвичи очистили площадку для именитых коллег из Штатов, общее представление о том, куда они попали, сложилось даже у тех, кто на входе в клуб только-только запоминал название группы.
Появившийся на сцене квартет (к группе присоединился басист и гитарист Джереми Гловер), с места в карьер понес публику прочь из этого мира в душных объятиях полуобморочного демонического пост-панка, переходящего в скрипучей и ревущий экспериментальный рок. Вокалист Ангус Эндрю произвел на публику неизгладимое впечатление - внешний вид а-ля Ник Кейв (темный костюм, белая рубашка, нечесаные космы и дикий взгляд) соединился с эпилептическими танцами и непрекращающимся гримасничаньем. Все время пока Ангус пел, он старательно менял свою дислокацию: залазил в зрительскую зону, свешивался со своего исполинского роста над залом, а под конец концерта взгромоздился на колонки и вещал уже оттуда.
Отдельного упоминания стоит немилосердно выставленный звук: гитарные фидбеки елозили по ушам по минуте после финальных отыгрышей, а под канонадой ударов от одетого в какую-то несусветную пижаму барабанщика группы Джулиана Гросса схлопывалось сознание. Но, то ли Usssy сделали свое дело, то ли столичная публика ожидала и не такого, но гневных взглядов на пульт звукорежиссера поймать так и не удалось. Техника Гросса оказалось действительно выдающейся, с таким гибким и одаренным ударником Liars действительно стоило записывать их "оду ритму" "Drums Not Dead". Впрочем, выступление Liars хоть и было рекордным по ужимкам и прыжкам вокалиста группы, в какой-то момент в шутку душившего Гросса шнуром микрофона, одновременно можно признать предельно коротким - вместе с бисом, шумовое шоу составило менее полутора часов (группа явно репетирует роль разогревающей команды, которая им пригодится грядущем в туре с Radiohead). Показался странным, если не выбор, то уж точно последовательность композиций - самые заводные и попсовые "Plaster Casts of Everything" и "Houseclouds" были поставлены в конец, хотя именно они разгорячили публику больше остальных. Наверно, Liars можно понять - музыкантам было необходимо продолжать свой путь из пункта Б в пункт А, а точнее из московского Б2 в питерский А2, и, конечно, в такой изматывающем турне молодым "лжецам" не до шуток, да и видно было, что выкладываются они по полной.
Пожалуй, наиболее приятным сюрпризом оказалось эффектное дефиле Эндрю перед нареченной им "романтической песней" "Pure Unevil" (действительно, наиболее лиричной вещью в эклектичном песеннике группы), когда обнажая поставленную на борт монитора ногу, он продемонстрировал экзальтированным зрителям женский чулок. Гловер оказался удачным приобретением для группы, не только в силу его мастерства, но и потому что в самые ответственные моменты освобождались руки основного гитариста коллектива Аарона Хемпфилла, встающего за импровизированную перкуссию и семплер. Движимые с удвоенным ритмом, Liars выходили уже на совершенно абстрактные высоты - их и без того лишенная структуры музыка, в концертном исполнение обернулась антисинтаксическим месивом, обладающем вполне убедительной мощью.
Вот именно здесь мы упираемся в основную проблему Liars, которую они с совершенно неподдельной искренностью продемонстрировали московским концертом - временами их музыка вызывает самые что ни на есть трогательные и ностальгические чувства. Кажется, что вот оно логическое продолжение того безумия, что творилось в Нью-Йорке 70-х и называлось no-wave, но на самом деле Liars далеко до DNA, Mars и Theoretical Girls. В одной песне Sonic Youth бывает заложено больше смысла (и шума), чем в целом альбоме "лгунишек", но смысл для них оказывается не самое главное. Последние фильмы Тарантино столь любимого в тех кругах, где носят на руках Liars, так же глубоко инспированы всем подряд и цитаты там копошатся в цитатах, только на выходе полный треш и сумятица, столь же увлекательные, насколько и лишенные смысла. Впрочем, хуже то, что в музыкальном плане Liars это такое "ни инди, ни мясо", устремившись вдруг понравится среднестатистическим инди-кидам, Liars оставляют за бортом многие важные для нойз-рока вещи, например, вокал. При всех способностях Эндрю - пока музыка Liars она не срывается в предсказуемый истерический дэнс-панк, а являет собой настоящий шумовой авангард с должной степенью агрессии, все же предполагается настоящее звериное рычание - от Jesus Lizard и Big Black, до Cows и Cop Shoot Cop всегда было так, и даже движение Usssy кажется идейно более правильным. Инструментально же Liars тоже не забуряются так глубоко как их японские источники вдохновения Boredoms и Ruins. В этой половинчатой позиции чуется некий подвох, когда за головокружительное путешествие на полной скорости выдается пусть и захватывающая, но обезжиренная поездка на американских горках. Увы, но название обязывает.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)