Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу.
Animal
Collective "Merriweather Post Pavilion"
Domino
Дата выхода: 20 января
Не придя к общему мнению о пластинке, которую поспешили назвать главным альбомом года, а то и десятилетия, Звуки предлагают читателям две различных оценки.
Девятый номерной альбом "животного коллектива" из Бруклина и Балтимора неожиданно пришелся ко двору всем: желчным снобам с ресурса Pitchforkmedia, расслышавших на пластинке , и модникам из Prefix Magazine, заранее объявившим диск. Все это единодушие выглядит уж чересчур подозрительно: кажется, ближе всех к истине подобрались коллеги из Rolling Stone, написавшие, что . Так-то оно так, однако, даже от привычного к психофолк-экзерсисам "животных" слушателя требуется недюжинное терпение, чтобы хотя бы пару раз "от радости в зобу дыханье сперло". Пробраться сквозь хитро выстраданные конструкции шумиков, шумов, шумищ, не заблудиться в павильонах кажущихся доступными мелодий, и все ради чего? Где катарсис, ну, или хотя бы намек на вознаграждение за потраченное зря время? Кажется, увлекшись созданием своей девятой пластинки, выросшие в профессиональном плане Animal Collective потеряли в каком-то лабиринте ту неряшливую спонтанность и обаятельную непосредственность, детскую дурашливость и непредсказуемость, которые с легкостью превращались ими в достоинства. Эта музыка искусственна и продумана на все сто, она идет от мозга, холодного и расчетливого, и лучшей ей иллюстрацией, действительно, является обложка - она до поры до времени гипнотизирует, а потом вызывает тошноту.
То, что любовь к Animal Collective не просто очередная придурь критиков и рецензентов, стало ясно в прошлом году, когда их звук скромно, но все равно заметно стали обдирать куда более именитые исландцы Sigur Ros. Новый альбом, на котором нет пространных инструменталов на десять минут, а основное внимание уделено, собственно, песням, успели окрестить попсовым. На "Merriweather Post Pavilion" растет и почти достает до неба та вавилонская башня, которая зовется сегодня нео-фолком, со всеми его противоречиями. С одной стороны, полифония, шум природы и наивное ожидание чуда, как единственно возможный противовес взрослому цинизму. С другой - холодная голова и изумительно точный продакшн, которого отчаянно не хватает самозваным фолкерам. Animal Collective, на раз-два сталкивающие Хуун-Хуур-Ту c клавишными переливами в "Lion in a Coma", когда-то породили этот парадокс, они же его и убивают. Доведя свой стиль до абсурда или до совершенства. Что в случае "новых странных", кажется, одно и то же. И в этом смысле обозреватели, единодушно признающие запись главным альбомом в своем жанре, чертовски правы. Двигаться дальше жанру уже некуда.
Норвежский многостаночник Erlend Oye, который известен одним как один из приглашенных вокалистов Royksopp и полдюжины других электронных проектов, другим как лидер акустического дуэта Kings of Convenience, а третьим и вовсе как диджей, решил снова собрать свой новейший коллектив The Whitest Boy Alive и записать с ним второй альбом. Отличия в звуке от первой (абсолютно замечательной) пластинки "Dreams" вроде бы минимальные - чуть меньше гитар, чуть больше джазовых клавиш-"родесов", но увы - мечтательного инди-попа и след простыл. То ли сонграйтерский талант Эрленда в этот раз подвёл, то ли этот джазовый звук портит всю картину, в общем получилась какая-то музыка для взрослых - мягкая, без острых углов и невообразимо занудная. Любителям Kings of Convenience, тоже тяготевших к спокойно-сдержанному формату, пластинка может прийтись по вкусу, но надежд "Rules" явно не оправдывает.
Прохор и Пузо "Водка"Сорокаградусный индустриальный шансон от знатоков дела: Алексея "Прохора" Мостиева (Собаки Табака) и Виктора "Пузо" Буравкина (Inquisitorum). Размеренное повествование о радостях и невзгодах наблюдательного и остроумного лирического героя обрамлено драматичным синти-попом, умелыми звуковыми коллажами и ледяными гитарными отыгрышами - музыкой выдержанной и терпкой, как и полагается. Весь нехитрый синопсис укладывается в заголовки композиций: "Танцунг", "Водочный Сок", "Хороший день", "Не Женюсь", "Рок-Звезда" - и каждую третью строчку хочется пустить на цитаты. Зачастую подобные проекты так и остаются утехой для самого узкого круга слушателей. Но "Водка" записана так тщательно, что, за исключением нескольких номеров, альбом можно смело ставить в радиоэфир - и можно не сомневаться, эти интонации окажутся близки многим нашим согражданам. Несмотря на громкое название и брутальное оформление, альбом вышел удивительно спокойным и умиротворенным - такое полупрозрачное настроение бывает только после выпитых ста грамм обозначенного напитка. Музыкантам же удалось добиться главного - запечатлеть это зыбкое, пограничное состояние в записи.
Madlib, в миру известный как Отис Джексон (Otis Jackson Jr), а в музыке - еще под двумя десятками имен, знаковая фигура, нынешний любимец Massive Attack, "в первую очередь диджей, во вторую продюсер и уж потом рэппер" (так расставляет приоритеты он сам) - словом, персонаж, многое сделавший для хип-хопа в свои годы. Вслед за пятой пластинкой из серии битмейкерских изысков под вывеской Beat Konducta калифорнийский универсал выпустил шестую. Обе посвящены погибшему товарищу Мэдлиба J Dilla, обе изданы на виниле и скоро выйдут на CD. Серия, надо сказать, специфическая: каждая пластинка состоит из штук 20 инструментальных обрезков длинной 1-2 минуты. Коллеги из The Quietus альбом не иначе как "фетишем для любителя соула". Madlib выковыривает бит из самых непопулярных источников - будь то музыка из индийских фильмов 70-х годов или забытые архивы Motown - но обрубает каждый из треков, не давая толком им насладиться. Эта обрывистость поначалу режет слух, но в итоге задает ритм всего микс-тейпа, слушать который все равно, что смотреть одновременно два десятка фильмов blaxploitation, постоянно переключаюсь с одного на другой. Занятие непривычное, но интересное.
Исландец по имени Adalsteinn Guрmundsson (Адальштейн Гудмундсон) предлагает свою трактовку жанра даб-техно, некогда введенного в обращение немецкими лейблами Basic Channel и Chain Reaction. Дебютный альбом Yagya тоже издал в Германии на Force Inc, однако сейчас перебрался на голландский Sending Orbs, где ставка всегда делалась на IDM, эмбиент и прочие горизонтальные танцы. Даб-техно по Гудмундсону тоже абсолютно горизонтальное - ритм-секция в виде неторопливой глухо постукивающей бочки и глубокого, почти не слышного ухом баса лишь задаёт темп, а сверху на ней лежит плотное полотно амбиентных ландшафтов. Получилась нордическая пластинка, напоминающая по духу альбом Biosphere "Substrata". Шум дождя, эхо и пронзительно-печальные синтезаторные пассажи. Красиво до одурения.
KTL "IV"KTL - дуэт, состоящий из Стивена О'Малли (Sunn O ))), Ginnungagap) и Питера Риберга (Pita), важнейших представителей той ветви экспериментальной музыки, что настолько же прекрасна в своей тяге к открытиям и разведке самых темных уголков музыкальной вселенной, насколько и невыносима для слушателя к этим открытиям неподготовленного. Затянувшаяся коллаборация (рассчитан проект был под трилогию, но только кто теперь об этом вспомнит) разразилась своим самым значимым и достойным внимания опусом. "Песнь по умирающим детям", а именно так расшифровывается название коллектива, в этот раз вышла весьма убедительной и совсем непохожей на все пустопорожние звуковые инсталляции, что были в ходу у KTL до этого. "Четверка" - это величественный дроун-метал в отсутствии характерных металлических оборотов, яростный, немилосердный эмбиент, упоительный, дурманящий нойз, вскрывающий черепную коробку шугейз - словом, виртуозная игра противоречий, таящая в себе немало сюрпризов даже для искушенного меломана. Собрать альбом воедино дуэту помог Джим О'Рурк (Jim O'Rourke), легендарный музыкант и продюсер, работавший с Sonic Youth, Nurse With Wound, Stereolab и Джоанной Ньюсом (Joanna Newsom). А за ударные встал Ацуо Мизуно (Atsuo Mizuno) из неистового японского трио Boris. Такие люди точно не подведут.
Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Antony and
the Johnsons, Morrissey, Franz Ferdinand, Telefon Tel Aviv.
Asobi
Seksu, Squarepusher, Zomby, U2.
The Prodigy, Junior Boys, Lily Allen, Рубль, SPC-ECO, The BPA.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)