Буквально за полчаса до начала московского концерта шведских "умных металлистов" Cult Of Luna корреспондент Звуков.RU пробрался в гримерку к музыкантам и успел обсудить закат пост-рока, классовое неравенство, теорию вероятности и тяжесть славы.
Звуки.RU: Последний альбом Cult Of Luna - "Eternal Kingdom"
сильно отличается от всех предыдущих работ группы. Что привело к такому
стремительному утяжелению звука, и неожиданным решениям, вроде использования
духовых инструментов в нескольких песнях?
Йоханнес Перссон (Johannes Persson - лидер группы): Мы всегда старались
не останавливаться на достигнутом. Время идет, сменяются источники вдохновения,
меняется и сама музыка Cult Of Luna. А вот почему же это произошло именно так,
а не иначе - вопрос сложный. И я, и все остальные участники команды понимаем,
что альбом "Somewhere Along The Highway" был нашим наибольшим успехом,
высшей точкой, с которой непременно будут сравнивать наши дальнейшие записи. В
2006 году мы получили самую престижную музыкальную премию в Швеции - P3 Gold
awards, и, конечно же, любой успех - это и огромная ноша, бремя
ответственности. Для нас не было бы ничего проще, чем сочинять песни в духе
SATH, и, думаю, некоторое время мы бы протянули на старом материале. Но зачем?
Мы не сомневались в свое решении: повернуть на 180 градусов, взять курс на
неизведанное, оставить позади уже возделанное поле, и все только потому, что
нам так этого хотелось. По мне, так вся пост-рок/пост-металическая сцена
последнюю пару лет находится в глубоком застое. Каждый умник думает, что можно
теребить гитару с подключенной delay-примочкой - и вот ты уже играешь пост-рок!
Это полная чушь.
Звуки.RU: Куда же направляется группа после выхода "Eternal Kingdom"?
Йоханнес Перссон: Я не могу сказать, поскольку я сам еще не уверен в
выборе пути. У нас есть несколько идей, но мы пока еще их даже не обсуждали
подробно. Впервые мы начали серьезно задумываться о новом альбоме
буквально-таки вчера - только попав в Москву. Здесь с первых минут мы стали
замечать вещи, мимо которых нельзя пройти безразличным. Это сильно вдохновляет,
не исключено, что в новом альбоме CoL будут песни связанные с Россией.
Звуки.RU: В основе последнего альбома лежит книга "Tales From Eternal
Kingdom", ее написал некий обезумевший тюремный заключенный по имени Хольгер
Нильсон, осужденный за убийство жены. В его книге, или точнее,
беспорядочных записях, он обвиняет во всем случившемся самого сатану в обличье
цыгана, и его ужасных приспешников. Получается, что вы нашли дневник Нильсена
перед тем, как решили записывать альбом? Или же у вас уже были какие-то
соображения по поводу новых композиций, но вы решили их отложить в сторону?
Йоханнес Перссон: Да, это было задолго до того, как мы приступили к
студийной работе. Мы нашли чертову книжку в старом здании психлечебницы, где мы
репетировали еще до начала тура в поддержку "Somewhere Along The Highway". Как
раз в ходе этого турне мы выпустили футболки с изображением диковинного
существа, похожего на помесь лося с кроликом. Это создание - один из персонажей
"Tales From Eternal Kingdom". Так что наши соображения насчет нового альбома
вызревали достаточно долго.
Звуки.RU: А вы никогда не думали о том, чтобы опубликовать эту книгу?
Йоханнес Перссон: Мы не можем издать записки Нильсона, поскольку они нам
не принадлежат! Они находятся в собственности музея в городе Вастерботтен. У
нас дневник пробыл всего лишь пару недель, и за это время я переписал его от
руки. Но в наших песнях мы старались передать сюжет как можно ближе к
оригиналу. Хотя, мысль о том, чтобы издать это в виде книги, мне уже не кажется
столь чуждой.
Звуки.RU: Сейчас вы подписаны на лейбл Earache Records, где выпускались
альбомы таких групп, как Godflesh, Carcass, Iron Monkey и
Napalm Death...
Йоханнес Перссон: Уже нет! Действие нашего контракта прекратилось совсем
недавно. Теперь Cult Of Luna больше не будут ввязываться в это дело, никаких
звукозаписывающих компаний, с этого момента мы будем справляться со всем
самостоятельно. Потому что нет смысла отдавать кому-то деньги за сомнительно
сделанную работу, когда дешевле и проще обходиться со всем самому. Хотя наши
отношения с Earache Records остались теплыми, в марте они выпустят концертный
DVD под названием "Fire Was Born". Я думаю, что все группы из их ростера
давно осознали, что сделка с лейблом несет, как и положительные новшества в
жизнь коллектива, так и отрицательные. Немаловажны здесь и личные отношения с
представителями компании, увы, они не всегда складывались так, как мы бы этого
хотели - и нам будет проще без подобной головной боли.
Звуки.RU: Вы были совершенно правы, когда говорили об упадке
пост-металической сцены, слишком наводненной бездумными и ужасно скучными
клише. Но откуда растут ноги у этой проблемы? Может быть, потому что начинающие
музыканты ничего не понимают в той музыке, что они хотят играть, не знают ее основ?
Йоханнес Перссон: Я думаю, что незнание основ - это не недостаток, а,
наоборот, блестящее достоинство любого металлиста. Не имея ни преград, ни
идиотских канонов и правил, ни подавляющего волю чужого примера, гораздо легче
ненароком создать выдающееся, непохожее ни на что произведение. Музыкант должен
быть творцом, а не библиотекарем. Многие вещи рождаются интуитивно, без
ежеминутных размышлений на тему: "A как бы в моей ситуации поступили бы
Джастин Бродрик, Скот Келли или кто-то там еще?". Проблема-то как раз в
том, что все бездумно копируют чужие находки десятилетней давности, не пытаясь
добавить к этому ничего своего! Да и к тому же излишняя популяризация никому
еще никогда не шла впрок. Мы, как и все уважающие себя музыканты (смеется),
никогда открыто не причисляли себя к пост-металу или чему-то еще: мы всего лишь
делаем то, что нам нравится. Конечно, глупо отрицать то, что люди соотносят
Cult Of Luna именно с этим жанром, но это не сильно беспокоит нас. Забавно, но
мы никогда не заключали себя в узкие рамки какого-то стиля, как это делают
некоторые наши фанаты: сами мы слушаем самую разную музыку: джаз, фолк,
множество поп-исполнителей...
Звуки.RU: Десять лет назад, когда история Cult Of Luna только
начиналась, вы могли представить себе, что подобная музыка будет пользоваться
столь неистребимым спросом?
Йоханнес Перссон: Я никогда не мог представить себе, что все обернется
таким образом. Тогда, в 98ом, нас было четверо: Клас (Klas Rydberg),
Эрик (Erik Olòfsson), Магнус (Magnus Líndberg) и я. Мы
ничего на тот момент не хотели, кроме того, чтобы играть в свое удовольствие.
Сегодня вспоминая произошедшее, я до сих пор не могу понять, как же
стремительно все это произошло - первые концерты, местечковая известность, а
затем, без малейших прелюдий, заключение контракта, турне по другим странам...
Мне не по себе от того, что я вот запросто сижу в гримерке в Москве, ожидаю
начала собственного концерта - это невероятное чувство. С годами проведенными
внутри Cult Of Luna я познал немало странных ощущений, которые приносит
известность. Одно из них связано с тем, что когда я был ребенком, я как и все
мои сверстники, боготворил некоторых музыкантов. А теперь я попал на
противоположную сторону - множество людей делают из нас целый культ, и я не
нахожу в этом ничего хорошего, тем более, что к этому быстро привыкаешь.
Тщеславие - это наркотик, и от него нужно держаться подальше.
Звуки.RU: А кто был вашим кумиром в детстве?
Йоханнес Перссон: Когда я был совсем маленьким, я обожал Уго Санчеса
(мексиканский футболист, нападающий, чей пик славы пришелся на 80ые года -
прим. авт.). Будучи подростком, я слушал много хардкора и не расставался с
кассетами таких команд как Snapcase и Earth Crisis, Youth Of
Today, Minor Threat и тех, чьи имена я даже не припомню.
Звуки.RU: Вы много играли вместе с американцами Mastodon, вас
что-нибудь объединяет с этими ребятами: взгляды, идеи, образ жизни?
Йоханнес Перссон: На самом деле совсем нет, я бы даже сказал, что мы во
многом смотрим на вещи с противоположных позиций, особенно в том, что касается
творческого подхода. Но мы сходимся на любви к музыке, да и вообще, они
классные парни (смеется).
Звуки.RU: В песнях Cult Of Luna немало острой социальной критики и
политического протеста. Сейчас вы много путешествуете по миру, замечаете ли вы
какие-то общие болевые точки для разных стран, глобальные проблемы не знающие границ?
Йоханнес Перссон: В мире есть два источника зла. Первый, это дисбаланс в
обществе, страшная пропасть между богатыми и бедными, только растущая с годами.
Вчера в Москве я стал свидетелем одной из самых ужасающих картин, что мне
доводилось видеть в жизни. Мы были недалеко от Красной площади, там в мостовую
вделан металлический круг, в котором стояли молодожены и они бросали мелочь
нищим старухам, сражающимся за каждую монету. А свадебный фотограф крутился
вокруг и снимал все это на камеру. И это в стране, в которой всего лишь
двадцать лет тому назад охранялись идеи равенства, в стране считавшейся
оплотом коммунизма! Это первая и важнейшая болезнь общества, и, на мой взгляд,
она заключается не только в разнице состояния отдельных людей, и даже не
классов - это проблема неравенства целых государств. Вторая проблема - это
религия: рознь между отдельными конфессиями, насилие на этой почве, а также
нехватка логического, рационального мышления. Причем, мне кажется, что эти две
проблемы идут рука об руку.
Звуки.RU: То есть, вы против религии?
Йоханнес Перссон: Не совсем так, но, на мой взгляд, если ты веришь во
что-то, то ты должен иметь хорошие причины к этому. Если, например, я верю в
теорию эволюции, то я смогу прочесть множество книг на эту тему, сходить в
музей, и убедиться в чем-то самостоятельно. Или же теория вероятности, за ней
тоже стоят доказательства, которые я способен понять и уяснить. А что же с религией?
Звуки.RU: Хм, а вы и вправду понимаете теорию вероятности?!
Йоханнес Перссон: Нет, но... (смущенно) Хорошо, есть вещи, в которых
необходимо доверяться чужому авторитету, но их, как мне кажется, не так уж и
много.
В этот момент за стеной начали свое выступление москвичи Made In China, мигом заполонив весь клуб грохочущим гитарным ревом и резкими взвизгами вокалиста. Йоханнес наклонился над диктофоном, скрывая возникшую неловкость, остальные участники группы удивленно поглядывали в сторону площадки, приговаривая: "very brutal sounds" и "it's inhumane".
Звуки.RU: Давайте отвлечемся от темы деизма, и вернемся к основному
предмету нашего разговора. Итак, вас восемь человек, как же вы распределяете
роли в команде и не сложно ли принимать решение столь обширным коллективом?
Йоханнес Перссон: Напротив, это облегчает нашу задачу! У нас никогда не
бывает нехватки идей и ощущения какого-то тупика, мы все делаем сообща и
постоянно собираемся, обсуждаем происходящее. Несмотря на то, что мы больше не
живем все вместе в Юмене, мы стараемся выбирать удобные места для встречи и
делать это по возможности регулярно и полным составом.
Звуки.RU: А чем занимаются участники Cult Of Luna помимо музыки?
Йоханнес Перссон: Я работаю в большой кинокомпании, Эрик - графический
дизайнер и фотограф, Эндерс (Anders Teglund) работает на радио, Андреас
(Andreas Johansson) - фельдшер в больнице, Клас работает на складе,
Магнус - подрабатывает звукотехником, Томас (Thomas Hedlund) -
разнорабочий. Мы стремимся не зависеть от группы в финансовом положении, мы не
хотим, чтобы наше творчество стало для нас единственным источником дохода,
обычно это ничем хорошим не заканчивается. Времени, конечно, не хватает, тем
более, что я играю еще и в другой группе (Khoma) и стараюсь уделять
внимание близким, но я не жалуюсь, я сам выбрал такую жизнь. Самое тяжелое
конечно - это скука во время длительных переездов.
Звуки.RU: Со времен самого первого релиза Cult Of Luna, совместной
семидюймовки с вашими соотечественниками Switchblade вы больше ни разу
не записывали сплит-дисков, хотя многие ваши коллеги уделяют подобным альбомам
большее внимания, полагая, что это хороший способ раскрутить неизвестную
команду или же, напротив, самим приобрести новых поклонников. Почему же
отказались от коллабораций?
Йоханнес Перссон: Все как-то не получается, да и в целом наши методы
студийной работы мало кто выдержит (смеется). Мы очень ответственно подходим к
записи, можем репетировать целыми сутками, но в самой студии мы никогда не
сидим по долгу - мы идем туда, только если мы абсолютно уверены в том, что у
нас есть. Немалую роль здесь играет то, что аренда хорошей студии стоит очень
дорого. Поэтому мы предпочитаем записываться реже, но лучше.
Звуки.RU: Приятно это слышать, поскольку сейчас в среде экстремально
тяжелой музыки пошло такое поветрие, когда многие, даже очень уважаемые
музыканты записывают свой каждый гитарный шорох, раздувают его до масштаба
целого альбома, естественно, абсолютно кустарного характера, а затем повторяют
этот рецепт до изнеможения. И так они выпускают по десять альбомов в год.
Йоханнес Перссон: Я категорически против такого конвейера! Во-первых,
это неуважение к собственным поклонникам, которым придется все это
прослушивать, чтобы расставить по местам. Во-вторых, это банальная графомания,
когда человек сам уже не может от чего-то отказаться, неспособен уничтожить все
заурядное, оставив только стоящие вещи. Даже теперь, когда Cult Of Luna стали
независимыми от музыкального лейбла, мы будем стараться выпускать наши альбомы
не чаще одного раза в два-три года. Мы не хотим, чтобы в нашей дискографии были
темные пятна.
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)