На афише к этому концерту особенно выделялись две надписи: большая - Cult Of Luna, и поменьше - Made In China. Так, будто вторая надпись относится к первой: группа Cult Of Luna, сделано в Китае. Но мы то знаем, что Cult Of Luna - знаменитая шведская пост-метал/сладж группа, а Made In China - молодые российские пост-хардкорщики, мало кому известные, но уже записавшие один альбом. Выступление этих групп состоялось 21 декабря на новой московской концертной площадке - рок-клубе "XO".
К сожалению, организация мероприятия оставляла желать лучшего. До начала концерта публику не пускали в клуб. На часах было 19:15 (в то время как начало было заявлено на 19:00), а охранник прогонял всех желающих войти внутрь фразами типа "нельзя, так решили организаторы" и "все вопросы к организаторам". Очередь нарастала на улице возле клуба, люди мёрзли на морозе, недоумевали, стучали в дверь. Пожалуй, это оказалось единственным негативным впечатлением вечера.
Концертный зал "XO" оказался необычным: вдоль одной стены - укромные беседки со столиками, укрытые полумраком, вдоль другой - деревянные кресла, похожие на троны, а в центре - коридор, ведущий к сцене, он же танцевальный партер. Из-за плохой организации зал заполнялся медленно, поэтому даже в 19:30 в танцпартере можно было совершенно свободно занять любое стоячее место. На задник сцены было натянуто широкое полотно с изображением демона с обложки последнего альбома Cult Of Luna "Eternal Kingdom" (2008). Причём этот демон, похожий на смесь филина и кабана, висел прямо за барабанной установкой, так что издали казалось, что он за ней восседает, раскинув над сценой могучие крылья. Впоследствии барабанщики играли на этом фоне. Барабанщик за установкой надрывается, а за его спиной возвышается демон с горящими глазами - зрелище словно из фильма ужасов.
Разогрев в виде Made In China начался с опозданием на час. На сцене появилось четверо музыкантов: вокалист, гитарист, басист и барабанщик. Вокалист, полный небритый парень, похожий на большую плюшевую панду, выскочил на сцену без обуви - в белых носках - и принялся боксировать с невидимым противником. Далее началась музыка, лихая, шумная, похожая на спутанный клубок с торчащими вкривь и вкось нитками, но с непростыми и мелодичными басовыми партиями. Слушаешь: вроде шум, гам, драйв, а внутри всего этого безобразия - чёткая мелодия на пятиструнном басу. Вокалист бесновался: валялся на спине, дрыгая ногами, становился на колени и так сидел, закрыв глаза и голося в пустоту, словно обращаясь к невидимому божку. Устав, он присел на край возвышения для барабанной установки, но сидел на нём, как на электрическом стуле, как в последний раз, дёргаясь в конвульсиях. Вообще вокал у Made In China своеобразный, шуточный. Отчасти это лопотание на псевдокитайском языке, отчасти - крик, визг и хрюк, но чего ещё ожидать от группы, которая даёт песням названия типа "All Robocops Are Bastards" и "Сахарный Тростник Пандой Согнутый Вдвое". Юмора и дуракаваляния в их творчестве не меньше, чем драйва. Несколько зрителей, вдохновлённые такой музыкой, устроили подле сцены сёркл пит (circle pit) - т.е. бег по кругу друг за другом. Со стороны это похоже на движущуюся воронку или водоворот. "Китайцы" отыграли минут 40, исполнив, помимо всего прочего, одну из лучших своих песен "Грендайзер" (любители аниме, ау!) с дебютного альбома "Появление Злодея" (2008). После выступления вокалист прокомментировал всё произошедшее в микрофон: "Что-то х***я какая-то получилась, если честно". Часть зрителей громко отозвалась: "Точно, х***я!". Пока остальные музыканты уносили своё оборудование со сцены, вокалист попытался развлечь публику вокальными экспериментами, которые частично напоминали композицию "Bbox bonus" с уже упомянутого альбома. Также это было похоже на кривлянья Майка Паттона (Mike Patton), например, на вопельки из великолепной "Litany IV" с альбома Джона Зорна (John Zorn) "Six Litanies for Heliogabalus" 2007 года. Но Майк, конечно, голосит более изобретательно и шизофренично.
Шведские "лунатики" не заставили себя долго ждать, и сами вышли настраивать свои инструменты, без техников, причём их коллективная настройка звучала как отдельная композиция, но более экспериментальная, чем альбомные вещи. Потом всё это плавно перешло в низкий гитарный эмбиент, а точнее - во вступление к первой песне "Dark City, Dead Man". И далее понеслось - долгий, беспрерывный и изнуряющий концерт. Три гитариста на одной сцене, очень плотное гитарное звучание, похожее на тяжёлую, медленно надвигающуюся стену. Одним словом, музыка медленного апокалипсиса. Раз! И клавишник группы Андерс Теглунд (Anders Teglund) оставляет свой инструмент и залезает на решётку справа от сцены, висит на ней и трясёт головой. Два! И один из гитаристов сходит со сцены на выступ, тянущийся вдоль стены, прислоняется спиной к стене и продолжает играть там, над головами зрителей, с закрытыми глазами. Три! И другой гитарист, тощий, как узник концлагеря, уже не играет на гитаре, а просто трясёт её в руках, как душитель, терзающий жертву. Иногда он делается похож на марионетку, его движения становятся резки и конвульсивны, он то стоит прямо, то наклоняется почти до самого пола, не переставая при этом играть. Четыре! И вокалист Made In China уже возле сцены, не в роли музыканта, а в роли простого фаната, слэмится и бушует наряду со всеми. Во время медленных композиций все "лунатики" покачиваются и вздрагивают со своими инструментами, словно погружённые в вязкий кисельный транс. И музыка тяжёлыми волнами поднимается над сценой и разбивается о их плечи.
Весь концерт с потолка свисает петля, похожая на заготовку для висельника. Откуда она там взялась и зачем - непонятно, но вот вокалист Клас Рюдберг (Klas Rydberg) поднимается на возвышение для барабанной установки, и его голова оказывается на уровне этой петли. Смотришь на него и думаешь: сейчас полезет в петлю! Но нет, Клас допевает и благополучно спускается. А в зале вспыхивают то слэм, то мош, то некое подобие стэйдж дайвинга - когда человека поднимают над толпой и носят на руках. Причём, музыка Cult Of Luna не очень подходит для столь буйного выражения эмоций, есть в этом плотном звучании замораживающий, гипнотизирующий эффект. Но российской публике всё нипочём, главное, чтобы музыка была тяжёлая - и пятки сами чешутся и несутся в пляс. Кстати, сцена в "ХО" очень высокая, из танцпартера на неё забраться непросто.
В общем: почти два часа в компании семи музыкантов, которые отыграли настолько мощно, что лично у меня не было желания вызывать их на бис - не потому, что не понравилось, а потому что устал. А музыканты и не вышли. Возможно, многие тогда понимали, что больше уже не надо, иначе и впрямь наступит апокалипсис, и потолок рухнет (в нём, кстати, и без того были мрачные, не залатанные дыры, сквозь которые проглядывал следующий этаж). Музыканты постарались на славу, в частности, широко представили последний, ещё свежий альбом: "Following Betulas", "Owlwood", "Eternal Kingdom" и в самом конце концерта "Ghost Trail". Последняя длинна и разнообразна настолько, что кажется, будто это не одна песня, а целых три. Если такую разбить на части, то получится целая EP'ишка.
Подытоживая: для любителей пост-метала этот год завершился ударно. А ведь скоро, уже в феврале, в Москву нагрянут с концертом мастера дроуна, канадцы Nadja. Копите силы.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)