Музыка группы Центр - не от мира
сего. При этом все ее песни
- исключительно заметки о повседневной жизни. Но заметки предельно
отстраненные. И это логично. Глаз глазом не увидишь - нужно хотя бы зеркало.
Поэтому Василий Шумов - основатель группы, некоторое время
представлявший ее единолично,
раз за разом проникает в наш повседневный мир извне,
садится в центре, и, оглядываясь по сторонам, без особого выражения рассказывает
о том, что происходит, происходило или могло бы происходить вокруг выбранного
им наблюдательного пункта. Так было, когда Центр записывал в 80-х один
полукустарный мини-альбом за другим. Такое положение дел сохранилось и на
рубеже веков, когда группа практически растворилась во внутренностях шумовского
компьютера. Так, похоже, будет и теперь, когда Центр вновь превратился из
нескольких людей, раскиданных по миру и связанных оптоволоконным кабелем, в
действующую команду.
Творчество "Центра" - эдакий монстр доктора Франкенштейна, скроенный из разнородных частей и оживленный при помощи запретных знаний. Переизданные сплитом альбомы "Цветок и Мотылек" (1984) и "Учитесь Плавать" (1986) - это сочетание ностальгических переливов какой-то морально устаревшей органолы, стуков и шипения примитивного ритм-компьютера, кое-где поддержанного треском разновалиберной перкуссии ("Джамайка"), небрежных гитарных риффов Валерия Виноградова в традициях гаражного рока и безучастных заметок Шумова о быстротечной жизни ("Махаон"). Особенно пугающе звучит спетая хором зомби блюзовая вариация на тему "Первым делом - самолеты..." Только в "Миранде" и некоторых номерах с "Учитесь Плавать" Шумов по-настоящему пытается петь - в прочих номерах он предпочитает ВЕЩАТЬ. Пересказывает за три минуты сюжет "Острова Сокровищ" ("Эсмеральда") или рассматривает одно и то же явление в различных контекстах ("Подземный Ход").
Альбомы, о которых мы сегодня поведем речь, немного разные. "Цветок и
Мотылек" - менее причесанный.
"Учитесь Плавать" - более концентрированный. Но это, наверное, лишь
потому, что там и ритм-компьютер лучше (хотя партий ударных как таковых, нет, а
есть лишь включамые по умолчанию биты), и бас играет плотнее.
В конце 80-х Шумов перебрался в Штаты. Практика собираться в Лос-Анжелесе для
записи (1993) или в Москве для концертов (1998) вскоре была отвергнута, и
музыканты перешли в режим общения посредством серверов удаленного
доступа.
Программы "Пластикозаменитель" (2000) и "Курс Доллара" (2001)
представляли собой т.н. "минимальное техно" с элементами транса, общая же
концепция не изменилась - безучастные заметки о повседневности, самим фактом
безучастности выставляющие таковую повседневность в неприглядном или попросту
нелепом виде ("Быстро И Безболезненно"). Альбом полон инструменталов
("ПЗ") или композиций, где звучат не несущие особой смысловой нагрузки
электронные голоса. Хотя когда одуряюще монотонный электронный бит
сопровождается рефреном "Платят вроде хорошо...", и все это носит
название "Наичистейшая Ненависть", лишние слова и не нужны. Фразы
вырываются из привичного контекста ("Водочные Прения"), а то, что всеми
подразумевается, но никем вслух не произносится, Шумов произносит с нарочито
гипнотическими интонациями. Самая большая удача этого периода - сатирическая
звуковая композиция с говорящим названием "Мягкая бумага плейлиста радио "Формат"".
В тот период Шумов особенно подчеркивал, что создает свои альбомы "на
компьютерах с использованием софтверных синтезаторов", и ничего
аналогового, кроме голосов участников записи, здесь не услышать. Cудя
по сочинению "Принтер Не Отвечает", никакого пиетета по отношению к
новым технологиям не испытывал, и это хорошо.
Во второй половине 2000-х круг замкнулся. Василий Шумов
все больше времени
проводит в Москве, а "Центр" вновь приобрел первичные признаки группы. На альбоме
"У Прошлого Нет Будущего" вернулся к игре на гитаре Валерий Виноградов -
на сей раз в компании с сыном Алексеем, отвечающим теперь за клавишные.
Правда гаражные риффы ушли в прошлое, уступив утробному рычанию в стиле
индастриэл ("Эс. О. Вэ. О. Ка.", "Амынет"). Что до Алексея, то мне
случалось наблюдать, как ему со своими синтезаторами однажды пришлось подменять
басиста в клубной кавер-группе, и хиты Poison вдруг зазвучали так,
словно бы их исполняли Sigue Sigue Sputnik. На новом альбоме треки
"Грандиозна" и "Непотопляемость" пронизаны упругим грувом
синтезаторных басов. Идеальная ритм-секция наконец-то изобретена - и что с
того, что бас и барабаны там и рядом не бродили. Шумов вновь оперирует
осмысленными текстами, а не отдельными фразами, но смысл их тот же, что и
прежде - пускай окружающий комментатора мир и изменился.
Говоря языком математики: ни одна замкнутая система не может быть полностью
объяснена из самой себя. Мир людей нуждается в комментаторах. В тех, кто без
особых эмоций расскажет все, как есть. Такова историческая миссия группы Центр.
Купить альбомы "Центра в хорошем
разрешении можно на Звуках.
Раскрыв западную энциклопедию
независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."
Подробности из жизни:
Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)