Summercase'07 (Барселона, 13-14 июля)
Сапоги на свалку! Оказаться в жаркой Испании на фестивале Саммеркейс (Summercase) почти сразу после грязного хэппенинга в Роскильде (Roskilde) - все равно, что попасть на курортный пляж после прополки картошки. И там и там - свои достоинства: в Дании - музыка, в Испании - погода. Summercase, юное создание (всего два года истории), фестиваль-перевертыш, проходит одновременно в Мадриде и Барселоне, с одинаковым лайн-апом. Несмотря на то, что в столице была предусмотрена более насыщенная программа для прессы (в частности, пресс-конференции) - Звуки предпочли город-пляж Барселону.
В отличие от некоторых иных больших фестивалей Европы, Саммеркейс произошел почти незамеченный большинством городских обывателей; и только скудные афиши на улицах да синие браслеты на запястьях фестивальщиков выдавали событие. На месте - ни тебе фестивальных фриков, ни флагов - или вообще, каких-либо арт-объектов. Кроме, собственно, самого странного, футуристичного комплекса Parc Del Forum - где и проходил фестиваль. Расположен он в нижнем правом углу Барселоны - и не помещается на некоторые, наиболее популярные, карты города. Именно там, в течение двух дней с шести вечера до шести утра играли прославленные монстры и прекрасные дебютанты. К чести организаторов Саммеркейса следует заметить, что отечественная (испанская) сцена тоже не была обделена - такие группы, как Astrud, Miqui Puig y el Conjunto Electrico, The Sunday Drivers застолбили местечко в лайн-апе Саммеркейса.
Фестиваль проходил одновременно на четырех сценах - в программе они были
обозначены как "терминалы": Terminal S и Terminal N - небольшие крытые ангары с
клубным антуражем; Terminal O между ними - площадка побольше, для стадионных
рокеров; Terminal E - самая живописная сцена, внизу комплекса, на берегу моря,
с местами на ступеньках. Поскольку сцены ютились совсем рядом - минута ходьбы -
Звукам удалось посмотреть почти все желанные гиги целиком. Также не пришлось
рвать себя между сценами благодаря лаконичности большинства выступлений: самым
продолжительным концертом стали, подозреваю, James с внеплановым выходом
на бис - ну а многочисленным дебютантам выделяли всего по полчаса.
С дебютантов и начну рассказ.
Terminal S, 20.45. Лидер британо-интернационального бэнда Guillemots,
музыкант-левша с классическим образованием, человек с забавным именем Файф
Дангерфилд (Fyfe Dangerfield) выглядел слегка помятым и даже
подавленным. Может, оттого что людей под сценой стояло кот наплакал (испанцы
пошли смотреть Лили Ален (Lily Allen)). Может, Файф просто
соответствовал духу своей музыки - умный, проникновенный, меланхоличный поп,
приджазованный, прифанкованный, будто пасторальный пейзаж с толикой лукавого
авангарда. Недолгий плейлист Guillemots состоял исключительно из "козырных"
композиций с дебютного альбома "Through the Windowpane", обласканного
прошлогодней критикой. Начали с "Trains to Brazil", потом были еще "Made-Up
Lovesong #43", а также собственно титульная песня с пластинки... Файф то сидел
за электропианино, спиной к немногочисленным, но благодарным зрителям - то
вставал и брался за гитару, и тогда был вынужден поворотиться лицом к залу;
прочий бэнд скромно рассредоточился по углам. Свои щемящие, очень личные песни
Guillemots играли честно - но вяло; пока не дошли до финальной "Sao Paolo". Эта
почти двенадцатиминутная микро-опера состоит, кто знает, из двух актов: первая
часть композиции - эзотерический блюз о потерянной любви; вторая -
маршеобразная прокламация на предмет эскапизма ("Я устал от своей маленькой
глупенькой физиономии / Я не принадлежу этому месту, этим лошадиным скачкам", -
поют Guillemots). Песня будто надорвана посередине - из лирики в панк; "вживую"
"Sao Paolo" была сыграна сначала надрывно, потом отрывно - и так мощно, как ни
одна другая песня на Саммеркейсе. "Thrown Across Water!" - немногочисленные
свидетели заходились в дружном вопле. Абсолютный хайлайт фестиваля.
Terminal N, 21.50. Еще одно (после 1990s) приятное шотландское открытие
Саммеркейса - группа The View. Свой неизобретательный рокопопс сыграли с такой
страстью и драйвом - куда там бледноватой записи (в активе юнцов всего одна
пластинка "Hats Off to the Buskers" - раньше The View были кавер-бэндом, а
теперь их сравнивают не иначе, как с Arctic Monkeys). Обаятельный кудрявый
вокалист Кайл (Kyle Falconer) - натуральный фетишист: на левом запястье -
"браслеты", наверное, со всех фестивалей, на которых группе довелось выступить
этим летом; на правом предплечье - тату "The View".
Terminal E, 23.15. "Мы здесь со вчерашнего дня - как будто на каникулах", - доверительно поделился с публикой Вэйн Койн (Wayne Coyne) из The Flaming Lips. На том расстанемся с прекрасными дебютантами - и начнем рассказ о Больших Актах.
...Пока The Flaming Lips строились - испанцы нестройным подобострастным хором
объяснялись в любви харизматичному Койну: "we love you, Wayne!". Тот в ответ
несколько раз "выстрелил" в публику конфетти (после шоу я долго избавлялась от
бумажной окрошки в волосах и сумке). Во время концерта южане делом - а главное,
словом - доказали свою любовь к прославленному бэнду: изо всех сил, в меру
дурного английского, подпевали "Free Radicals", "Yeah Yeah Yeah Song" - но
особенно "Yoshimi", исполненную почти а капелла, лишь с ненавязчивым
треньканьем на муге (Moog). Сзади, исподтишка, Койна норовили обнять гигантские
поролоновые руки.
The Flaming Lips не первый год возят по миру одну и ту же программу - своего
рода "бест оф", песенный и визуальный. Тем не менее, для тех, кто видит группу
впервые - шоу FL сродни новогоднему празднику: с Санта-Клаусами в правом углу и
симпатичными испанскими инопланетянками - в левом. Впрочем, декорированная
массовка, раскиданные в публику шары, бешеные пульсации лазера, огромная
физиономия Вэйна на экране и гневные отповеди в адрес Джорджа Дабл-ю Буша
- отнюдь не главный шик в шоу: крауд-серфинг Койна в большом
прозрачном шаре - вот чего ждут зрители. В Барселоне Вэйн не стал откладывать
волнующий трип на потом - и без обиняков, сразу, в прологе, прокатился по рукам
фестивальщиков, а уже после этого, как ни в чем ни бывало, стал петь "Fight
Test".
В следующем году Flaming Lips отмечают юбилей - 25 лет: может, учудят чего
пограндиозней? Например, споют "Е Е Е-песню" в обнимку со всеми демократами
Оклахомы...
Terminal O, 00.40. Arcade Fire турят на измор: трудно отыскать такой
фестивальный лайн-ап этим летом, где бы трудолюбивые канадцы не значились в
хэдлайнерах. К Барселоне любимые "плакальщики" были совсем измотаны - и концерт
у них получился совсем неинтересный. Впрочем, даже при плотном гастрольном
графике AF находят в себе силы не повторять плейлист "от и до": в частности, на
Саммеркейсе они исполнили "Neighborhood #2 (Laika)" и "Ocean of Noise" - две
песни, которые я так и не дождалась неделю назад на фестивале в Роскильде.
Terminal S, 02.45. А вот LCD Soundsystem - под которых мне тоже довелось отплясывать в минувший уикэнд в Дании - напротив, играли абсолютно идентичную роскильдовской программу: с обязательными "Daft Punk Is Playing at My House", "North American Scum", "Yeah", "Us v Them" и плаксивой кодой "New York, I Love You but You're Bringing Me Down". Принципиальная разница вышла только в одежках: на грязном Роскильде лидер LCD Soundsystem Джеймс Мерфи (James Murphy) был в черном - на жарком Саммеркейсе облачился в белое. Интересно, что, в отличие от Arcade Fire, жидкокристаллическая саундсистема снова вломила - мало не показалось. LCD Soundsystem - будто отлаженный часовой механизм с долгим заводом.
Terminal O, 20.40. Тим Бут (Tim Booth) - лысый! Вот это да. Впрочем, преданные
фанаты (коих неожиданно насобиралось, как в лучшие времена, не одна тысяча)
были, похоже, в курсе метаморфозы Бута: лидер легендарной группы James сбрил
кудри наголо - но никто вокруг не выказал удивления.
Группа распалась в начале нового тысячелетия - а в этом году вдруг объявила о
воссоединении и даже записала пару новых песен. Барселонский лайв
реконструированных James доказал: бэнд соскучился, изголодался по публичному
обожанию.
Начали, без прелюдии, с "Tomorrow" - далее Бут скинул жилетку и, в просторной
белой рубахе, прыгнул в народ - но далеко от ограждения не ушел, всю "Say
Something" простоял где-то слева над толпой, опираясь на чью-то услужливую
ладонь и глядя куда-то в сторону моря.
Гимнообразные, пафосные припевы группы ("Laid", "Getting Away with It"),
сладострастные вертлявые движения Тима Бута - все это нашло живой отклик у
южан ("Я не думала, что в Испании кто-то знает James", - доверительно сообщила
мне одна местная поклонница группы перед концертом). Группа так не хотела
уходить со сцены - а публика так не хотела ее отпускать - что организаторам
пришлось уступить James внеплановый "бис". Я, увы, с биса сбежала - в
Terminal S, 22.00. Еще один "возвращенец" от поп-музыки, некогда лидер самой
яркой брит-поп-команды Pulp, а ныне соло-артист Джарвис (Jarvis
Cocker) отобрал
внушительный кусок аудитории у DJ Shadow (Тень выступал неподалеку на большой
сцене). Джарвис, не церемонясь, первым делом выдал параноидальный дэнс-панк
"Fat Children" - самую бодрую песню на прошлогодней пластинке. Далее артист
прошелся по скудному бардовскому репертуару - ни в коем случае не размениваясь
на Pulp; зато к финалу разразился кавером на "Eye of the Tiger" (классика
хард-рока от группы Survivor). Долговязый Джарв выкидывал неистовые коленца;
неуемно жестикулировал - ей-ей, ходячий сурдоперевод каждой песни; полежал на
сцене, закутался во флаг Барсы - вел себя отнюдь не как стареющий мэтр, но
будто шкодливый отрок. Впрочем, подобно Вэйну Койну, не забыл выказать
неодобрение политическим лидерам в песне "Cunts Are Still Running the World".
Самым занимательным элементом перфоманса стал конферанс Джарвиса: "Видите этот
волос? Возможно, он принадлежит Марку Лэнегану (Mark Lanegan) из Soulsavers...
или даже Badly Drawn Boy!" Мистер Кокер - то ли притворился, то ли вправду -
снял с микрофона нечто невидимое миру и теперь крепко держал в руке и даже
пробовал на язык. Спустя пару песен Джарвис, вероятно, вспомнил, что Badly
Drawn Boy всегда выступает в шапке (кроме того, на Саммеркейсе он был совсем на
другой сцене): "Волос определенно принадлежит Марку Лэнегану!" - радостно
сообщил сорока трехлетний артист залу. Похоже, что так: Soulsavers выступали на
той же площадке аккурат до Джарвиса.
Артист покорил.
Terminal O, 23.15. К сожалению, третий по счету и самый долгожданный камбэк
фестиваля на букву "j" - группа The Jesus & Mary Chain - заметно уступил
"разогреву".
Первым делом я обратила взгляд на ударника - уфф, все-таки не Бобби Джи (Bobby
Gillespie, фронтмэн Primal Scream, в начале года успел высказать опрометчивое
желание поучаствовать в воссоединении бывших коллег). В барабаны колотил кто-то
новый.
Все остальное выглядело по-старому - даже чересчур: немолодые мужики равнодушно
вспоминали былой репертуар (открыли мемуары с "You Trip Me Up" - захлопнули c
"Reverence"). Братья Рейды (Jim & William Reid), казалось, старались не
встречаться на сцене: Джим не расставался с микрофоном - Уильям послушно терзал
гитару в правом углу, спрятавшись за оператором. Отстраненная, самозабвенная
подача JAMC - все так; да только вживую это выглядело чересчур формально.
Впрочем, фэны уже ждут новый альбом.
Terminal E, 00.40. Французские денди в белых одеждах, дуэт Air на Саммеркейсе исполнили ровно тот же плэйлист, что месяцем ранее на фестивале Стереолето в России: новая пластинка "Pocket Symphony" плюс хиты на потребу ("Sexy Boy", "Kelly Watches the Stars", "Playground Love", "People in the City"). Я на этот раз не стала рваться к сцене: смотреть издалека сверху на Air оказалось куда приятней. Хрустальная музыка, мириады голубых огоньков в темноте и невидимое барселонское море за сценой - пожалуй, это самое восхитительное, что случилось на фестивале. Засим решила не искушать судьбу - и дабы ничто уже не испортило почти невыносимую красоту воздушного концерта, ушла подобру-поздорову лечить оглохшие уши и опухшие ноги.
Благодарим пресс-департамент фестиваля Summercase за предоставленные фотографии.
1860 – Французский изобретатель Эдуар Леон Скотт де Мартинвилль сделал первую звукозапись за изобретенном им самим же устройстве — фоноавтографе. Эта историческая запись сейчас хранится в парижском архиве, правда прослушать её, скорее всего, не удастся. Фоноавтограф предполагал только запись… »»
1970 – Пол Маккартни объявил, что больше не собирается писать песни совместно с Джоном Ленноном. Это заявление Пола положило конец существованию группы The Beatles »»
George David WEISS (1921)
Carl PERKINS (1932)
Terry KNIGHT (1943)
Richard SUPA (1944)
Gene PARSONS (1944)
Albert HAMMOND JR. (1980)
Jazmine SULLIVAN (1987)
Jackie EVANCHO (2000)