Рассказ участников Massive Attack Роберта дель Наджа (Robert "3D" del Naja, в тексте - Robert "3D") и Гранта Маршалла (Grant "Daddy G" Marshall, в тексте - Daddy G) о своей новой работе и старых заслугах получился, как и полагается людям, создавшим группу с таким названием, довольно массивным. Так что мы сочли разумным разделить это блюдо на две порции. Это - вторая, а первую вы можете прочитать здесь.
6. Совместные проекты.
...С Лиз Фрейзер (Liz Fraser), Трейси Торн (Tracey Thorn), Хорасом Энди (Horace Andy)
Robert "3D": Обычно совместный проект начинается с того, что мы записываем 3-4 трека на пробу, а потом смотрим, что из этого получается. Каждый из нас - профессионал, знает свое дело, и поэтому мы просто двигаемся вперед, как корабль, управлять которым моряки способны даже в полной темноте. С Элизабет вообще все волшебно вышло - она приехала в Бристоль, мы здорово подружились, и из нашего сотрудничества я вынес намного больше, чем просто музыку. Элизабет уникальна - она просто ходячий инструмент, у нее свой выразительный язык, свой неповторимый саунд, который бессмысленно копировать и невозможно "купить".
Daddy G: Мы счастливы, что у нас есть
возможность выбирать людей, с
которыми хотелось
бы создать что-то сообща. С которыми у нас есть точки соприкосновения, которыми
мы всегда
восхищались, - просто приглашаешь их в студию и работешь. Лиз, Трейси Хорас...
Я всегда,
так сказать, тайно желал этого сотрудничества. Для меня очень лестен тот факт,
что Трейси
и Лиз приняли мои идеи близко к сердцу, что они вынесли эти идеи на
существеннно
отличимый от прежнего уровень.
...C Шарой Нелсон (Shara Nelson)
Daddy G: Мы знакомы с Шарой по тому регги-проекту, который она делала с Эдрианом Шервудом (Adrian Sherwood) и Марком Стюартом (Mark Stewart). Ее голос настолько нас поставил на уши, что мы попросили Эдриана помочь заполучить этот прекрасный голос, и тот нас Шаре порекомендовал.
Robert "3D": Ты забыл, мы же с ней еще сингл писали - "The Wild Bunch".
Daddy G: Ой, точно. Было такое.
Robert "3D": "The Look Of Love" - это был первый трек, для записи которого мы привели целую кучу народа, сессионных музыкантов. Но были и наши "резиденты" тоже - Нелли (Nellie) и Майло (Milo). Голос Шары на этом треке - один из самых ключевых моментов. Вообще "The Look Of Love" представляет собой образец настоящего бристолького звучания, и одновременно - воплощение тенденций в звукозаписи 90-х. Очень сырой саунд - бас, ритм-секция...
Daddy G: Да, "голый" звук.
Robert "3D": Точно, голый, и поверх него - вокал. Такой саунд можно было впоследствии услышать у Тима Сименона (Tim Simenon), Bomb The Bass, Smith & Mighty, Portishead, да и мы сами частенько к нему возвращались. Нечто подобное произошло и в рэпе, когда на него большое влияние оказал R&B - вокал звучит на фоне драм-бита и ритм-секции.
...C Дебби Клэр (Debbie Clare; "Joy Luck Club")
Robert "3D": Мы, вообще-то,
по долгу службы знакомимся с огромным
числом людей,
и это
хорошо. Но иной раз появляются проблемы с концентрацией внимания. Слишком много
приходится слушать, слишком интенсивные потоки информации проходят через мозги,
слишком
тяжело оставаться в курсе всего, что происходит. Ты по уши в своих делах,
некогда голову
поднять, да и твоим коллегам-музыкантам не легче. И когда случайно выходит так,
что ты
пересекаешься с людьми, делающими настоящую музыку, такие встречи кажутся
волшебством. Я
рад, что познакомился с Дэбби, она потрясающая. С ней играет группа Oom,
- они из
Брайтона - играют классно, да и Дэбби, смешивающая опреный саунд со стилистикой
инди...
Нет, не индийскую оперу она конечно, поет, не Бомбей какой-нибудь! НУ здорово, здорово.
7. Работа над треком "Safe From Harm"
Robert "3D": На треке использованы сэмплы с альбома Билли Кабэма (Billy Cobham) "Spectrum". Когда с таким материалом работаешь, нельзя ошибаться. С другой стороны - ошибиться невозможно, в этой музыке уже есть все, что нужно. Даже если в loop-е нет вокала и дополнительных спецэффектов. А вообще я должен сказать, что во времена, когда создавалась эта песня, обычной практикой было взять чье-то произведение, зациклить, наложить поверх свои корективы, да и запустить на всеобщее обозрение, как будто ты диджей на танцполе и ни за что не отвечаешь. Никакого соблюдения авторских прав, сплошная анархия. "Safe From Harm" хорошо передает дух того периода времени.
8. В заключение
Robert "3D": На протяжении всего времени записи этого альбома
("Collected") у меня было непреходящее ощущение, что альбом наполовину
незавершен. Все никак не могли определиться с концепцией, тем более, что
постоянно чувствовали давление продюсеров. Поэтому составление альбома
происходило примерно так: "Хорошо, мы сделаем некоммерсечкий альбом", потом
"Хорошо, это будет бессингловый альбом, включающий несколько видео-треков", или
"Хорошо, ребята, придумывайте сами, что это будет". Но все равно мы оставались
при том мнении, что альбом должен отражать и прошлое, и будущее. Мне кажется,
нам удалось соблюсти этот баланс и явственно показать его людям. Вот второй
диск, как я уже говорил, в отношении демонстрации чистого искусства вышел
весьма иллюстративным. Этот двойник, на самом деле, - ценная запись. И в
духовном, и в финансовом отношении. Я уделяю много внимания проблемам авторских
прав, кстати говоря. Конечно, файлообмен - это наше будущее; обмен идеями и
энергией, безусловно, должен быть в свободном доступе, общение - это не то, на
чем надо экономить или делать деньги. Но если у тебя есть нечто действительно
ценное, люди это купят. У большинства моих друзей вся музыка, все фильмы
скачаны из инетрнета. Если бы существовали бутлег-книги, то и они пошли бы в
расход, как пить дать. Но пусть живут, как знают. Мне, например, если что-то
нравится, то я непременно должен быть законным владельцем этого "чего-то".
9. Последнее слово
Daddy G: За 25 лет, что мы друг друга знаем, у нас были разные времена. И разочарования, и даже усталость друг от друга - слишком долгий период времени живем бок о бок. Но тут уж ничего не поделаешь - природа человеческих взаимоотношений...
Robert "3D": Мужских.
Daddy G: Мужских, да. Еще добавьте ко всему особенности творческой натуры, гипертрофированные Эго... Иногда просто не сходимся, и все тут. Не знаю, что нас ждет впереди, надеюсь, что все будет хорошо. Во всяком случае, стоит пожить и посмотреть, я думаю.
Robert "3D": Аминь.
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)