Тони Левин (Tony Levin) живо
опровергает заезженные анекдоты про "тупых
басистов". Это уникальный бас-гитарист. Виртуоз. Музыкант, перед чъим талантом
склоняют головы многие профессионалы. Потрясающе
техничный инструменталист,
открывший многим своим коллегам новые горизонты игры на Chapman Stick и
виолончели. Одновременно и классик, и новатор, полный
мягкого теплого юмора и профессиональной суровости человек.
Будучи
известным широкой публике преимущественно по работе в группе Питера
Гэбриела и в King Crimson, он
создал собственную супергруппу Tony Levin Band (попробуйте найти на
современной сцене состав, в который одновременно входят барабанщик Гэбриела
Джерри Маротта (Jerry Marotta), электронная легенда Ларри Фаст
(Larry Fast), супергитарист и экс-музыкальный редактор журнала "Guitar
player" Джесси Грасс (Jessy Grass) и брат Тони, мультиинструменталист
Пит Левин!). Этому коллективу Тони отдает все свободное время и свои лучшие
композиции. Как звучит результат его усилий, мы сможем уже совсем скоро
услышать на
концерте, который Тони и его группа устраивают в Москве 20 октября. В
преддверии визита в
Белокаменную легендарный гитарист согласился дать Звукам интервью, во время
которого выяснилось, что самое частое слово, которое употребляет сей серьезный
музыкант, - "fun", а мы с вами можем считать Тони соотечественником...
Тони Левин: - Для меня и моей группы это путешествие - особого рода. Я всегда хотел посетить Россию (родину моей мамы и бабушки с дедушкой). Я и раньше пытался приехать в Россию - сначала с Питером Гэбриелом, потом - King Crimson... но в конце концов Crimson приехали в Россию, а меня с ними не было!
Звуки.Ru: - Тони, Ваша группа значится в числе номинантов Грэмми. Что Вы испытываете по этому поводу? Стремились ли Вы когда-нибудь получить эту (либо какую-нибудь еще) награду?
Тони: - Награда "Грэмми" вряд ли много для меня значит. Разумеется, очень почетно быть номинированным, но, честно говоря, я даже не понимаю, как все это произошло! Я считаю свою музыку честной и наполненной смыслом, но я отдаю себе отчет в том, что она все-таки не принадлежит к американскому мэйнстриму,- особенно тому, что звучит в Америке по радио - так что откуда бы ее могло услышать большинство народа? Тем не менее, быть номинированным довольно забавно (у меня даже есть вариант экстра-паблисити: сообщить американской прессе, что да, я вполне могу считаться студийным артистом). Я действительно полагаю, что там масса хорошей музыки, и не может быть абсолютного лидера в любой категории - на саомм деле, у всех у нас свои фавориты, и здорово, что нас всех вдохновляет музыка. Что она глубоко трогает нас...
Звуки.Ru: - Мы на прошлой неделе брали интервью у Джо Андерсона (Jon Anderson) из Yes. Он утверждает, что хочет записать с Вашим участием пластинку. Похоже, Zvuki.Ru будут первыми, кто сообщит Вам об этом. Что Вы думаете по поводу возможности такого тандема?
Тони: - Это - забавный способ получить такое известие! Но я, конечно, польщен, - Джон великий артист. Нам довелось несколько раз работать вместе, - в основном когда я присоединился к ABWH, одной из инкарнаций "Yes". Это была большая честь - не только играть великолепные басовые партии Криса Сквайра (Chris Squire) на старых композициях, но и участвовать в создании нового материала для альбома, а позже - и для половины следующего альбома (он был назван "Union" после того, как основной состав группы произвел ре-юнион.) В последние годы мне тоже несколько раз случалось играть с Джоном - когда он входил в состав тех или иных групп, с которыми я выступал. Например, с California Guitar Trio мы вместе записали классическую песню "Yes" - "Heart of the Sunrise". Это напомнило нам обоим, как весело нам обычно бывает вместе - в музыкальном плане.
Звуки.Ru: - Почему вообще участники прог-роковых групп стремятся держаться вместе? Это какая-то цеховая особенность?
Тони: - Ну, все дело в том, что на самом деле они вообще-то не
держатся вместе. Некоторые группы - да, это такая тонкая химия: мы дорожим
группами, музыканты которых держатся вместе, поскольку они звучат узнаваемо, но
при этом вместе растут как группа в музыкальном плане.
Но зачастую кто-нибудь (чаще всего это - вокалист) испытывает желание создать
какой-то отдельный проект, чтобы выйти за довлеющие рамки группы. Это решение
не всегда спокойно принимается на уровне всей команды, вызывая у остальных
участников множество возражений!
Например, в "King Crimson" мы всегда испытывали какое-то давление, постоянный
стресс, пытаясь одновременно быть в хорошей творческой форме и как группа, и
индивидуально; и одновременно - сохранять какое-то общее направление развития своей музыки.
Звуки.Ru: - Очень давно один мой приятель удостоился чести посещать занятия Роберта Фриппа. Он до сих пор рассказывает об этом как об одном из сильнейших впечатлений своей жизни и обожествляет учителя. Но Вы, наверно, знаете Фриппа совсем другим: другом, соратником по группе. Расскажите, каков он в жизни и насколько Вам интересно с ним работать?
Тони: - Действительно, я знаю Фриппа и работаю с ним на протяжении
некоторого времени. Мы впервые встретились во врем работы над дебютным сольным альбомом
Питера Гэбриела - кажется, это было в 1976 году. После этого Роберт попросил
меня сыграть уже на его сольном альбоме, а после - присоединиться к его группе.
Прежде всего, в том, что касается Роберта,- я уважаю его видение музыки. Он
также великий исполнитель, но для группы чрезвычайно важно иметь какое-то свое
видение, и я полагаю, что главная составляющая того, что есть "King
Crimson", находится где-то в недрах души Роберта. Поэтому когда у него появляется
какая-либо идея, кажущаяся мне трудной для реализации или некомфортной (типа
два барабанщика, два игрока на stick...) - я стремлюсь проглотить свою первую
реакцию и дать справедливую оценку его идее, зная, что его видение развития
"Crimson" - ценная вещь, достойная осмысления.
Разумеется, помогает и то, что мы остаемся друзьями, и что Роберт всегда
воспринимал мою игру с большой долей уважения. Когда ты знаешь, что человек, с
которым ты играешь, тебе доверяет в музыкальном плане, тебе проще следовать за
ним вплоть до тех уровней осмысления материала, которые иначе остались бы для
тебя недосягаемы.
Звуки.Ru: - Почему вообще Вы задумались о создании собственной постоянной группы при такой высокой востребованности во всех проектах коллег?
Тони: - А, это хороший
вопрос. В моей голове всегда звучала музыка, которую я хотел исполнить с
собственной группой, но у меня никогда не было для этого времени и возможности.
В конце концов такая возможность забрезжила передо мной где-то в начале
девяностых. Движение было поступательным: сначала я организовал собственный
небольшой рекорд-лейбл ("Papabear records", он, кстати, до сих пор в сети!)
исключительно для
того, чтобы аккумулировать на нем музыку, которую хотел записать. Постепенно
подбирались и исполнители. Первый альбом представлял собой серию дуэтов,
записанных мной с разными музыкантами по всему миру. Потом - трио (записанное в
пещере!). Потом - квартет, с Биллом Брафордом (Bill Bruford) на
барабанах. Начиная с этого момента, я продолжил писать комозиции, следуя своей интуиции
и не особо заботясь о продажах своих дисков, поскольку основу моих доходов
составляли гонорары от работы с другими музыкантами. Я пребываю в удачном
положении человека, который имеет возможность делать ту музыку, которую ему
хочется, и выносить ее на публику - пусть и небольшими порциями.
Звуки.Ru: - Тони, все члены Вашей группы, включая Вас самого, в свое время играли с Питером Гэбриелом. Не хотите ли Вы позвать его в свою группу, чтобы он исполнил что-нибудь на одной из записей?
Тони: - Вы забавная! Если Питеру будет предложено присоединиться к нашей группе - он обнаружит, что ее состав в точности совпадает с составом его собственной группы образца 80х- годов! Но нам и самим пока довольно весело вместе. У нас есть, что исполнить: мой материал, плюс несколько старых песен Питера (Джерри Маротта, наш барабанщик,- довольно неплохой вокалист. Еще мы иногда исполььзуем на концертах материал "King Crimson", устаиваем джемы, исполняем рок-классику (иногда это - что-нибудь из Хендрикса (Hendrix), иногда - из Led Zeppelin), а также несколько "тихих" дуэтов, демонстрирующих великолепную исполнительскую технику всех участников бэнда. Нам это доставляет массу удовольствия, да и слушатели воспринимают такую программу с удовольствием.
Звуки.Ru: - Нас всегда удивляло, что при таком разнообразии форм Ваша музыка настолько традиционна с точки зрения "контента". Большая часть Вашего репертуара может быть легче всего охарактеризована словом "классика". Не хотите ли Вы когда-нибудь поработать с академической музыкой, присоединиться к авангардистам, написать музыку к фильму, может быть?
Тони: - Пожалуй, я хотел бы написать
что-нибудь для фильма, но,
получив такую возможность, вы должны полностью сосредоточиться на этом и
усердно соблюдать заданную тему. Для меня гораздо веселее
сойти с проторенной дороги и играть для "живых" слушателей. Это - основной
кайф, это - то, ради чего я вообще пришел в музыку и то, что я больше всего
люблю.
С композиционной точки зрения, я иногда экспериментирую с формами; и, в
принципе, альбом, который мы скоро планируем выпустить, содержит несколько
интресных вещей - но он не закончен, так что нет особого смысла это обсуждать.
Звуки.Ru: - Кстати, об экспериментах. Вы известны не только в качестве музыканта, но и изобретателя музыкальных инструментов и новых приемов игры. Вы постоянно занимаетесь новаторскими разработками, или от случая к случаю? Верно ли, что иногда изобретателю инструмента просто нужен новый необычный звук?
Тони: - Называть меня изобретателем, пожалуй, неверно. Я первым взял на вооружение несколько необычных новых инструментов (the Chapman Stick, the Steinberger Bass, the NS Electric Upright и электро-виолончель), и, наверно, естественно предположить, что я их сам и сделал. Я действительно изобрел Funk Fingers - деревянные палки, которые я ношу на своих пальцах, чтобы играть на басу. Но Вы правы в основе, то есть определении реальной причины нововведений: иногда я хочу получить новый звук на бас-гитаре, чтобы разнообразить музыку, которую играю. Сама музыка - это то, что стимулирует мой творческий потенциал - и если она требует нового звука, то я буду искать его. Если же она призывает меня к классическому басовому звуку, то она его также получит.
Звуки.Ru: - У Вас есть "персональный исполнительский кошмар" или личные суеверия?
Тони: - Да, возможно, что есть. Я, к примеру, вспоминаю, как Пол
Саймон (Paul Simon) говорил мне, когда мы с ним вместе гастролировали, о
своих личных задвигах по поводу "задранных вверх" микрофонов - при том, что он
никак не мог воздействовать на звукорежиссера. Что касается меня, то
большинство моих кошмаров осуществилось - и это прекрасно, поскольку стало
понятно, что мир на этом не закончится, и шоу всегда может быть продолжено.
Вот, к примеру: в средней школе, выступая в качестве солиста в местном
Бостонском оркестре (играл я тогда, кажется, Концерт Кусевицкого для баса), я
отказывался выходить на сцену в запонках (Вы помните их? - такие
жуткие металлические устройства на манжете вашей рубашки.) Они начинали
колотиться о деку гитары всякий раз, когда я играл "фа", и чем быстрее было
вибрато, тем быстрее стук..., а чем более я нервничал, тем быстрее вибрато ...
это было ужасно!
А еще во время моего первого концерта в Карнеги-холле я
играл джаз с Гэри Бертоном (Gary Burton), и как раз во время одного из
редких для этой программы басовых соло мой ремень сломался. Пытаясь
продолжить сольную партию, я должен был согнуться как крендель, удерживая бас
на своем колене. Конечно, чем дальше я играл, тем труднее мне становилось его
держать, и в конце концов я играл практически на полу. Кошмар... интересно,
кто-нибудь из зрителей обратил на это внимание? Кто знает.
Во время гастролей с Питером Габриэлом, в самом начале тура, мы носили
крутые темные зеркальные очки-"хамелеоны". Я не репетировал с ними, и как
только мое лицо осветил первый же прожектор, я полностью ослеп: очки стали
слишком темными. Я потерял равновесие, наступил на одну из своих педалей (в те
годы не было никаких современных подсветок педалей, и вы могли догадываться о
том, какую из них вы нажимаете, только усиленно глядя под ноги), - и бас начал
выть... Я вынужден был опуститься на колени и начать выключать все педали по очереди.
Слишком дорогая цена за клевый прикид, правда?
Звуки.Ru: - Действительно. И последний вопрос: Вы играете столько лет и столь разнообразные вещи - какую композицию Вы играли чаще всего в жизни?
Тони: - Еще один хороший вопрос... заставляет задуматься. Наверно, "Solisbury Hill" авторства Питера Гэбриела - мы сыграли ее порядочное число раз с момента ее премьеры в 1977 году! Хорошие вещи приятно исполнять!
Звуки.Ru: - Спасибо, Тони, и удачи в Москве!
Тони: - Спасибо ВАМ за вопросы, заставляющие думать!
Tony Levin Band
20 октября
клуб Б2
Услышать музыку группы можно на сайтах www.tonylevin.com и www.tonylevinband.com.
Дата рождения:
6 июня 1946
1897 – Родилась Мариана Андерсон, певица, лауреат премии Грэмми в номинации "За жизнь в искусстве". Андерсон известна как первая чернокожая певица, выступившая в "Метрополитен-опера". Она исполнила партию Ульрики в опере Верди "Бал-маскарад" »»
1923 – Родилась Гелена Великанова - первая исполнительница советского шлягера "Ландыши". Известно, что Гагрин перед своим историческим полетом попросил вывестив эфир именно эту песню »»
1955 – Родился Питер Кристоферсон (aka Sleazy), участник экспериментального проекта Coil и один из самых оригинальных и влиятельных исполнителей эры пост-панка. Слизи также добился признания как художник-дизайнер, фотограф и режиссёр рекламных и музыкальных клипов. В 1975 году Кристоферсон стал одним из… »»
1955 – Родился Питер Кристоферсон (aka Sleazy), участник экспериментального проекта Coil и один из самых оригинальных и влиятельных исполнителей эры пост-панка. Слизи также добился признания как художник-дизайнер, фотограф и режиссёр рекламных и музыкальных клипов. В 1975 году Кристоферсон стал одним из… »»
1974 – Вышел первый номер еженедельного журнала People, рассказывающего новости о жизни звезд шоу-бизнеса. Тираж издания составил 1.000.000 экземпляров »»
Dexter GORDON (1923)
Roy MONTRELL (1928)
Steve HARLEY (1951)
Adrian SMITH (1957)
Сергей МАВРИН (1963)
Zachary BREAUX (1997)