Группу Yes вряд ли можно отнести к
стану самых новаторских и влиятельных музыкальных объединений нынешнего
времени, хотя именно эти музыканты, наравне с Pink Floyd, Rush, ELP
и другими стояли у истоков понятия, превратившегося позднее в устойчивый термин
- progressive rock. При этом живая легенда время от времени записывает
студийные работы (надо сказать, весьма достойные), раскатывает с
концертами по довольно-таки вместительным площадкам, - одним словом, о скатывании
в лагерь Nazareth-Uriah Heep говорить рано.
Отношения между
участниками YES известны давно и всем: они не плохие - они необычные. Зачастую
это приводит к текучке кадров, отмене гастролей, сериям громких заявлений и
т.д. Сейчас же группа, справив свое 35-летие, находится на очередном пороге
творческих раздумий. Рик Уэйкман (Rick Wakeman), например, серьезно
помышляет об окончательном уходе на пенсию, остальные же участники группы полны
сил и планов.
Джона Андерсона (Jon Anderson) нельзя назвать бессменным участником
группы, однако именно он занимает пост вокалиста YES
в течение всей своей карьеры, без труда добившись того, что именно его голос
является визитной карточкой группы. В свое время Андерсон был не менее известен
и своими совместными трудами с Вангелисом (Vangelis) и Китаро
(Kitaro), а в этом году совершенно резонно решил воспользоваться
неопределенностью в отношении будущего YES, занявшись собственной карьерой. Как
говорится, пока есть силы, то планов - хоть отбавляй. Джон
Андерсон летом этого года выпустил свой первый DVD и впервые за долгие долгие
годы посетил старушку-Европу в качестве сольного артиста, производя фурор со
своими one-man show весь сентябрь и октябрь. Нам удалось застать маэстро в фойе
гостиницы Intercontinental в Будапеште.
Звуки.Ru: - Джон, вы сейчас отправились в сольное турне. Что это значит для публики - более-менее понятно, а в чем для Вас заключается основная разница между самостоятельными гастролями и турне с YES?
Джон Андерсон: - Турне с группой означает серьезный продакшн, репетиции, работу на большой сцене, работу со светом, постоянно приходится друг под друга подстраиваться, учитывать особенности каждого из нас. Например, на гастролях я больше общаюсь с Риком Уэйкманом (Rick Wakeman) и Аланом Уайтом (Alan White), нежели чем с Крисом (Chris Squire), так как он сова, человек-вечеринка, его постоянно с утра приходится ждать в автобусе (смеется). Сейчас же я гастролирую один, со мной - лишь моя супруга и это намного более расслабляет: я не испытываю практически никаких стрессов. Ведь если группа находится в турне и кто-то себя неважно чувствует - не важно, физически или морально, - это становится не только его, но и общей проблемой. Yes - это, в конце концов, семья, и в таких случаях ничего не поможет лучше, как групповая терапия.
Звуки.Ru: - Как бы Вы могли описать в нескольких предложениях текущую ситуацию вокруг YES?
Джон: - Группа - это как автобус,
который движется вперед, оставляя
позади тысячи,
десятки тысяч километров, годы и десятки лет, и в конце концов появляются
разногласия, куда этот автобус должен двигаться дальше. Два человека хотят
ехать направо, двое хотят ехать налево, посередине остается лишь ударник: он
хочет просто играть (смеется). В таких случаях проще и эффективнее всего взять
тайм-аут и хорошенько все обдумать, пока не будет достигнуто согласия. Мы уже
оказывались в подобных ситуациях несколько раз и такой рецепт срабатывал. В
конце концов, музыка должна быть приключением, она не может быть рутиной.
Например, Рик вообще заявил, что в следующем году он собирается окончательно
уйти на пенсию. Но это он говорит сегодня, я не знаю, что он скажет завтра - это
же Рик!
Как бы это сказать, ведь история длинною в 36 лет для группы это очень
солидный и серьезный срок, - тем более для такой группы, как YES. Мы никогда не
были такими масштабными, как Rolling Stones, Брюс Спрингстин, U2 или
Стинг, и тем
не менее, мы здесь, мы живы и здоровы.
Звуки.Ru: - Это значит, что в ближайшее время Вы, Джон, сможете больше времени посвящать реализации собственных планов, не так ли?
Джон: - После окончания европейских гастролей я займусь своим оркестровым проектом с бразильским певцом Милтоном Насиаменто (Milton Nascimento), мы записали несколько совместных идей еще десять лет назад - и вот сейчас появилась возможность опробовать их в Южной Америке. Я планирую дать несколько концертов в Китае и юго-восточной Азии, Новой Зеландии, - словом, в тех местах, куда я так и не добрался с YES. У меня уже подписан контракт на запись DVD для одной мультипликационной студии. В общем, мне будет, чем заняться (смеется).
Звуки.Ru: - Я думаю, что немало музыкантов могут выстроиться в очередь, узнав, что вы сейчас не заняты YES.
Джон: - Да, кстати, я собираюсь поработать с ребятами из California Guitar Trio, записать с ними пластинку с участием Тони Левина (Tony Levin), он, правда, еще об этом не знает (смеется). Я живу в небольшой деревеньке неподалеку от Голливуда, так я периодически делаю какие-то работы с местными музыкантами. Это все на таком полулюбительском и локальном уровне, но удовольствие доставляет всем нам.
Звуки.Ru: - YES окружало не мало сплетен и слухов относительно ваших взаимоотношений...
Джон: - Мы никогда не выносили свои отношения на суд общественности, да и особо скандальной группой мы тоже не были. Конечно, у нас были какие-то разногласия и даже конфликты, но покажите мне группу, которая счастлива! Нет таких, а если и говорят, что ест -, значит, врут. На 5 процентов мы спорим и на 95 - мы соглашаемся друг с другом. Мик Джаггеру (Mick Jagger) тоже есть о чем поспорить с Китом Ричардсом (Keith Richards), еще бы, один из них "Сэр", другой - нет.
Звуки.Ru: - А что касается финансовых разногласий, вы их тоже избегали?
Джон: - Нет, на этом поприще у нас все было спокойно. Потому что финансовая часть была очень хорошо организована, и нам было не о чем спорить. У меня как-то раз спросили, что для меня главнее - музыка или деньги? Конечно, музыка: ведь деньги ты со временем начинаешь получать именно за нее. Если чувствуешь в себе способности - твори, а эмоциональная и финансовая подпитка обязательно придет со временем.
Звуки.Ru: - Какова сейчас атмосфера в группе применительно к 70-м?
Джон: - В 70-х мы были более потерянными, а с годами мы стали, как ни странно, более независимыми. Раньше это был все рок-н-ролл, а сегодня я хожу на гастролях по городу со своей любимой женой Джейн и любуюсь достопримечательностями. Я сейчас гораздо уютнее себя чувствую творчески, чем прежде. Я думаю, что все остальные участники YES ощущают то же самое.
Звуки.Ru: - Джон, в рядах YES в 90-х годах отметился и наш соотечественник Игорь Хорошев. Что это была за история?
Джон: - О, этот crazy russian (смеется). Вначале он был классным парнем, между прочим. История началась тогда, когда мне кто-то дал его запись, где он играл на фортепьяно и играл YES. Я послушал и внимательно и подумал, "Чёрт, а этот парень кто бы он ни был потрясающе играет". Диск был подписан, как Ivan Khoroshev и я позвонил этому парню: "Айван, привет, это Джон Андерсон из YES, ты бы не хотел прокатиться из Бостона в Голливуд на репетицию? Покажешь, что умеешь". Игорь был в этот момент с какого-то перепоя и просто чуть трубку не выронил от удивления. Он согласился, а потом выпалил, что он не Айван, а Игорь, а вообще он стесняется представляться русским именем Игорь, на что я возразил: "Игорь, секундочку, а Стравинский тоже стеснялся своего имени?" Это его убедило и он опять стал Игорем. Ну, а через год где-то у него началась мания величия, ему начало казаться, что YES - это он сам, вел себя, надо сказать, непозволительно, и нам пришлось с ним распрощаться. Где он сейчас и что он делает - не спрашивайте, не знаю. Он и так был парнем с какой-то мутной судьбой.
1958 – Родился Алексей Белов - гитарист группы Парк Горького »»
Ray STEVENS (1939)
Aaron NEVILLE (1941)
Michael CHAPMAN (1941)
Neil DIAMOND (1941)
John MYUNG (1967)
Оля ВАСИЛЬЕВА (1986)
Jade EWEN (1988)