Успешный журналист (или внушительный менеджер, или, скажем, интеллигентный научный работник) уходит с работы пораньше, садится в такси и куда-то едет. Через два с лишним часа он, усталый, помятый, вспотевший, но ужасно довольный возвращается домой, сняв с себя промокшую насквозь майку. Был на квартиру налет? Нет. Бойцовский клуб? Не совсем. Вероятнее всего, человек был на концерте "Гражданской Обороны". Во всяком случае, 27-го мая по залу ДС "Лужники" носились в экстазе упитанные люди среднего возраста с голым торсом, лица которых вовсе не были похожи на лица агрессивных панков. Им просто было хорошо. В городе +25 - Летов.
Со времени выхода предыдущего альбома "Долгая
счастливая жизнь", юбилейного концерта в
"Горбушке" и дискуссий о "Гражданской
Обороне" на форуме Звуков с группой произошло много удивительного. На "Нашем
радио" случились известные события, и вопрос о том, почему "ГО" не ставят в
эфир, решился сам собой - теперь ставят, а песни достигают вершин хит-парада.
"Долгая счастливая жизнь" была повсеместно признана одним из главных русских
альбомов года. В любви к Летову неожиданно начали признаваться многочисленные
уважаемые артисты, начиная с Земфиры и далее. Группа объявила о
переиздании всего бэк-каталога в новом качестве и красочном оформлении на
респектабельном лейбле "Мистерия звука". Наконец, традиционный весенний концерт
"Гражданской Обороны" прошел даже не в "Горбушке", а в ещё более статусном зале
- Дворце спорта "Лужники". Который был заполнен более чем на две трети. Да, и
вот ещё одна приятная неожиданность: на сей раз в походе на концерт
"Гражданской Обороны" не было вовсе никакой опасности - обстановка в зале была
вполне дружелюбной, каждый внимал по-своему и не мешал другим.
В общем, к очередному своему московскому выступлению "Гражданская Оборона"
подошла уже как главная русская рок-группа, без всяких скидок и оговорок. Пусть
даже альбом "Реанимация" изрядно проигрывает своему предшественнику
(это, впрочем, тема для отдельного разговора) - на фоне своих коллег и условных
конкурентов вроде "ДДТ" и "Аквариума", ударившихся в совсем
невразумительную ерунду и патологию, он все равно сверкает, как бриллиант. Но,
конечно, эта неожиданная легитимизация и всенародное признание для самого
Летова ничего не меняет. За 20 с лишним лет своей подрывной культурной
деятельности он как никто другой научился искусству быть посторонним, умению не
обращать внимания на все, что о нем говорят, убежденно заниматься своим
собственным делом. И рекламные плакаты "Нашего радио", висевшие по бокам
лужниковской сцены, не играли решительно никакой роли - "Гражданская Оборона"
отыграла концерт, не оглядываясь на них, яростно, злобно, решительно, мощно.
Все было так, как и должно было быть. Был оглушающий, сбивающий с ног и
вызывающий боль в ушах звук. Были совсем старые песни ("Детский мир",
"Мышеловка"), народные нетленки ("Все идет по плану",
"Зоопарк", "Про дурачка") и песни с новой пластинки
("Реанимация", "Со скоростью мира", "Собаки" и даже
забавный инструментал "Песня барсука"). Был безумствующий барабанщик
Александр Андрюшкин в своих неизменных черных очках, были взъерошенные
гитарные соло гитариста Александра Чеснакова. Был почти двухчасовой
концерт, закончившийся длиннейшим бисом. Было, наконец, невообразимое,
монументальное, пронзительное, вернейшее, гениальное "Русское поле
экспериментов" в финале - Летов отбросил гитару и плясал у микрофона пугающие
шаманские пляски, превращая все происходящее в таинственный ритуал.
Было весело и страшно. Был всамделишный, кровавый, оскаленный, до мурашек
пробирающий рок.
Эту группу хрестоматийным глянцем не задушишь, не убьешь, не удивишь. В начале 90-х Летов уже распускал "Гражданскую Оборону" на том основании, что её "хотели сделать частью попса". Теперь же, кажется, музыканты достигли такой степени внутренней свободы, что сколько бы ни хотели - ничего не выйдет. Они движутся в другом направлении. В небо по трубе.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)