Говоря о новом альбоме Гражданской Обороны,
можно было бы пуститься в
пространные рассуждения о статусе Егора Летова в русской рок-музыке - и
завязнуть в них по самые уши, так и не успев ничего сказать о самой пластинке.
Поэтому культурологическими изысканиями я тут заниматься не буду, тем более,
что "Долгая счастливая жизнь" вряд ли может как-то на пресловутый статус
повлиять - миф о Летове давно окончательно и бесповоротно сложился, да и этот
альбом не слишком революционен: так или иначе, это все та же Гражданская
Оборона, которую кто-то воспринимает как важную часть своей жизни, кто-то
не воспринимает никак, а кто-то считает раздутой и неоправданной легендой.
"Долгая счастливая жизнь" демонстрирует, что группа
по-прежнему жива и в условиях современной отечественной музыкальной культуры
все-таки не отказалась от собственных песен и идей (как могло бы показаться
после предыдущего альбома "Звездопад", на котором Летов занимался тем,
что перепевал советские нетленки).
Нет, кое-что, конечно, изменилось. Вот, например, саунд. В теперешнем положении Егора Летова, когда его не запрещают и не преследуют, когда ему доступны все современные звукозаписывающие технологии, следование прежней концепции грязного звука, созданного с помощью ужасной советской аппаратуры, смотрелось бы определенным позерством. На альбомах 7-летней давности эту проблему "ГО" решить смогла, записав их по-своему, и в то же время по-новому - все инструменты сливались в трудно перевариваемый комок саунда, словно катившийся на слушателя и подавлявший его своей мощью. На "Долгой счастливой жизни" все вышло по-другому - звук непривычно чист, партии баса, барабанов и гитар четко отличимы друг от друга, скупые, но мелодичные соло слышны, психоделические клавишные уверенно летят над прочими инструментами. И это, пожалуй, не в плюс - столь четкая запись, нехарактерная прежде для Летова, делает альбом немного перепродюсированным, столь тщательно выстроенная стена звука вызывает ощущение некоторой избыточности и лишнего пафоса. Но альбом это все же не слишком портит. Потому что саунд саундом, а важнее всего здесь все-таки сами песни. Летовская "долгая счастливая жизнь" - это примерно как его же "оптимизм": привычные значения слов выворачиваются наизнанку, словосочетание, обозначающее, по идее, то, к чему каждый стремится, здесь превращается в описание самой ужасной экзистенциальной ситуации, которая только может быть. Ситуации, в которой все понятно, привычно и законсервировано, ситуации, из которой нет никакого выхода, в которой человек заперт, в которой "исключеньям и праздникам - нет". Весь альбом наполнен военными образами - здесь и великолепный текст "приказ #227", и цитаты из героической "Мы за ценой не постоим" Окуджавы, и "нескончаемость вечера после войны" - и это, конечно, не случайно. Цой пел когда-то: "Весь мир идет на меня войной". У Летова все ровно наоборот - это его герой идет войной на весь мир, войной, в которой невозможна победа. Новая пластинка Гражданской Обороны к политике, которой её лидер посвятил большую часть 90-х, не имеет вообще никакого отношения, она повествует о поражении в битве с обыденностью и успокоенностью - но и о попытке прорваться куда-то за грань, очутиться "на другой стороне". Это своеобразный гимн павшим: тут и торжественные проигрыши в "Без меня", и вступительная декларация "х** на все на это - и в небо по трубе". Песни человека, который пытается бороться в ситуации, когда эта борьба заведомо бессмысленна. Летов здесь говорит о многом куда прямее и однозначнее, чем прежде, и от того некоторые песни кажутся не слишком удачными и слепо эксплуатирующими традиционные летовские приемы ("Кабуки", "Извне") - но в целом альбом все равно производит впечатление почти ошеломляющее. Та фирменная ярость, тот страшный и радостный крик человека, обнаруживающего в себе бездонную пропасть, - все то, за что Летов любим и ценим, здесь есть, и ему по-прежнему удается вкладывать все это в не слишком замысловатые песенные формы. Несмотря на все странности с саундом и присутствие нескольких не слишком удачных композиций, альбом "Долгая счастливая жизнь" кажется одним из важнейших дисков, появившихся в последнее время. И ей-богу, он звучит на несколько порядков сильнее и честнее всего того, что делают нынче большинство музыкантов, причисляемых к современному русскому року. Александр Горбачев |
Писать про Гражданскую Оборону и еще про Алису - сущее наказание для критиков:
похвалишь ли, обругаешь ли, сохранишь ли нейтралитет, - всегда найдется толпа
несогласных, готовых попортить тебе карму, а иногда и внешность. Однако
обходить вниманием эти коллективы, равно как и личности их лидеров тоже как-то
неприлично. Год назад 20-летний юбилей и новый альбом "Алисы" был обмусолен всеми
СМИ; нынче то же самое творится вокруг 20-летия "Обороны" и ее свежего релиза.
Редкий музыкальный журнал обошелся без пространных интервью с Летовым и
славословий его новейшему труду. Воистину "альбом года", - если не по
наполнению, то по количеству обсуждений.
Не вижу надобности останавливаться на подробностях создания "ДСЖ", - кому интересно, тот уже почерпнул все нужное из вышеупомянутых источников. Перейду сразу к главному: альбом - плох. Но плох он лишь для тех, кто ожидал от Летова дерзости, накала и запредела конца 80-х - начала 90-х. Ни новой "Войны", ни нового "Армагеддон-Попса", ни, тем более, еще одного "Прыг-Скока" Егор не создал. Да и не мог создать: слишком много воды утекло в реке Ине и прочих мировых потоках, слишком много лет, душевных трат, людей, событий, чувств и мыслей пришло, переработалось и ушло. Промежуточный конденсат вылился в два никаких (все познается в сравнении) альбома середины 90-х: "Солнцеворот" и "Невыносимую Легкость Бытия". Затем Егор долго занимался реставрацией и выпуском архива (своего рода аутотренинг), записал не слишком интересный сборник каверов "Звездопад" - и томил, томил поклонников обещаниями... Слишком многого все ожидали. И не так уж до фига получили. В целом "ДСЖ" может понравиться тому, кто с творчеством Летова не знаком или знаком очень поверхностно: пластинка радует слух сильным, плотным звуком, мастерскими, экономными гитарными соло (никакого сравнения с когдатошней корявостью), общим ощущением многозначительности и масштабности. Любитель ГО со стажем радостно ахнет, послушав открывающую альбом песню "На Х*й!" - вот он, подлинный Егор, вот оно, Настоящее! Песня в самом деле исключительная; она, как резко распрямившаяся пружина, бьет зло, больно и никого не жалея. Да только засада в том, что на этой песне альбом по существу и заканчивается. Во-первых, остальные не идут с ней ни в какое сравнение по энергетике и мощи, по красоте и концентрированности. Во-вторых, сам текст, перечисляющий всё, что составляет основные темы Летовских песен и предметы его интересов, с однозначным резюме-рефреном "Х*й на все на это, и в небо по трубе!", делает дальнейшее прослушивание излишним. Вспоминается "Красный смех", когда-то сочиненный Неумоевым и перепетый Летовым (а давеча испоганенный Ленинградом): "Покидая свое тело как пожарище в смертном бою, наблюдая, как тональность, уходящую веру свою..." "На Х*й!" о том же: не воспевание смерти (в трубе крематория нет ничего героического или романтического), а усталая, привычная как ноющий зуб готовность к ней. Помните, у Шварца: "Смерть, оказывается, груба, и еще грязна: она приходит с целым мешком отвратительных инструментов" - "Откуда вы это знаете, принцесса?" - "Смерть подошла так близко, что мне было видно все". Летов, при всех перипетиях его непростой жизни, до сих пор казался почти бессмертным, над-человеком, не-человеком. Тут он впервые спел о своей конечности, написав чуть ли не завещание и подбив все итоги. Да, смертный Летов, монотонно бубнящий про долгую счастливую жизнь и лишь ненадолго оживляющийся в "Ангел устал", - это трудно принять. Летов, через силу исполняющий свой летовский долг (ведь должен же, наконец, выйти новый альбом!) - это очень печально. Но вполне понятно. Сколько ж можно, в конце концов? Все лучшее он давно уже сделал. И не обо всем, что происходит с человеком, стоит вещать толпам подростков, ни во что в силу возраста и количества выжратого пива не врубающихся, однако ж свято убежденных в том, что панки - хой. Какие, к черту, панки... Прочий материал альбома, - лишь 12 бонусов к единственной стоящей песне. 11 из них ничем не плохи, кроме того, что ничем и не хороши, и один - откровенная ошибка. Это кавер-версия "Помоги Себе Сам" Машнина, - в оригинале язвительнейший, но при этом ужасно смешной рэп. Его категорически нельзя исполнять с серьезным лицом на фоне симфо-гитарных полотен: эффект пропадает напрочь. В репертуаре Летова изредка случались слабые каверы, но столь неудачного не припомню. Впрочем, и он тоже - в небо по трубе. И все остальное. Екатерина Борисова |
# | Композиция |
---|---|
1. | На хуй |
2. | Без меня |
3. | Извне |
4. | P.S.САМ ( Айя ) |
5. | Кабуки |
6. | Ангел устал |
7. | Белые солдаты |
8. | Долгая счастливая жизнь |
9. | Чужое |
10. | Вселенская большая любовь |
11. | Приказ # 227 |
12. | Песня о большом прожорище |
13. | На той стороне / На другом берегу |
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)