Культурная жизнь нашего города этим летом получилась немного странной.
С одной стороны, множество мероприятий - в частности, походов в кино. С другой,
неоднозначные концерты.
Asian Dub Foundation оказались не семью азиатами с инструментами, а
одним белым DJ-м и двумя скорее африканскими MC's, из которых один практически
молчал, а второй читал хип-хоп; да еще и играли после потрясающей команды -
SPb Ska Jazz Review - большого "живого" коллектива, и этот контраст
окончательно все испортил.
Собственно, догадливый Митя Храмцов (Добраночь) пытался обратить
внимание потенциальной публики на приписку мелким шрифтом: DJ-Set. Но, к
сожалению, не все эту информацию получили.
Отличная статья об этом мероприятии лежит
здесь, и нет смысла что-то особенное
добавлять - разве только то, что звук был просто потрясающий. Никогда такого не
слышал на open-air! Несмотря на то, что духовая группа Ska Jazz Review была
довольно большой, каждый инструмент был слышен отчетливо: вот это тромбон, это
баритон, это труба...
Мой товарищ, тоже музыкант, задумчиво провозгласил: "Наука продвинулась далеко!"
Правда, как водится, громкость чрезмерная. Особенно на ADF Sound system. Чья
злая воля заставляет звукорежиссеров на всех концертах превышать болевой порог
- непонятно, но я просто опасался за необратимые для слуха последствия.
А вот на выступлении Stereolab хочется остановиться поподробнее. Концерт представлял собой одну из акций британского консула, таких как: информирование об образовательных программах в Великобритании, проведение языковых курсов, организация культурных мероприятий и т.п. В числе прочих образовательных мероприятий, в Россию привезли одну из очень заметных современных британских групп - Stereolab.
Так уж совпало, что ко мне незадолго до того попали записи группы, в частности,
альбом "Sound Dust".
Первая реакция - ух ты, не обошлось без влияния Astrud Gilberto!
(известнейшая исполнительница музыки bossa nova).
Вторая - да это же тамошние Колибри, только с нормальным звуком! (дело в
том, что питерские "Колибри" свою классическую работу "Маленькие
трагедии" выпустили давно и за маленькие деньги. Потому там очень мало
живых инструментов, слабая студия и очень
много неприемлемых теперь по звуку синтезаторов и драм-машин).
Я переслушивал музыку Stereolab много раз, что редко получается с альбомами
других исполнителей. Пришел к мнению, что это очень самобытный и насыщенный,
несмотря на прямое отношение к современной "легкой музыке", коллектив. Потому и
на концерт шел радостный, хотя опасался, что в ТЮЗе звука быть не может.
Забегая вперед, замечу, что его действительно не было.
Концерт, конечно, начался позже, но это никого не озаботило: к тому времени как
раз собралась публика, тем более, что "разогрева" в этот раз не было.
Тихо и мягко играла фоновая музыка - еще раз подала надежду - а может,
того-с?.. Не будет привычного рева и грохота?..
Выступил сам британский консул и всех очень тронул, сам чуть не плакал.
Позже его речь на двух языках продублировала девушка, которая уже знала, что
говорить нужно в микрофон.
Появилась группа. Начал клавишник - и еще теплилась надежда на комфортный негромкий мягкий звук. Но - куда уж там... Довольно скоро умерли все надежды...
Возникло очень серьезное подозрение, что звукорежиссер на площадке был местный и абсолютно не готовый к работе. Потому что все то, что он делал, было одной большой ошибкой.
Прибежав домой и сразу переслушав записи, я пытался проанализировать причину
провала.
Сделал вывод, что "Stereolab" - группа, обязанная своему успеху в такой же
степени благодаря звуковой задумке, как и музыкальной.
Судите сами - партии инструментов у группы достаточно просты, никаких
виртуозных соло, никаких лишних нот. Когда слушаешь, вообще не делишь звучание
на инструментальный состав, а композицию на части.
Просто - вокал - и группа. Именно так:
Вокал - много, с полной передачей частотного диапазона, с мягким низом,
с очень интересными находками. Один гитарист, с которыми мы раньше играли, не
смог, кстати, их слушать, сказав: "Она же ни в одну ноту не попадает!". Это,
конечно, преувеличение.
Все "непопадания" - часть большой точной игры вокалистки, дающей потрясающий
эффект. Исполнение новой вокалистки группы полностью соответствует материалу,
таким образом Laetitia Sadier продолжет дело Stereolab образца 1992-2002
годов. Похоже, что прозвучали и старые вещи - совсем в другом стиле - ближе к
музыке retro-pop.
Инструментальная группа Stereolab звучит очень деликатно.
Без каких-то выделяющихся сольных партий, вся целиком; как лес, а не "много
деревьев". All, а не each one. Система уравнений.
Это на концерте видно, что - вот, здесь она тромбон взяла, а он вот тут -
валторну. На записи - все очень слитно, мягко, позитивно...
Что же происходило в ТЮЗе?
Группа выступала в абсолютно "живом" составе. Без диджеев, без семплеров.
Спасибо им за это, конечно. Однако результат получился очень странным.
Ощущения возникли такие, что какая-то местная клубная группа решила сыграть по
памяти один раз прослушанные треки, предназначенные для сложной фактуры, на
сподручных рок-инструментах - настолько все было раздельно и мешало друг другу.
Звукорежиссер же "помог" тем, что задрал, как водится, громкость до той
степени, когда стало больно ушам, вокал, разумеется, оказался завален, и для
"читаемости" была поднята верхняя середина. Спасибо. Тем, кто страстно желал
разобрать французские тексты, очень повезло. Не
повезло только тем, кто хотел узнать, что это за группа такая - Stereolab.
Потому что это были - не они. И вокалистка, бедная, форсировала звук, что
совсем не шло на пользу ее манере исполнения.
Я надеюсь, что в развитых странах "живые" концерты проходят иначе. Иначе
начинаешь верить, что хороший звук бывает только на фонограммах. Но как же
тогда Ska Jazz Review?
Было ощущение, что звукорежиссер, увидев гитаристов, решил - ну, вот
Стратокастер, он, значит, соло будет играть. Дай-ка я его вверх!.. А это -
вокалистка, она будет кричать, и вообще обычно все они поют не очень... И бас в
нее полезет... Дай-ка мы ее порежем...
Порезали, будьте уверены. Баланс "вокалистка и группа" был потерян, равно как и
баланс внутри самой инструментальной группы.
Получилось - никакой связи между партиями, отдельные пучки сорняков, торчащие
тут и там. Стекло "Страта", столь мною нелюбимого, тут лезло так, что уши
болели. Может быть, это не так испортило бы традиционный состав рок-группы с
четким разделением - это - риффы, это соло, бас - до-фа, барабаны - тоже ясно.
Клавишник - картошки, один раз за песню соло... И, в общем-то, как ни
"накрути", все равно понятно, что имелось ввиду. Но Stereolab такой подход
просто убил.
Ведь на записи никогда не вылезает гитара, тем более, что функцию ее не только
солирующей, но и аккомпанирующей назвать нельзя - скорее, заполнение некой
своей тембральной и ритмической ниши, очень деликатное. А здесь - "топорщилась"
сама по себе, вызывая
недоумение.
Мягкие аналоговые клавиши звучали хорошо, только оставаясь одни, обычно теряясь
в неприятном звуке чрезмерных гитар.
Как, опять же, поделился впечатлениями мой друг-музыкант: "Столько синтезаторов
на сцене, и никакого толку".
Можно понять, что в записи состав "подгоняется" по мере надобности, что сыграть
и озвучить "один в один" не всегда возможно. Но ведь и так издеваться над
публикой нельзя!
Публика очень хорошо поняла, что здесь - не танцы и не рок-н-ролльный драйв, и
пыталась слушать внимательно. Вопрос только в том, что она услышала?
Ладно, если бы на сцене выступал какой-нибудь известный русскоязычный
коллектив, с которым весь зал пел бы вместе, - глядишь, шапками закидали бы, в
духе выступлений "Ленинграда" или звезд русского шансона.
Ладно бы, была танцевальная музыка с электронной основой "дыж-бдыж" - поплясали
бы (тщательно выговаривая "я").
Но Stereolab - группа недостаточно раскрученная здесь для того, чтобы позволять
себе такое несоответствие записи, как, скажем, "Under the Bridge" RHCP в
концертном исполнении. Перед началом мероприятия вокруг постоянно звучали
вопросы - а что они играют?
Нужно понять, что мы пытаемся поспеть за развитием музыкальных событий, однако
выходит это не очень хорошо - очень мало групп занимается раскруткой в России,
так как знают, что здесь редко покупают лицензионные диски.
Потому, когда заявляется концерт "привозного" современного коллектива, большая
часть слушателей приходит познакомиться; значит, и показывать нужно высокий
уровень, соответствующий тому, что делается на Родине.
Основная идея концерта в ТЮЗе оставалась такой же - современная умная,
мелодичная, гармоничная музыка. А вот средства никак этой цели не
соответствовали - вышел абсолютный самопал.
Окончательный ответ на вопрос - Кто виноват? - давать боюсь.
Если в СССР "за все в ответе" был пионер, то на Западе обычно - продюсер. А уж
кто в ответе перед ним самим - уже не наш вопрос.
В общем, ушли мы с коллегой через сорок минут, и с огромным удовольствием
посмотрели на DVD отрывки выступления британской же команды Portishead в
Нью-Йорке: c двумя оркестрами - джазовым и классическим, дирижером, с диджеем,
тоже с женским вокалом, бас-гитарой, клавишами, барабанами, и прочим. Вот
только со специально подготовленными аранжировкой и звуком. И с потрясающим
результатом, эмоционально превосходящим альбомы!
И не нужно говорить - ну, то же NYC! Потому что просто можно было нормально
организовать выступление, подготовить звукорежиссера...
Я думаю, что можно было найти человека, который за честь почел бы поработать c
таким коллективом, и выяснить, что для этого нужно. Тем более, что выступление
поддерживала такая солидная организация, как British Council.
(И наоборот).
Ложка меда в бочку дегтя - свет был потрясающим, лаконичным, периодически сводился к монохроматизму, что очень впечатляло.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)