Мало того, что организаторы питерского фестиваля "StereoLeto" в этом году зазвали множество любопытных, статусных и очень интересных музыкантов (вкупе с тем, что единственный российский концерт Stereolab в этом году состоится именно в северной столице, Москва может по музыкально-летней части признать поражение), они ещё и с устройством постарались на славу. Во всяком случае, 3 июля в Молодежном театре на Фонтанке все выглядело так, как будто и не в России вовсе: тропинки, украшенные горевшими всю ночь мини-факелами, достаточное количество палаток с едой и питьем (так, чтобы не было толкотни), две фестивальных сцены (одна - основная - на улице, где играли хедлайнеры, другая - в помещении: ди-джеи играли там с самого начала, но подлинное её назначение стало понятно только ближе к утру, когда замерзшая на питерском ветру публика потянулась в тепло). Среди многочисленных зрителей можно было заметить спокойно наблюдающих за происходящим Евгения Федорова (Tequilajazzz) и Сергея Шнурова. Побродив по месту проведения фестиваля, можно было наткнуться на совершенно изумительные и чисто питерские закоулки, посмотреть на дом в процессе сноса, а также попробовать забраться на крышу. В общем, все было, с одной стороны, по-домашнему, а с другой - очень качественно и без традиционного разгильдяйства.
В программе фестиваля значилось много народу, но, понятное дело, почти все зрители пришли смотреть не на многочисленных ди-джеев (которые, вероятно, свое-таки отыграли), а на хедлайнеров - а уж если быть совсем точным, то на одну ровно группу. Как так вышло, что предваряли выступление Asian Dub Foundation отечественные джаз-разбойники из Spb Ska Jazz Review, сказать трудно, но стилистический контраст между разогревом и основными звездами не показался слишком радикальным, более того, бодрые пляски в городском саду под духовой оркестр как раз-таки должным образом развеселили публику. Spb Ska Jazz Review находятся в одном ряду с другими нашими джаз-панк коллективами - вроде Spitfire (составы этих групп, впрочем, пересекаются чуть ли не на 100%) или московской Пакавы Ить. Они бодры, веселы, танцевальны, джазовы, в больших дозах несколько скучны, но для начала питерской белой ночи пришлись очень кстати. Spb Ska Jazz Review переигрывали традиционные стандарты, Дженифер Дэвис пела вполне обычные, но милые джазовые песенки, публика плясала и подпевала знакомым мелодиям. Веселее всего было, когда на свой разухабистый лад питерцы интерпретировали всем известные поп-хиты вроде "Policy of Truth" Depeche Mode - зная слова, можно было устроить неплохое караоке. Надо полагать, иным питерским зрителям все эти пляски могли уже изрядно поднадоесть - и выступают в родном городе Spb Ska Jazz Review весьма регулярно, и играют, скорее всего, похожую программу - но утомить публику оркестр не успел, уступив место Asian Dub Foundation на мажорной ноте и созданном приподнятом настроении.
С Asian Dub Foundation вопросы возникали сразу при взгляде на фестивальную афишу, где рядом с красиво написанным большими буквами названием легендарного коллектива (с прилагающейся фотографией всех семерых участников) была мелкая надпись "sound system" и ещё более мелкая - "dj set". Подозрения закрадывались не самые оптимистичные - под таким заголовком вполне мог выйти один человек и начать ставить пластинки. Этого, к счастью, не произошло - но и сказать, что мы увидели ADF во всей красе и мощи, было бы большим преувеличением.
Ближе к часу ночи на сцену за ди-джейский пульт вышел небритый серьезный человек в шляпе и клетчатом одеянии - Pandit G, один из главных участников Asian Dub Foundation. Из его речевки стало понятно, что увидят зрители: "Asian Dub Foundation Sound System, 2 mc's, 1 dj, hey, Saint Petersburg!". Далее из динамиков раздался глубокий, почти сбивающий с ног бас (звук на "StereoLeto" тоже был отстроен отлично), на экранах начали проецироваться кадры с изображениями арабских кварталов мегаполисов, а из-за сцены раздались голоса тех самых MC. В самом начале ди-джей ADF обнадежил публику сэмплами с одной из композиций последнего альбома - казалось, вот оно, сейчас выскочат бодрые радикалы и начнут напевать-начитывать знакомое-любимое, ну а то, что живых инструментов нет, это ничего, обойдемся. Парни и правда выскочили - вот только чем-то, хоть сколько-то близким к альбомам ADF, на сцене и не пахло. MC читали жесткий, бодрый и зажигательный хип-хоп - продержав публику 10 минут в ожидании своего выхода и выпрыгнув на сцену в самый кульминационный момент, они, конечно, всех очень порадовали, пляски начались нешуточные, а самые отчаянные взбирались на сцену для того, чтобы потом полететь в объятия толпы (чему музыканты были только рады). Музыкальной подкладкой к речитативу служил в большинстве случаев крепкий, суровый и быстрый брейк-бит, или джангл, или ещё что-нибудь такое. Ди-джей менял пластинки, MC прыгали и принимали красивые позы - и через 15 минут стало понятно, что драйв от этого активного, но несколько однообразного сета почти прошел, а Asian Dub Foundation во всей красе - с их смесью арабских ритмов, тяжелой музыки, даба, хип-хопа, политического экстремизма и ещё много чего - мы так и не увидим. Рэперы старались донести содержание своих радикальных телег всеми силами - заставляли зрителей повторять за ними фразы "there's no justice" и "fuck the police", а также многократно повторили название своего прославленного коллектива и города, куда они приехали. Слушалось закономерно, но скучно, однообразный бит в конце концов утомил окончательно - а Asian Dub Foundation Sound System, отыграв положенные полтора часа, ушли со сцены.
В общем, впечатления первая часть "СтереоЛета" оставила смешанные. С одной стороны - очень душевная и приятная атмосфера и организация, песни, пляски и общая летняя радость. С другой - все-таки практика написания самого главного на афише мелким шрифтом не может особенно радовать. Объяви организаторы сразу, как все будет, глядишь, и народу бы столько не было, и из Москвы люди бы специально не приезжали - но было бы ли это на руку организаторам? Впрочем, особенных претензий им предъявлять не стоит: и на ту часть ADF, что была в Питере, посмотреть определенно стоило, да и "StereoLeto" только начинается. Дальше - The Orb и Дэвид Бирн, и с ними, вроде бы, никаких подвохов уже не будет.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)