В начале 80-х Центр записал два мини-альбома. Эти работы изданы ныне
сплитом. Если вас не испугает просто-таки чудовищное качество выведенных на
CD-дорожки записей, они стоят того, чтобы их самым пристальным образом изучить.
"Однокомнатная Квартира" (1983) была записана за пару дней с помощью
настрелянной где попало аппаратуры. К тому моменту музыканты группы уже
обладали репутацией "парней не от мира сего". Хотя, если вдуматься, атрибутов
"сего мира" в их песнях было и осталось больше, чем у кого бы то ни было.
Отрывистая гаражная гитара, хрусткий басовый грув, закольцованные перкуссионные
рисунки, опустошенно-отстраненный вокал и хаотические стереоэффекты... В ту
пору эти ингредиенты считались абсолютно несочетаемыми. Гаражный рок и
электронная музыка обитали в отдельных мирах, а если и пересекались, то лишь в
укуренной психоделике и прочих хипповских жанрах. Работы же Центра были
оскорбительно вменяемы. Даже когда их сочинения состояли из пьяного мычания и
разнобойного шороха перкуссии ("Подъезд"). Предводитель группы
Василий Шумов смог найти тему для песни даже в повседневных, "два
раза в день", поездках на лифте ("Движение"). Песня, правда, вышла,
короткая, всего в минуту длиной, но разве обычно за день мы проводим в лифте
больше времени? К тому же, минута - идеальный отрезок времени, в
который один рок-н-ролльный рифф и одно электронное арпеджио могут крутиться закольцованными, не надоедая слушателю.
Слушатели порой пребывали в состоянии настороженности от первой до последней
песни, стараясь не пропустить тот момент, когда из кармана Шумова свободной
птахой вылетит фига. Программа заканчивалась. Кукиш оставался в кармане, а
публика - в непонятках. Вот этот рок-н-ролл "Для Котика", сыгранный на
почти игрушечном "Casio VL1" - это в шутку, всерьез или вовсе авангард какой?
"Чтение В Транспорте" (1984) - работа чуть менее кустарная. Ритм-секция
здесь - больше не набор треска и хруста, а набор более-менее пристойных
басово-барабанных сэмплов ("Багровое Сердце"). Но гаражные
рок-н-ролльные риффы и нарочито примитивное тиканье электронных клавиш стали
навязчивыми - им нашлось место даже в кавере на кабацкий стандарт
"Эх, Андрюша!". А пронизанные паранойей "ЧП" и "Сердцеед"
снова заставляют ждать какой-нибудь подковырки. Но
ни одно из развешанных по стенам студии ружей так и не выстрелит...
Слушать эти альбомы сейчас особенно интересно. Они записаны поперек всяких
правил, не поддаются никакому ремастерингу, а вынужденная кустарность
исполнения усугублена нарочитой небрежностью изложения. И тем не менее вызывают
максимум приятных ассоциаций. Многие из тех, кто ходил в "Б2" на концерт
престарелых кибер-панков Sigue Sigue Sputnik, придут и в "Б1" на реюнион
Центра. Разве не благодаря этим странным музыкантам мы врубаемся
теперь в Welle: Erdball?
# | Композиция |
---|---|
1. | Ритуал |
2. | Умный |
3. | Движение |
4. | Фокстерьер |
5. | Самоучитель |
6. | Для котика |
7. | Подъезд |
8. | Однокомнатная квартира |
9. | Сердцеед |
10. | Синьорита |
11. | Чтение в транспорте |
12. | ЧП |
13. | Эх, Андрюша! |
14. | Багровое сердце |
15. | Воспитание |
16. | Когда приходит щеголь |
17. | Вспышка |
Раскрыв западную энциклопедию
независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."
Подробности из жизни:
Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)