В начале 80-х Центр записал два мини-альбома. Эти работы изданы ныне
сплитом. Если вас не испугает просто-таки чудовищное качество выведенных на
CD-дорожки записей, они стоят того, чтобы их самым пристальным образом изучить.
"Однокомнатная Квартира" (1983) была записана за пару дней с помощью
настрелянной где попало аппаратуры. К тому моменту музыканты группы уже
обладали репутацией "парней не от мира сего". Хотя, если вдуматься, атрибутов
"сего мира" в их песнях было и осталось больше, чем у кого бы то ни было.
Отрывистая гаражная гитара, хрусткий басовый грув, закольцованные перкуссионные
рисунки, опустошенно-отстраненный вокал и хаотические стереоэффекты... В ту
пору эти ингредиенты считались абсолютно несочетаемыми. Гаражный рок и
электронная музыка обитали в отдельных мирах, а если и пересекались, то лишь в
укуренной психоделике и прочих хипповских жанрах. Работы же Центра были
оскорбительно вменяемы. Даже когда их сочинения состояли из пьяного мычания и
разнобойного шороха перкуссии ("Подъезд"). Предводитель группы
Василий Шумов смог найти тему для песни даже в повседневных, "два
раза в день", поездках на лифте ("Движение"). Песня, правда, вышла,
короткая, всего в минуту длиной, но разве обычно за день мы проводим в лифте
больше времени? К тому же, минута - идеальный отрезок времени, в
который один рок-н-ролльный рифф и одно электронное арпеджио могут крутиться закольцованными, не надоедая слушателю.
Слушатели порой пребывали в состоянии настороженности от первой до последней
песни, стараясь не пропустить тот момент, когда из кармана Шумова свободной
птахой вылетит фига. Программа заканчивалась. Кукиш оставался в кармане, а
публика - в непонятках. Вот этот рок-н-ролл "Для Котика", сыгранный на
почти игрушечном "Casio VL1" - это в шутку, всерьез или вовсе авангард какой?
"Чтение В Транспорте" (1984) - работа чуть менее кустарная. Ритм-секция
здесь - больше не набор треска и хруста, а набор более-менее пристойных
басово-барабанных сэмплов ("Багровое Сердце"). Но гаражные
рок-н-ролльные риффы и нарочито примитивное тиканье электронных клавиш стали
навязчивыми - им нашлось место даже в кавере на кабацкий стандарт
"Эх, Андрюша!". А пронизанные паранойей "ЧП" и "Сердцеед"
снова заставляют ждать какой-нибудь подковырки. Но
ни одно из развешанных по стенам студии ружей так и не выстрелит...
Слушать эти альбомы сейчас особенно интересно. Они записаны поперек всяких
правил, не поддаются никакому ремастерингу, а вынужденная кустарность
исполнения усугублена нарочитой небрежностью изложения. И тем не менее вызывают
максимум приятных ассоциаций. Многие из тех, кто ходил в "Б2" на концерт
престарелых кибер-панков Sigue Sigue Sputnik, придут и в "Б1" на реюнион
Центра. Разве не благодаря этим странным музыкантам мы врубаемся
теперь в Welle: Erdball?
# | Композиция |
---|---|
1. | Ритуал |
2. | Умный |
3. | Движение |
4. | Фокстерьер |
5. | Самоучитель |
6. | Для котика |
7. | Подъезд |
8. | Однокомнатная квартира |
9. | Сердцеед |
10. | Синьорита |
11. | Чтение в транспорте |
12. | ЧП |
13. | Эх, Андрюша! |
14. | Багровое сердце |
15. | Воспитание |
16. | Когда приходит щеголь |
17. | Вспышка |
Раскрыв западную энциклопедию
независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."
Подробности из жизни:
Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)