GRAMMY AWARDS  Золото на голубом

Все самое важное о 64-й церемонии "Грэмми"

Вчера в Лас-Вегасе в 64-й раз раздали призы американской Академии звукозаписи, по инерции рекламирующей себя как Главную Ночь Музыки и по традиции занимающейся кризис-менеджментом. Прошлогодний скандал имени The Weeknd (оставшегося без единой номинации, на бис обвинившего академиков во всех приписываемых им грехах, от кумовства до дефицита прозрачности, и бойкотировавшего все будущие церемонии) привел к кое-каким изменениям: отменены имевшие дурную славу "номинационные комитеты", увеличено количество номинантов в ключевых категориях.

Однако проблем у "Грэмми" не убавилось. Канадец Дрейк (Drake) последовал примеру своего упомянутого выше соотечественника и попросил исключить его из числа номинантов в двух рэп-категориях. При этом сам The Weeknd был номинирован трижды - как соучастник записей Doja Cat и Канье Уэста (Kanye West), чья "Donda" заработала по номинации "отмененным" DaBaby и Мэрилину Мэнсону (Marilyn Manson). Очередная волна пандемии перенесла церемонию с января на апрель и из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. А через день после того, как одними из участников шоу были объявлены Foo Fighters, умерла их душа - барабанщик Тейлор Хокинс (Taylor Hawkins).

Вчерашний трибьют Хокинсу лишь подчеркнул тот печальный факт, что рок-н-роллу 64-я церемония "Грэмми" объявила негласный бойкот. Среди почти трех десятков выступивших на церемонии фигурировали звезды рэпа и кей-попа, кантри и реггетона, соула и R&B - и ни одной рок-группы или инди-дивы, хотя среди номинантов были такие люди, как Glass Animals, Japanese Breakfast, St. Vincent и - ах да - сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), а только что выпустившие новый альбом Red Hot Chili Peppers настолько жаждут внимания, что на прошлой неделе умудрились сыграть у обоих Джимми, Киммела и Фэллона, за одну ночь.

Больше всего номинаций - 11 - получил бэндлидер еще одного телешоу ("Позднего шоу со Стивеном Колбером") Джон Батист (Jon Batiste), в итоге первенствовавший в пяти категориях, включая одну из самых престижных, "Альбом года". Подавляющее большинство призов вручили, как обычно, по ходу так называемой Premiere Ceremony, с освещения которой началась традиционная текстовая трансляция Звуков. Ее рекап - ниже, вслед за этой актуальной по по ряду прискорбных причин вещью, претендовавшей на "Грэмми" в категории "Лучшая рок-песня".


Словно в продолжение недельной давности оскаровской церемонии началось все с киномузыкальных категорий: "Грэмми" за лучшую оригинальную песню получил комик Бо Бернэм (Bo Burnham), награду за лучший песенный саундтрек - байопик Билли Холидей (Billie Holiday), а победу в категории "Лучшая оригинальная музыка" разделили два позапрошлогодних хита домашнего просмотра, мини-сериал "Ход королевы" и пиксаровская "Душа" (что принесло отсутствовавшему в зале Батисту первый из многих выигранных им в этот день призов).

Свою шестую - и первую за 38 лет - "Грэмми" выиграл экс-барабанщик The Police Стюарт Коупленд (Stewart Copeland), оказавшийся соавтором лучшего альбома в стиле нью-эйдж. Еще две посмертные премии получил джазовый титан Чик Кориа (Chick Corea), чья первая победа датируется 1976 годом (а всего их у него 27, больше - только у Куинси Джонса, Бейонсе и дирижера Георга Шолти). В одной из двух новых категорий "Лучшее исполнение в жанре global music" по делу первенствовала Аруж Афтаб (Arooj Aftab), также номинированная как лучший новый артист.

Переезд в Лас-Вегас внезапно сказался на качестве пре-шоу, где в кои-то веки присутствовали и выходили на сцену почти все победители - даже такие, как вдова Джорджа Харрисона (George Harrison) Оливия, награжденная как один из арт-директоров бокс-сета "All Things Must Pass", и сама Джони Митчелл (Joni Mitchell), победившая в категории "Лучший исторический альбом" с первой частью своей новой архивной серии. Вышел за своей "Грэмми" и Куэстлав (Questlove), чей оскароносный рок-док "Лето соула" был назван лучшим музыкальным фильмом года.


На четвертом часу Premiere Ceremony пришла, наконец, очередь обиженного рока. Все три "Грэмми" - за лучшее рок-исполнение ("Making a Fire"), лучшую рок-песню ("Waiting on a War") и лучший рок-альбом ("Medicine at Midnight") - достались, как и ожидалось, Foo Fighters, причем в последней они обновили собственный абсолютный рекорд, победив в пятый раз. Статуэтку в нашей любимой категории "Лучший альтернативный альбом" для тех, кто альтернативнее U2™, во второй раз получила St. Vincent. Продюсером года с третьей попытки стал соавтор ее - а также Тейлор Свифт, Ланы Дель Рей и много чьих еще - успехов Джек Антонофф (Jack Antonoff).

Основная церемония началась с выступления дуэта Silk Sonic, вскоре подтвердившего взятый Академией курс на ретро победой в одной из главных категорий ("Запись года"), а три часа спустя совершившей clean sweep: четыре "Грэмми" из четырех возможных, включая статуэтку за лучшую песню года. Грезившая повторением недавнего "большого шлема" Билли Айлиш (Billie Eilish) дебютантка Оливия Родриго (Olivia Rodrigo) ограничилась таким образом лишь одним из самых престижных призов, "Грэмми" лучшему новому артисту, добавив к этому две награды на поп-поляне.

В свою очередь, Айлиш, два года назад ставшая первым за 39 лет (и вторым вообще) обладателем "Грэмми" во всех четырех главных категориях, осталась в этот раз ни с чем - несмотря на те же, что у Родриго, семь номинаций. Зато именно Билли, пришедшая на церемонию в майке с Хокинсом, взялась за спасение рока, ураганно исполнив титульную песню со своего второго альбома "Happier Than Ever". Конкуренцию Айлиш составила H.E.R., продолжающая демонстрировать мощь ее агентов: в свои 24 года она дослужилась до концертного номера, отчаянно напоминавшего трибьют самой себе (со специальными гостями калибра Джимми Джема, Терри Льюиса и Ленни Кравица).


Почти все остальные украшения шоу - будь то J Balvin, BTS или Lil Nas X - запомнились не столько музыкой, сколько хореографией и продакшн-дизайном. Наконец, в отличие от "Оскара", Академия звукозаписи не побоялась дать слово президенту Украины Владимиру Зеленскому, который представил выступление Джона Ледженда (John Legend) и нескольких артисток из Украины, рассказав, что другие украинские музыканты сейчас "носят броню вместо смокингов", и призвав мир "говорить правду о войне" и "не молчать".

Называл вещи своими именами и ведущий шоу, южноафриканский комик Тревор Ноа (Trevor Noah), в самом его начале предложивший "не думать о "Грэмми" как о церемонии вручения наград - это концерт, во время которого иногда дают награды". Что ж, в этом смысле, наверное, бессмысленно придираться к решениям Академии, решившей подвести итоги очередного музыкального года золотыми граммофонами по адресу безобидной, моментально выветривающейся из памяти пластинки симпатичного во всех отношениях Батиста и чуть более навязчивого, но тоже не взорвавшего мир шлягера Silk Sonic. А теперь еще раз, с выражением - очередные обладатели некоторых из премий "Грэмми":

Альбом года - Джон Батист, "We Are"
Запись года - Silk Sonic, "Leave the Door Open"
Песня года - Silk Sonic, "Leave the Door Open"
Лучший новый артист - Оливия Родриго
Лучший вокальный поп-альбом - Оливия Родриго, "Sour"
Лучшее сольное поп-исполнение - Оливия Родриго, "Drivers License"
Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой - Doja Cat feat. SZA, "Kiss Me More"
Лучший рок-альбом - Foo Fighters, "Medicine at Midnight"
Лучшая рок-песня - Foo Fighters, "Waiting on a War"
Лучший альтернативный альбом - St. Vincent, "Daddy's Home"
Лучший R&B-альбом - Джазмин Салливан, "Heaux Tales"
Лучший рэп-альбом - Tyler, the Creator, "Call Me If You Get Lost"

03.04.2022, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

GRAMMY AWARDS - свежие публикации: