МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Tobias Bernstrup, The Bug, Joy Orbison, Crisopa и другие электронные новинки августа

Tobias Bernstrup "Petrichor" (Tonight Records)

Швеция давно зарекомендовала себя и в качестве главной европейской поп-державы, и как страна, где очень любят всяческий "синти". Тобиас Бернструп, чья карьера начиналась еще в девяностые, оказывается как раз на пересечении двух этих сцен. С одной стороны – образцовый синтезаторный звук (не то хорошо обновленное итало, не то мягкое электро-диско, не то синтвейв), с другой – очень яркий сонграйтинг, привязчивые мелодии и бархатный поп-вокал. Бернструпа нередко поругивают за эту, порой даже чрезмерную приверженность поп-традиции, но иногда ему удаются совершенно нереальные хиты, которые хочется слушать на репите десятки раз. Не сказать, чтобы альбом состоял из них целиком (ровные поп-альбомы вообще дело крайне редкое), но на "Petrichor" таких вещей хватает. Как минимум "Challenger" (совершенно эйфорическая по настроению песня о… гибели "Челленджера"), "Private Eye" и "Stranger" прямиком отправляются в золотой фонд электронной поп-музыки.

Synkro "Collected" (Synkro Musik)

Дискография проекта Synkro, за которым стоит британец Джо Макбрайд (Joe McBride), состоит из двух альбомов и нескольких десятков ЕР, разобраться в которых – задача не из простых, особенно учитывая, что далеко не все они доступны в цифровом виде. Сам Джо, очевидно, тоже это понимает, поэтому решил выпустить полуторачасовой сборник лучшего, что за последние годы попало на эти "короткие формы". Здесь есть и сольные треки, и коллаборации с Arovane и Marenn Sukie, и целых семь (второй диск) ремиксов на его треки от других музыкантов. При этом в отличие от большинства сборников, "Collected" звучит стилистически и драматургически абсолютно целостно. Все полтора часа Джо и его соавторы ходят где-то вокруг атмосферного драм-н-бейса и не менее атмосферного и мистического future garage, откуда изредка заруливают на территорию IDM. Звучит всё это очень приятно и даже несколько ностальгически – во времена первых двух альбомов Clubroot или Machine Drum "Vapour City" этот звук был модным, а сейчас от него отошли все, включая самого Synkro. И кажется, зря.

HVL "Vessel" (Not On Label)

Гиги Джикия, один из важнейших артистов современной электронной сцены Грузии, тоже заработал себе имя короткими релизами, но затем переключился на альбомы. Два года назад он издал лонг-плей на "домашнем" лейбле клуба Bassiani, где Гиги уже много лет резидентствует, а после этого стал самиздатом публиковать длиннющие альбомы. Двухчасовой "Vessel" – уже третий в этой серии. Здесь мы уже привычно слышим экспериментальное техно и лоу-фай хаус в духе позднего Legowelt, замысловатый балеарик-брейкс и в меру экспериментальное электро с обилием TB-303. Тут есть вещи совсем мягкие и домашние вроде "Fauna", и клубные "стучалки" вроде "Echolalia", но основная масса – где-то между. Ритмично, но без фанатизма, затейливо, но без зауми. Единственное, чего этой пластинке не хватает – рука придирчивого редактора. Всё же "Vessel" больше похож не на концептуальный альбом, а на отданную слушателям папку с треками, в массе своей очень неплохими, но всё же довольно неровными.

Joy Orbison "Still Slipping Vol. 1" (XL Recordings)

Звезда Джоя Орбисона взошла примерно 10 лет назад, когда слово "дабстеп" уже стало ругательным, а термина "бейс" еще не появилось. К его музыке клеили то довольно размытый ярлычок "пост-дабстеп", то притягивали к ней за уши слово "вонки", а чаще всего "UK funky", под которым уж совсем не было понятно, что именно подразумевается. Как бы то ни было, вводные понятны – слегка хромающий танцевальный ритм (уже не хаус, но еще не классический герридж), обрывки вокала и синтезаторные аккорды с сайд-чейнами. Альбома ждали в начале 2010-х, но вместо этого Орбисон всё глубже уходил в функциональную клубную музыку для диджеев, мутируя в сторону хауса и техно. "Still Slipping Vol. 1" (официально именуемый "микстейпом с собственным материалом") – это в некотором роде попытка вернуться в мейнстримовый контекст. Более медленные и более мягкие ритмы, разреженный звук и много вокала (уже вполне песенно-R&Bшного) и речитатива. Это попытка играть на поле Жана Грина (Jacques Greene) и Jamie XX, но только без хитов уровня "Gosh" или "Girl".

Aythar "Electrocean / Winter Walk" (Fantasy Enhancing)

Двойной альбом, собранный наполовину из нового материала, наполовину из треков, выходивших самиздатом два года назад, можно охарактеризовать как "экологическая космо-электроника". Венгр Тамаш Карой (Tamás Károly) уже давно озабочен эко-повесткой и в сопроводительных текстах к его альбомам постоянно фигурирует то проблема таяния льдов, то судьба какого-нибудь исчезающего вида животных. При этом к его музыке проще всего применить несколько высокопарный эпитет "неземная" – звучат эти композиции возвышенно и по-хорошему отстраненно. Сочетание эмбиента, спейс-электроники 70-х, idm-ной перкуссии, голосов китов и переговоров космонавтов. Похоже одновременно на Spacetime Continuum, Young American Primitive, Solar Quest и Delerium времен альбома "Semantic Spaces". Мало кому удается так точно передавать дух всей этой "чиллаутной" сцены 90-х – сразу же следом в плейлист так и просится заигранный до дыр сборник "Freezone. Phenomenology of Ambient".

Crisopa "PANACEA" (Bad life)

Нежданный камбэк испанца Сантьянго Лисона (Santiago Lizón), чей пик пришелся на первую половину нулевых, когда он выпустил два великолепных альбома на n5MD. На 20-минутной ЕР почти не осталось следов IDM, это скорее музыка для кино или компьютерной игры по fantasy-тематике. Отовсюду сквозит "сказочность" – струнные, металлофон, арфа, абстрактные вокализы. В определенной красоте этим пьесам не откажешь, но Толкиена и "Игры престолов" на единицу времени как-то многовато. К счастью, по ходу действия появляется бит – сначала тихие джазовые щеточки, а потом и увесистая электроника.

Norm Chambers "Seaside Resonance" (Hotham Sound)

Норм Чэмберс - один первопроходцев американского кассетного подполья, где в начале 2010-х расцвела музыка на стыке нью-эйджа, академического минимализма, эмбиента и синтезаторной электроники середины прошлого века. Чэмберс как под собственным именем, так и под псевдонимом Panabrite мелькал на всех модных тогда лейблах вроде VCO, Digitalis или Constellation Tatsu, а альбом 2011-го года "Science Of The Sea" (якобы переиздание малотиражной пластинки, записанной в 80-е океанографом из Киля Юргеном Мюллером) был даже замечен в более широких кругах, получил высокую оценку от Pitchfork и попал во многие топы по итогам года. Когда хайп утих, Чэмберс вернулся в прежний ритм и издает совершенно нишевые ("Seaside Resonance" – кассета "ручной работы" тиражом в 70 копий), но ничуть не менее интересные записи. Здесь всё по-прежнему журчит и переливается, но по структуре это музыка ближе всего куда-то к Стиву Райху – петли и повторы, но сыгранные не на живых инструментах, а на каких-то небанальных синтезаторах (кажется, цифровых самоиграйках 80-х). Повторяется и зацикливается всё как-то неровно, а в звуковой палитре есть еще и акустическая гитара, так что еще один ассоциативный вектор – глитч и пластинки с лейбла 12k.

Moritz Von Oswald Trio "Dissent (Chapter 1-10)" (Modern Recordings)

Спустя шесть лет Мориц Фон Освальд вернулся к своей джазовой ипостаси. В новой реинкарнации трио ему помогают Лорел Хало (Laurel Halo) на клавишах и Хайнрих Кёберлинг (Heinrich Köbberling) на ударных. Сам Фон Освальд отвечает за перкуссию, басовый электронный грув и, главное, дабовый прошакшн. Звучит "Dissent" ровно так, как должен звучать джаз в исполнении человека, который изобрел даб-техно. Хайнрих и особенно Лорел играют совершенно в джазовой манере, но дальше их партии Мориц как будто деконструирует в манере Кинга Табби (King Tubby) и Ли "Скретч" Перри (Lee "Scratch" Parry) – убирает всё лишнее, добавляет воздуха, шума, эха и баса. Получается музыка разреженная и гипнотичная, но, как и всякий джаз, непредсказуемая.

Cygnus "100% Dope" (Central Processing Unit)

Сотый номер в каталоге уважаемого электро-лейбла из Шеффилда ожидаемо достался тому же, кто 9 назад этот каталог и открывал, техасскому музыканту Филипу Вашингтону (Phillip Washington) aka Cygnus. Ему одинаково хорошо удается и серьезное и несколько хмурое электро по заветам Drexciya и Dopplereffekt, и веселуха с вокодерной читкой на манер молодого DMX Krew. Здесь он пытается (и не без успеха) угодить и нашим, и вашим – музыка это скорее серьезная, но при этом в трех из четырех треков есть тексты, а вторая вещь "CPU Records" – так и вовсе суперхит, повествующий нам о главном и важнейшем: о том, что лейбл Central Processing Unit – очень крутой.

The Bug "Fire" (Ninja Tune)

Кевин Мартин всегда издавал много музыки и занимался несколькими проектами одновременно, но в последнее время стал таким многостаночником, что уследить за его релизами стало совсем невозможно. Только за последние два года – полтора десятка альбомов и ЕР с одним только эмбиентом. Тем не менее, "Fire" – это как бы программный релиз, важный уж хотя бы тем, что издает его не "домашний" Intercranial Recordings, а Ninja Tune. Здесь Кевин выдает ровно то, чего от него и ждут, сверхмрачный и свехтяжелый апокалиптический дансхолл-даб. Медленный грохочущий бит, синтезаторы, имитирующие трубный зов и ультразвуковой бас, который шарахает прямо в тело. Ну а поверх всего этого великолепия – монотонная читка в исполнении разных приглашенных МС. Звучит до того жутко, что какой-нибудь "Angels With Dirty Faces" Трики (Tricky) на этом фоне проходит по категории "лёгкая музыка для детей".

RedLight "Radius" (Dream Vision Future)

Альбом вышел почти два месяца назад, но в тот момент почему-то прошел ниже всех радаров (настолько, что о его существовании до сих пор не знает discogs), при этом хорош настолько, что место ему – как минимум в десятке годового топа. Так что спасибо Владимиру Ивковичу (Vladimir Ivkovic), в чьем сете удалось "подслушать" сразу несколько треков отсюда. Уроженец Бристоля Хью Пескод (Hugh Pescod) – далеко не последний персонаж на британской клубной сцене. Примерно с конца нулевых он сочинял треки на стыке хауса, герриджа и бейса и был известен как автор ремиксов, в том числе для Little Boots, Magnetic Man, Рианны (Rihanna), Си Ло Грина (Cee Lo Green), Келли Роуленд (Kelly Rowland) и тому подобных поп-звезд. При этом альбом "Radius" – музыка как раз совершенно непопсовая. Это возрожденный из пепла британский атмосферный брейкбит, похожий одновременно и на классику начала девяностых типа "Papua New Guinea" или очень ранних 4 Hero, и на максимально спокойный извод прогрессив-брейкс, который в конце девяностых пропагандировали, к примеру, Way Out West или Chicane. Совершенная ретромания, но в музыке 25-летней давности Redlight нашел ровно те идеи, что в своё время не получили должного развития, а значит, заслуживают полноценного ренессанса.

Bonus track:

Solar X "Агенты лета"

Напоследок – релиз, состоящий всего из одной композиции, точнее даже и не релиз вовсе, а просто трек, записанный для марафона в поддержку издания "Медуза". Первопроходец российского IDM Роман Белавкин музыку не забросил и даже изредка концертирует, но его последний "неархивный" релиз (ЕР для бок-сета " Travel Sickness" на Hymen Records) датирован 2006-м, а любой новый материал в его исполнении – событие редчайшее. Этот трек – как раз такой случай. Запись совсем свежая, но фирменный солнечный электро-IDM звук на месте, да и почерк автора узнается моментально.

01.09.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: