Если верить знаменитой песне группы The Buggles, видео погубило радио-звезду. А стриминг тем временем убивает альбомный формат. Паника по этому поводу не утихает с самого начала эпохи стриминга, а кто-то идёт в своих суждениях дальше, утверждая, что стриминг постепенно уничтожает всю музыкальную индустрию. Гигант Spotify недавно подвергся критике со стороны музыкантов и участников индустрии за свою новую рекламную кампанию “Dance Like Nobody’s Paying” (“танцуй, как будто никто не платит”).
Американский музыкант Блэйк Морган (), в частности, напомнил у себя в Твиттере, что для того чтобы получить минимальную зарплату, исполнителю требуется 380.000 стримов в месяц. При такой политике действительно получает от стриминга доход только верхушка топовых исполнителей.
Эд Ширан (Ed Sheeran), чья пятиметровая статуя недавно прилегла в московском Парке Горького, при таком раскладе чувствует себя вполне комфортно. После выхода своего 4 студийного альбома “No. 6 Collaboration project” певец побил рекорд Spotify по прослушиваниям в месяц за всё время существования сервиса. Сейчас у Эда 69 миллионов слушателей, и отрыв от второго места в этом топе впечатляет — Шон Мендес (Shawn Mendes) отстаёт на 13 миллионов слушателей.
Это не первый стриминг-рекорд Ширана: прежде он уже отличился 56 миллионами стримов в день, когда вышел альбом “Divide”, и 10 миллионами в день выхода сингла “Shape Of You”. Всё это наталкивает на мысль, что Ширан — идеальный исполнитель эпохи stream. Как он это сделал?
Совместный труд для моей пользы - он объединяет
Опасения, что в эпоху победивших "музыкальных облаков" альбомы сами по себе станут рудиментами, вполне оправданы. В стриминге сингл гораздо важнее, чем целый альбом: именно сингл попадает во внутренние хит-парады, и, главное, в плейлисты — горячие хиты, летние хиты, громкие новинки, плейлисты по жанрам и настроениям, утренний воркаут и вечерняя медитация — самой важной задачей становится попасть в такую подборку.
Новый альбом Эда Ширана “No.6 Collaborations Project” журналисты критикуют за то, что он звучит не как альбом, а как набор разрозненных треков, в которых Ширан пытается угнаться за всеми зайцами сразу. Количество приглашённых для коллаборации исполнителей вызывает недоумение: здесь и поп-звёзды от Cardi B и Камилы Кабельо (Camila Cabello) до Бруно Марса (Bruno Mars) и Джастина Бибера (Justin Bieber), и кантри-певец Крис Стэплтон (Chris Stapleton), и самые разные хип-хоп исполнители, включая Chance the Rapper, 50 Cent, Stormzy и Eminem.
Приглашённых гостей оказалось даже больше, чем песен на альбоме. Все они представляют разные жанры и, соответственно, разную аудиторию. Эду Ширану нельзя отказать в отличном знании формулы поп-песни, которая будет играть отовсюду и рано или поздно возьмёт вас приступом, даже если вы знать не хотите, кто такой Эд Ширан. Но пытаясь встроиться в современный поп-контекст, где исполнители экспериментируют с жанрами и затрагивают актуальные темы, Ширан сделал альбом, на котором теряются не только люди, которых он пригласил, но кое-где даже он сам начинает звучать ни к месту. В результате получился набор неискренних треков и коллабораций, собранных ради громких имён, а не ради интересной совместной работы.
Но при этом каждая из песен с альбома, неважно как они звучат в целом, отлично впишется в любой стриминговый плейлист, а такое разнообразие фитов и жанровых переключений позволяют сделать охват как никогда широким. Возможно, такой упор на количество, а не качество — это продуманное коммерческое решение? Что в общем-то и доказывает практика: Эд Ширан бьёт один стриминг-рекорд за другим.
Больше синглов богу синглов
К выходу предыдущего альбома “Divide” Ширан выпустил 5 синглов, два из которых — в один день. Тенденцию выпускать больше синглов, чем когда-либо прежде, тоже диктует новое время, раньше исполнители выпускали в среднем два сингла, теперь же 3-5. Имея доступ к стримингу, слушатели не готовы ждать выхода альбома несколько лет, и поп-исполнитель не может позволить себе надолго пропасть, а потом вдруг появиться с 15-трековым альбомом — сейчас у человека вообще не должно возникнуть ощущения, что его любимый исполнитель пропадал из информационного поля. Сам Эд Ширан в интервью BBC говорил, что во многом обязан своим успехом именно Spotify, поскольку сервис позволяет ему заниматься тем, чем он хочет и играть вживую не только в Европе и Америке, а его музыка благодаря стримингу легче находит своего слушателя.
В разделившем музыкальную индустрию конфликте о том, хорош стриминг для музыки или плох, Ширан занимает противоположную от Тома Йорка (Thom Yorke), The Black Keys, Pink Floyd, Дэвида Бирна (David Byrne) и других музыкантов сторону баррикад. Можно подумать, что критика стриминга — это жалобы людей старой формации, которые не могут вписаться в современные реалии. Однако это не совсем так. Например, поп-звезда Тейлор Свифт (Taylor Swift), с которой Эд Ширан раньше активно сотрудничал, — ярая противница стриминга.
В 2014 году, тогда же, когда Ширан рассказывал в интервью о том, как Spotify сделал его успешным, Тейлор удалила со стримингового сервиса всю свою дискографию. В небольшом эссе на The Wall Street Journal она прояснила свою позицию: “Музыка — это искусство, а искусство — редкое и важное. Важные и редкие вещи ценны. А ценные вещи должны оплачиваться”. Альбом Тейлор 2017 года “Reputation” не был выпущен на стриминговых платформах вовсе, и завоевал небывалый коммерческий успех: по всему миру релиз разошёлся тиражом в 2 миллиона копий в первую же неделю после выхода. Правда, чуть позднее в том же году Тейлор вернула все свои песни в Spotify, но о мотивах этого поступка сложно судить однозначно: сама певица заявила, что это было сделано в честь 10 миллионов проданных копий альбома “1989”, журналисты посчитали, что причина этому — конфликт Свифт с Кэти Перри (Katy Perry), которая выпускала свой альбом в тех же числах.
И тем не менее среди молодых поп-исполнителей кампания против стриминга, которую годами вела Тейлор, скорее исключение, чем правило. Стриминг всё сильнее стискивает индустрию, заставляя и лейблы, и исполнителей играть по его правилам. Трансформация творчества Эда Ширана за последние несколько лет — от неказистого парня с гитарой, луп-педалью и балладами о любви до того что мы слышим на “No.6 Collaborations Project”, — во многом отражает изменения, произошедшие с тем, как сегодня создаётся и слушается поп-музыка.
Итак, секрет успеха в стриминг эпоху прост: уделите внимание синглам, а не альбомам — отдельный трек точно найдёт себе место в сборнике хитов где-то между Билли Айлиш и Халидом; зовите больше приглашённых гостей — ориентируйтесь в первую очередь на громкое имя, а не на то, подойдёт ли человек для вашей песни; свой творческий почерк смело меняйте на хорошее коммерческое решение, и, главное, не воюйте со Spotify.
И тогда, возможно, в честь вас тоже возведут огромную статую напротив Парка Горького.
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)