Сергей КРАСИН  Золотое сечение авангарда

Интервью с Сергеем Красиным, создателем лейбла Fancy Music, новым бастионом российской неоклассики.

Альтернатива может принимать весьма неожиданные формы. Пример – необычные способы создания и издания музыки. Таков подход лейбла Fancy Music. На нем вышли– и в цифре, и на CD - почти пятьдесят релизов свободного джаза и современной академической музыки, жанров некоммерческих и творческих. Их массовыми никак не назовешь, маркетинг фирмы не знает такого понятия, как прибыль.

С лейблом работают люди, которых кто-то может назвать “лучшими”, кто-то “уникальными”. Это и знаменитый минималист Антон Батагов, и известный как джазмен, но в рамках Fancy - академический композитор Вячеслав Гайворонский, и один из самых перспективных фри-музыкантов саксофонист Алексей Круглов, и ново-джазовые проекты “Живые люди“ и “Priot Ensemble“, которые объединены личностью барабанщика Петра Талалая.

Создатель и директор Fancy Сергей Красин говорит, что делает это для собственного удовольствия, что звучит нестандартно, как минимум. Он и расскажет нам, как такое возможно.


Про меценатов и идеологию
Звуки: Можно ли определить то, что ты делаешь, как частичное меценатство?
Сергей Красин: Да, с самого начала была именно такая направленность. А в академической среде без этого просто нельзя – никогда в истории академические музыканты не существовали без участия друзей и поклонников.

Звуки: У тебя был базовый капитал?
Сергей : Да, это накопленные, мои деньги, я взял их из своего кармана.

Звуки: Как определить направление работы Fancy?
Сергей : Как можно определить идеологию мейджор-лейбла? Мейнстрим? Значит мы - глобальный российский немейнстрим. Рядом с такими композиторами, как один из самых радикальных авангардистов Борис Филановский или концептуально отрицающий в музыке тональность, основатель группы "СоМа" Дмитрий Курляндский, с нами работает академический композитор, ученик Гайворонского Александр Маноцков, альбом которого “Пели“, недавно представленный в Светлановском зале ММДМ, я называю “рок-музыкой по состоянию“. В нем есть то, что называется “кач“, но шаблон рока к этому релизу не применить и это вряд ли будет интересно для массового слушателя.

Про минимализм и дефицит
Звуки: Есть ли концепт в оформлении релизов Fancy? Оформление альбомов выполнено в едином стилистическом ключе, и это удачно выглядит.
Сергей : Да, конечно. Наш стиль основан на общих мировых тенденциях, на том, что я замечаю, что люблю – это, допустим, минимализм. И то, как я считаю, должны выглядеть пластинки. Мы, например, постоянно при верстке, в соотношение абзацев, шрифтов, отступов используем золотое сечение.

Звуки: Получатся авангард, который осознается через золотое сечение?
Сергей: Это очень пафосно звучит! (смеется) Но если мы вспомним, что человек в 80% случаев воспринимает музыку через обложку, то такая фраза применима.

Звуки: Все ли альбомы Fancy есть сейчас на складе? Есть ли человек, собравший весь ваш каталог, есть ли пластинки, которые уже невозможно найти?
Сергей: Пластинки на складе больше полугода не держатся. Батагов, например, разошелся за два месяца. Есть люди, которые пришли и скупили все, но их мало, конечно. Но многое из того, что выходило год назад, сейчас найти уже нельзя.


Нужно просто слушать музыку
Звуки: Как тебе полушутка, которая мне иногда кажется полуправдой, - что только новый джаз и новая академическая музыка звучат актуально, а остальные жанры тонут в болотах коммерции и вкусовщины?
Сергей: Нет! Ни в коем случае так сказать нельзя, всё это точно такая же “вкусовщина“! Любой стиль может быть актуален, а современная музыка вовсе не обязана быть непонятной. Я вообще не представляю, как можно слушать только одно направление, с большим удовольствием занимаюсь поп-музыкой. И если мне удастся сделать музыку Fancy коммерчески успешной, то я буду этим гордиться, буду сам нахваливать это “коммерческое болото вкусовщины“! (улыбается)

Звуки: Я наивно думал, что ты рано или поздно сам употребишь в описании музыки слово “авангард“, но ты его так и не сказал. Почему?
Сергей: То, с чем мы работаем - “новая музыка“, а авангард остался где-то в XX веке. Я использую это слово совершенно не в том значении, как оно использовалось в искусстве ХХ века. Я стараюсь избегать таких терминов – в них нет настоящего смысла. Нужно просто слушать музыку и понимать, что происходят.
Авангард для Fancy – это что-то выбивающееся из общих канонов, из общей серой массы, из мейнстирима. Мы чаще называем это “что-то“ современной музыкой, потому что это происходит здесь и сейчас, Говорим также - актуальная музыка, но, ни в коем случае, не делаем из этого какую-то идеологическую программу, Вместо этого мы создаем свободную платформу для развития музыки и условия для естественной здоровой конкуренции между композиторами.

Вместо постскриптума: О том, как и для чего появился на свет один из новых релизов Fancy Music, "Пели" Александра Маноцкова с Courage Quartet, Звукам рассказывают автор альбома и его издатель.

Зачем?

Сергей Красин: Так получилось, что когда я впервые услышал живое исполнение программы "ПЕЛИ" Александра Маноцкова с Courage Quartet, то она совершенно не вызвала у меня восторженных эмоций. Мгновенного желания выпустить альбом не возникло. Однако, я отложил этот вопрос и уже только после третьего прослушивания оценил его значимость для самого себя. Я выпускаю релизы независимо от личной предрасположенности к музыке, я просто доверяю композитору. Но в случае с альбомом "ПЕЛИ" в итоге всё сошлось воедино и я очень рад, что мы это сделали!
Александр Маноцков: Я ничего в музыке стараюсь не делать "зачем", всё только "почему" : причина, вообще, лучше, чем цель, потому что причина ведёт человека в неведомое, а цель известна заранее; у этого цикла песен есть несколько причин, но самая главная необъяснима.

Как?

Сергей Красин: Финансирование выпуска физического носителя, компакт-диска, было осуществлено с привлечением краудфандингового проекта "Планета.ру". Таким образом, ещё до выхода альбома у нас уже были предзаказы на диск.
Александр Маноцков: Как по сырой штукатурке: фреску не пишут долго, и песне тоже дано мало времени, только началась - а вот и вся; поэтому я старался, чтобы не было ничего лишнего; ещё важно - что вместе с музыкантами "Кураж-квартета" - то есть, как квинтет.

Кому?

Сергей Красин: Во-первых, слушателям, которые этот диск ждали, ведь концертная программа уже шла полгода. Во-вторых, для аудитории, которая ценит творчество Хармса, Введенского и Хименеса, возможно им тоже понравится как Александру удалось положить текст на собственную музыку и создать фактически народные песни. У меня этот проект ассоциируется исключительно с душой! Тому в подтверждение оказалась презентация альбома, которая прошла в Культурном Центре ДОМ, всё прошло как-то очень по-доброму, я бы сказал по-домашнему.
Александр Маноцков: Всем, кому понадобится; кому вообще - всё в мире? вот тому и песни.

02.07.2014, Александр В. ВОЛКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сергей КРАСИН