Буквально на днях на Звуках была опубликована новость о том, что Китай готовится потратить сумму в размере около 2,5 млрд. долларов на создание своей собственной Кремниевой Долины, но только гораздо более узкой направленности - музыкальной.
В ноябре этого года Председатель КНР Ху Цзиньтао объявил развитие культуры приоритетным направлением государственного планирования. И вот на свет появился проект централизации музыкальной индустрии, в том числе, создания единого центра по модернизации технической составляющей.
Что это может означать? Вариантов немного. Либо скоро мировой рынок будет завален разной степени качества по(д)делками китайского происхождения (как уже завален дешёвыми, небрендированными смартфонами и планшетами на базе ОС Android), которые будут очень похожи на всю ту продукцию, что разрабатывается в США, Европе и Японии, но по факту и так производится в Китае. Либо же Поднебесная в скором времени всерьёз подомнёт под себя мировой рынок музыкального оборудования, взявшись выпускать конкурентноспособную продукцию, которая на первых порах будет существенно дешевле Западной.
Третий вариант, что "музыкальная Кремниевая долина" будет обслуживать преимущественно внутренний рынок, который сейчас велик и голоден.
Что получится в итоге, покажет время. Пока же отрасль существует без учёта "китайского фактора" и живёт неплохо.
2012 год был богат на события в музыкально-технической области, так что какие списки и рейтинги ни составляй, они всё равно будут сугубо субъективными. Ниже - список тех новинок, мимо которых мы просто не смогли пройти.
Самое начало года ознаменовалось внезапным возвращением компании Casio на рынок профессиональны синтезаторов. Возвращением, поскольку несколько десятилетий назад Casio пытались выпускать собственные синтезаторы (с собственной, заметим, технологией синтеза звука - Phase Distortion), но, не выдержав конкуренции, в частности, с Yamaha, свернули производство и дальше ограничивались только цифровыми пианино да весьма средненькими "самоиграйками". А тут вдруг на январской выставке NAMM демонстрируются сразу два полноценных синтезатора профессионального уровня - XW-P1 и XW-G1. В общем, картина Репина "Не ждали", холст, масло.
На той же выставке NAMM была продемонстрирована ещё одна "картина" из той же серии "Не ждали": Alesis выпустил клавишный MIDI-контроллер "гитарного" формата - keytar ("расчёска", подвесная клавиатура, как их только ни называют). Этот формат давно и прочно узурпировал, потом убил, а потом возродил Roland (причём возродил уже в виде синтезатора AX-Synth, а не просто MIDI-клавиатуры). И вдруг - такое дерзкое вторжение на чужое поле:
37-клавишная клавиатура Alesis Vortex, запитываемая по USB или от батарей, со встроенным акселерометром, есть даже Drum Pads. В России это благолепие продаётся за отнюдь не медные 16 тысяч. Такова цена за право клавишника колбаситься наравне с соло-гитаристом.
Крайне любопытную разработку представила компания Arturia, и тоже из серии "не ждали": на протяжении многих лет Arturia выпускала эмуляторы классических синтезаторов, в основном аналоговых. И вдруг с её стапелей сходит Minibrute, полноценный аппаратный аналоговый синтезатор (и никакой виртуальности). 500 евро, но за полностью аналоговый звуковой тракт это не деньги.
Ещё один полностью аналоговый синтезатор - это Waldorf Pulse 2. Реформировавшаяся в 2007 году Waldorf и до и после реформации выпускала, главным образом, цифровые и VA-синтезаторы (Wave, Microwave, Q). Однако мода на "настоящий" аналог навязывает свои правила игры, и вот, позвольте представить: новый аналоговый синтезатор со всем современными наворотами - USB, MIDI, ЖК-дисплей, обратная совместимость с "классическим" Pulse (аналоговым синтезатором, выпущенным в 1995 году) и так далее.
Среди других заслуженных имён в этом году отличился Korg, выпустивший новую - бюджетную! - рабочую станцию Krome. Серия Krome представляет собой более дешёвый вариант элитного семейства рабочих станций Kronos, насчитывает сразу три модели (61, 73 и 88-клавишные) и стоит в Великобритании около 800 фунтов (около 39 тысяч). В России, к сожалению, намного больше - 56 тысяч рублей за младшую пятиоктавную модель.
Но не только аппаратным устройством отличился в этом году Korg: под конец года для iOS выходит программный эмулятор старого синтезатора Korg Polysix. Его аппаратная версия вышла в начале 1980-х. Разработка оказалась весьма успешной, и популярной; в результате, двадцать лет спустя Korg начинает выпускать эмуляторы. Сначала появляется набор KORG Legacy Collection, в который изначально входили программные версии Korg MS20, Polysix, а также Wavestation. Потом тембры Polysix были выпущены в виде опции к Korg OASYS и Kronos.
Год назад или около того Korg выпустил эмулятор iMS20 под iOS (то есть, iPhone и iPad), и вот теперь пришла очередь и Polysix. К сожалению, приложение iPolysix стоит в iTunes App Store дороже, чем в среднем просят за подобные вещи - 15 долларов. Цена бренда и достоверности эмуляции.
Теперь осталось дождаться, когда выйдет и Korg Wavestation для iPad.
Планшеты и смартфоны Apple, между тем, продолжают наступать на музыкальный рынок вместе с ордами приложений самого разного характера. Это "самостийные" синтезаторы, эмуляции классических инструментов, гитарные усилители и нарастающее количество DAW - пакетов для звукозаписи.
В этом году, например, Вольфганг Палм (Wolfgang Palm), разработчик оригинального синтезатора PPG (в течение долгого времени выпускавшегося Waldorf), опубликовал через iTunes App Store полноценный эмулятор классического PPG с современными дополнениями. Эмулятор существует в двух версиях - как бесплатное приложение, где просто воспроизводится некоторое количество пресетов, и полноценная и относительно недешёвая программа, где все тембры можно программировать и переделывать как угодно.
Результат более чем впечатляющий:
Компания Akai выпустила сразу несколько вариантов своего драм-сэмплера - два аппаратных (Akai MPC Renaissance, Akai MPC Studio) и программный, опять-таки для iPad: Akai iMPC.
Помимо собственной "жирной" библиотеки сэмплов (1200 штук), есть ещё возможность записывать (с микрофона iPad) и сразу же добавлять в общую библиотеку собственные звуки, так что iMPC мало чем отличается от аппаратных устройств и, кстати, сессию, изготовленную в приложении для iPad, можно перекидывать на "железячные" MPC.
К слову, в iMPC встроена ещё и новомодная "социальная" функция - свои записи и ритмы можно сразу публиковать на Soundcloud и разносить весть об этом во все концы, во все пределы.
Так же в этом году вышла вторая версия эмулятора гитарных усилителей IK Multimedia AmpliTube для iOS. Её использование, правда, потребует, естественно, ещё и использования аудиоинтерфейса (iRig или Line 6).
У iPad как средства "серьёзной" звукозаписи сейчас две основные проблемы: отсутствие возможности запускать сразу несколько приложений одновременно и относительно невыдающийся аудиочип. И с тем, и с другим разные разработчики пытаются бороться по мере сил.
Производитель студийного и любительского аудиооборудования Focusrite выдал специализированный аудиоинтерфейс iTrack Solo "для записи гитары и вокала на iPad". Ура, дождались, наконец.
Что же касается взаимодействия отдельных приложений, то вот буквально недавно выпущено приложение Audiobus, которое в теории позволяет организовывать полноценное взаимодействие между изолированными ранее приложениями. По идее, это позволит заставить работать вместе любые программные синтезаторы и любую DAW - тот же Garage Band, например.
К слову о DAW: буквально недавно свет увидела упрощённая версия Steinberg Cubase (Cubasis) для iOS. Как видим, даже такой гигант как Steinberg решил пуститься в мутные пока воды "мобильной" звукозаписи.
Но не на одном только iPad свет клином сошёлся. Широкоизвестный пакет Propellerhead Reason в этом году обновился до версии 6.5 и внезапно "разгерметизировался": благодаря опции Rack Extensions сторонние разработчики получили возможность не только выпускать библиотеки сэмплов для него, но и полноценные программные синтезаторы и прочие прекрасные вещи:
И разработчики, прежде писавшие DX- и VST-синтезаторы, начали активно использовать новые возможности.
Раз пошла речь о программных синтезаторах, то тут хотелось бы особо выделить четыре новые разработки. Во-первых, синтезатор KV331 Audio SynthMaster 2.5, получивший от издания MusicRadar звание лучшего - самого интуитивно-понятного и полноценного с точки зрения функциональности - программного синтезатора 2012 года. Стоит он 129 долларов, но с последним номером журнала ComputerMusic его специальная версия раздаётся бесплатно.
Во-вторых, это два родственных ретро-плагина, выпущенных G-Storm, - VSP-330 Voice Synth Plus и String Concerto IIRoland VP-330, второй - эмулятор "струнного" синтезатора Logan String Melody II. Автор этих строк уже успел испытать String Concerto II в ходе студийной записи: звучит отлично, в микс ложится как влитой.
Плагины стоят 20 и 15 долларов, соответственно.
И последний виртуальный синтезатор, о котором хотелось бы рассказать пару слов, это Phonec, виртуальный аналоговый инструмент, выпущенный не очень известным, но очень продвинутым разработчиком Psychic Modulation.
От своих многочисленных собратьев Phonec отличается функцией Melt, обеспечивающей заметные динамические флуктуации в звучании. Как пишут сами разработчики, Phonec создавался с целью воспроизвести тот самый эффект, которым характеризовался звук на многократно перезаписанных видеокассетах. В результате разработчики добились, кажется, даже больше чем хотели: Phonec звучит ну очень "живо" (особенно при правильных настройках), хотя, вероятно, поклонников аппаратных аналоговых синтезаторов его звук не впечатлит из религиозных соображений.
1962 – Родился Магне Фурухольмен aka Магс, гитарист и клавишник норвежской группы a-ha. В детстве постигать азы музыки будущему музыканту помогали его мать и дед »»
Lou DONALDSON (1926)
Andre WILLIAMS (1936)
Bill ANDERSON (1937)
Ronald BELL (1951)
Lee RITENOUR (1952)
Lyle LOVETT (1957)