Various Artists "Come and Get It: The Best of Apple Records"
EMI
Дата выхода: 26 октября
В России у звукозаписывающей компании Apple особый статус. Находящийся в центре винилового диска лейбл, на котором, обычно, указывается имя исполнителя, треки и прочая информация, в здешней местности именуется не иначе как "яблоко". Учрежденная в 1968 году The Beatles, Apple была призвана служить точкой сбыта всех безумных идей, приходивших в голову участникам квартета, и именно на пластинках Beatles в центре красовалось то самое яблоко. Впрочем, не только на них: с самого открытия конторы, каждый из четырех участников группы тащил на Apple всех приглянувшихся ему артистов — в итоге, у Apple Records весьма обширная и очень странная дискография, лучшие моменты которой запечатлены на вышедшем в этом году 16-ти дисковом бокс-сете лейбла и данном сборнике. На "Come and Get It: The Best of Apple Records" есть, кажется, все: "цыганочка" в исполнении звезды британского шоу талантов Мэри Хопкинс, просветленный христианский софт-соул Билли Прэстона, "монтипайтоновщина" группы Brute Force, негритянские каверы на Леннона (John Lennon) ансамбля Hot Chocolate Band, кришнаиты под названием The Radha Crishna Temple и еще целая куча всего. Все, при этом, сделано максимально приторно и доступно, с фирменным звуком The Beatles — порой, складывается ощущение, что слушаешь не доложенную в "белый альбом" третью пластинку. Подписывая контракты с исполнителями, менеджеры Apple (сами "Битлз", собственно) меньше всего думали о том, как это будет продаваться. При всей упомянутой приторности и поп-ориентированности размещенных здесь композиций, практически вся представленная на компиляции музыка звучит как странная, избыточная шутка над окружающими. Госпел-версия "My Sweet Lord"? Йокширский брасс-бэнд играющий нечто, похожее на ауттейк с "Желтой Подводной Лодки"? Оголтелое кантри на французском со скрипками и гармошкой? Вменяемые артисты Apple были подписаны силами единственного человека в The Beatles, понимавшего значение словосочетания "коммерческий успех" - Полом Маккартни (Paul McCartney). Разысканные им группа Badfinger и сингер-сонграйтер Джеймс Тейлор (James Taylor) — люди не просто делающие на "Come and Get It" музыку осмысленную, это, в общем, единственные, кому удалось сколотить из сотрудничества с Apple карьеру. В остальном, история Apple Records - история удовлетворения четырьмя очень известными менеджерами своих безразмерных эго силами других артистов и история одного из самых странных лейблов когда-либо.
Duran Duran "All You Need Is Now"
Tapemodern
Дата выхода: 21 декабря
После неудачного альянса с Тимбалендом (Timbaland) Duran Duran, к счастью, отказались от идеи играть R&B, но не отказались от идеи быть модными – теперь их продюсирует не менее актуальный Марк Ронсон (Mark Ronson). Новые песни куда ближе к привычным Duran Duran времен "Electric Barbarella" или "Reach Up For The Sunrise" – в меру танцевальный поп, не чуждый электричества, новой волны и кое-где даже диско. Никаким ретро-соулом, который можно было бы ждать от Ронсона, не пахнет и близко и оно, наверное, к лучшему. Для пущей убедительности на диске появляется парочка именитых дамочек - Келис (Kelis) и Ана Матроник (Ana Matronic) из Scissor Sisters, чей речитатив в песне "Safe" вдруг воскрешает в памяти группу Army Of Lovers. Чего уж тут, никаких откровений диск в себе не несет - а вы их ждали? Половину треков можно "прощёлкать" без сожаления, но на три-четыре бодренькие вещицы престарелые хипстеры оказались вполне способны. Из "Bame The Machines", "Being Followed" и "Get Panic" (вот, пожалуй, главный хит альбома) получилась бы отличная плясовая ЕР, что уже можно считать успехом.
Mylene Farmer "Bleu Noir"
Universal
Дата выхода: 6 декабря
Новый альбом Милен Фармер "Bleu Noir" в лучших традициях третьего тысячелетия прежде чем появиться на полках магазинов, возник на виртуальном прилавке магазина iTunes. Рыжеволосая французская дива не перестает удивлять: на новой пластинке она впервые отказалась от услуг бессменного продюсера и соавтора Лорана Бутонна (Laurent Boutonnat). И подобное решение, как ни странно, пошло альбому только на пользу.
Музыку к шести из одиннадцати песен альбома написал не кто-нибудь, а Моби (Moby), с которым Милен уже сотрудничала - в 2006 году они записали дуэт "Slipping Away". К остальным же приложили руку не менее титулованные Дариус Килер (Darius Keeler) и RedOne (продюсер Lady GaGa сделал для Милен первый сингл с пластинки - "Oui Mais... Non").
Так что те, кто ждет от "Bleu Noir" романтики в духе "Innamoramento" или провокационности "Point De Suture" - могут расслабиться. Новая работа Милен - это существенный шаг вперед, отход от всех прежних традиций и, возможно, отречение от былых идеалов. Насыщенный электронный саунд, навевающий аллюзии с британскими дискотеками (Моби потрудился не на шутку), нервные ритмические пульсации бита, а главное - изменившаяся вокальная манера Милен: вот, что ждет нас на этой пластинке. От былых распевов почти не осталось и следа: Фармер поет новые песни неожиданно низким тембром ("N'Aie Plus D'Amertume" и "M'Effondre"), но это - не от возрастного изменения вокала. Да и французский язык уже не является доминирующим - две песни ("Light Me Up" и "Inseparables") спеты по-английски, что вполне может помочь альбому добиться успеха и в заокеанских чартах.
Милен сознательно идет на эксперименты со звучанием - и в ее случае они не производят впечатление надуманных потуг а-ля Мадонна по взрыву диско-чартов или конъюнктурных альянсов с "модной молодежью". Такое ощущение, что Милен просто взяла и разом, как по мановению волшебной палочки, сменила образ мышления. В музыке "Bleu Noir" нет ни провокационности на грани фола, наблюдавшейся на "Avant Que L'Ombre...", ни нежной лирики "Anamorphosee". Главное здесь - саунд: пульсирующий, нервный, беспокойный. И заявленная в первой песне двуличность лирической героини: "Да, но... нет" - это и есть лейтмотив всей пластинки. Мы-то ждали вечную девчонку, рыжеволосого ангела, пускающего слезу в медленных балладах, а получили - снежную королеву дискотек, немного отстраненную от земной суеты, но в то же время - жесткую и непримиримую, не желающую сдавать позиции.
И не поспоришь. Госпожа Фармер и во второй декаде нового века ухитряется оставаться современной и актуальной, не теряя, впрочем, своего собственного лица. Видимо, расставание с мужчинами, с которыми бок о бок прожила четверть века, порой идет более, чем на пользу.
Bruce Springsteen "The Promise"
Columbia
Дата выхода: 16 ноября
Как и у многих других гениев, у Спрингстина были натянутые отношения с собственной популярностью. В 1975 году вышел альбом "Born To Run", принесший ему звание "нового Дилана" и обложки Newsweek и Time. "Наконец-то мир готов к Брюсу Спрингстину" - гласили концертные постеры, но сам Спрингстин, увы, был к миру готов не совсем. Следующие три года после "Born To Run" Босс отсиживался в судах, где выяснял отношения со своим бывшим менеджером, и в студии, где сутки напролет писал будущий альбом со своей группой E Street Band. В пластинку "Darkness on the Edge of Town" тогда из записанных 70-ти вошло всего 10 композиций, остальное легло на полку. "The Promise" - два диска, двадцать один отборный ауттейк с тех памятных сессий, часть вышедшего в 2010 году здоровенного бокс-сета "Darkness on the Edge of Town" - сто пятидесяти долларовой, оформленной под записные книжки коробки. Из слышанных ранее песен имеются подаренная Спрингстином Патти Смит (Patti Smith) "Because the Night" и написанная для Элвиса Пресли (Elvis Presley), но никогда им не исполнявшаяся "Fire", все остальное представлено широкой публике впервые. И, в общем, нельзя сказать, что все эти годы слушатели были лишены чего-то особенно выдающегося: на "The Promise" собраны песни добротные, приятные, сделанные на совесть (второй диск с "Find Your Love" и "Ain't No Good For You" хорош особенно), но вряд ли что-то из этого смогло бы основательно улучшить исходный альбом. Вообще, эпоха "Darkness on the Edge of Town" - не самая интересная в карьере Спрингстина: несмотря на то, что в этот момент как раз наметился переход Босса с грандиозных, сложно структурированных композиций на простые и прямые, происходил он как-то даже слишком плавно, именно таким – плавным и спокойным – и оказался “Darkness”. "The Promise" - абсолютно "фанатская" вещь, представляющая интерес, скорее, в контексте развития Спрингстина как сонграйтера, и вряд ли этот сборник сможет существенно увеличить армию поклонников Босса. Однако, стоит обратить внимание на название альбома - "Обещание". Если Спрингстин с легкостью выдает двадцать с лишним добротных песен с сессий столь ровного альбома, как "Darkness", то можно представить, какие ауттейки выйдут с переизданиями, скажем, "Nebraska" и "Tunnel of Love".
Apparat Organ Quartet "Pólýfónía"
12 Tónar
Дата выхода: 9 декабря
Apparat Organ Quartet – исландская команда под руководством Йохана Йохансона (Johann Johannson), известного своими достижениями на нивах неоклассики. Несмотря на этот факт, а также степенное и благородное название, к классической музыке квартет не имеет ровным счетом никакого касательства. Играют исландцы бодренький и хитовый (если не сказать "стадионный") краутрок. Живые барабаны плюс клавиши самого разного толка от винтажного аналога до самоиграек и фисгармоний. Время от времени клавиши пускаются через дисторшен-педальки, за счет чего создается весьма мощный гитарный драйв. Жанр северные парни трактуют довольно смело – на отцов краута практически не похоже, куда чаще возникают ассоциации с финской группой Shogun Kunetoki (с той лишь разницей, что психоделичные финны по большей части "создают настроение", а исландцы рубят залихватские хиты) или поздних Chemical Brothers образца "K+D+B". Главная особенность AOQ в том, что их музыка насыщена, а порой и пересыщена мелодиями. Когда в дело вступает вокодер, немедленно вспоминаются Kraftwerk времен "Radio Acditivy", а инструментальные пьесы то и дело напоминают группу "Зодиак". Обилие сравнений совсем не подразумевает то, что исландцы в чем-то вторичны – с чем-с чем, а с самобытностью у Йохана и компании полный порядок. А когда есть, что сказать, богатая эрудиция идет исключительно на пользу.
Ski Beatz "24-Hour Karate School"
Def Jam
Дата выхода: 21 сентября
У битмейкера Ski Beatz не самая тривиальная карьера в хип-хопе. Человек делает минуса с восьмидесятых, в девяностых поучаствовал в классическом дебютнике Джей-Зи (Jay-Z) "Resonable Doubt" и спродюсировал подзабытый шедевр группы Camp Lo "Uptown Saturday Night", но затем отошел на второй план. В 2010 Ski Beatz неожиданно сделал фантастические биты для двух альбомов хайпового реппера Curren$y. Музыка, под которую в восьмидесятых ездили в лифтах нью-йоркские яппи обросла на пластинках "Pilot Talk" грувом и послужила идеальным обрамлением фиксации Curren$y на траве и частных самолетах. "24-Hour Karate School" - первый сольник Ski Beatz за двадцать с лишним лет: его биты, плюс пара приглашенных гостей (Jay Electronica, The Cool Kids) и реперы лейбла BlueRoc - тот же Curren$y и еще целый выводок менее известных мастеров слова. Словесная составляющая альбома, к сожалению, его слабое место: гости совершенно не стараются, из людей с BlueRoc самый интересный, понятное дело, Curren$y (да и тот не усердствует), остальные – вообще какие-то любители. Совсем другое дело – биты: от ставшего уже привычным яппи-шика в открывающей “Nothing But Us” до бум-бэпа “Scaling The Building” и совсем уж новой школы в “Super Bad”, состоящей из одних хлопков и бесконечного скрипящего лупа. Звук Ski Beatz – отточенный, начищенный, звоном отдающийся в ушах, одновременно старомодный и устремленный в будущее. Это, конечно, целиком и полностью его пластинка, ей не хватает монолитности “Pilot Talk”, зато "24-Hour Karate School" - прекрасная демонстрация его сил и возможностей. Да и вообще много ли в мире битмейкеров из девяностых, за которыми так интересно следить в 2010 году?
Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Ke$ha, Vampire Weekend, A Silver Mt. Zion, Liars, Fear Factory, Delphic
Eels, Spoon, Peter Gabriel, Xiu Xiu, Aphex Twin, Hot Chip
t.A.T.u, Sade, Lali Puna, Toro Y Moi, Two Door Cinema Club
Autechre, Gorillaz, Shy Child, Kissy Sell Out, Ellie Goulding, Crookers, Johnny Cash
MGMT, Zola Jesus, Goldfrapp, Jimi Hendrix, The Dilinger Escape Plan, Bonobo, Freeway & Jake One
LCD Soundsystem, Ariel Pink, UNKLE, James, Matthew Herbert
Flying Lotus, Sleigh Bells, Clubroot, Holly Miranda, Mount Kimbie, Crystal Castles
The Chemical Brothers, The Roots, Noize MC, Kele, Drake, iTAL tEK, The-Dream
Hurts, D.R.I., The Vaselines, Interpol, Aloe Blacc, Curren$y
Katy Perry, Brian Wilson, Underworld, Belle & Sebastian, Rudi Zygadlo
Brian Eno, Lil Wayne, Darkstar, Edwyn Collins, How to Dress Well, The Orb & David Gilmour
Cee Lo Green, Bryan Ferry, Rihanna, Bilal, Jamiroquai, Найк Борзов
1944 – Родился Кит Эмерсон, британский клавишник и композитор, участник групп The Nice и Emerson, Lake and Palmer. Наряду с Джоном Лордом и Риком Уэйкманом Эмерсон признан одним из лучших клавишников в истории рок-музыки »»
Bruce WELCH (1941)
Keith EMERSON (1944)
Dave PEGG (1947)
k.d. LANG (1961)
Ирина БОГУШЕВСКАЯ (1965)
Kurt ELLING (1967)
PRODIGY (1974)