Osheaga для меня – фестиваль особый. Это с него, дебютировавшего на фестивальной карте Монреаля в сентябре 2006 года, начались тогда мои хождения по заокеанским концертам, это на задворках лайн-апа “Ошихаги” я обнаружил умницу Патрика Уотсона (Patrick Watson), это здесь я был свидетелем грандиозных сетов The Flaming Lips, Iggy & The Stooges, Smashing Pumpkins и Coldplay. Наконец, это первый со времен “Максидрома” конца 90-х фестиваль, пропустить который у меня не получается пятый год подряд, - то есть, ровно столько лет, сколько он проводится.
В том, что к мини-юбилею организаторы фестиваля подготовились как надо, не позволял усомниться список его участников, во главе которого сияло название группы, во многом ответственной за нынешнее реноме Канады как надежного поставщика выдающихся инди-кадров. За считанные часы до выхода своего третьего и, по-моему, решающего альбома “The Suburbs” на главный рок-фестиваль родного Монреаля впервые пожаловали не игравшие в черте города больше трех лет Arcade Fire.
На том, что, по большому счету, вся программа первого дня – это очень длинный (и очень хороший) саппорт-билл Arcade Fire, так или иначе сходились все. Вопрос состоял в том, сколько часов разогрева требовалось лично мне. The Walkmen и Оуэна Паллетта (Owen Pallett) я уже видел, а на выступление Джимми Клиффа (Jimmy Cliff) не поторопился, приехав в результате аккурат к началу сета Кей’Нана (K’Naan) – канадца сомалийских кровей, главную песню которого слышали этим летом вы все.
Песня “Wavin’ Flag” возглавила национальные хит-парады 11 стран, с ней повозились will.i.am и Давид Гетта (David Guetta) – словом, мы все больны футболом: это та самая “Селебрейшен <…> Хэппи нейшен”, в течение целого месяца полоскавшая мозги всем хотя бы чуть-чуть интересовавшимся мировым первенством в ЮАР (то есть, приблизительно ½ земного шара). “Wavin’ Flag” Кей’Нан благоразумно припас напоследок, сделав ее последним – и, чего уж там, вполне триумфальным – номером своего 40-минутного сета в стилистике миролюбивого хип-хопа с уклоном в world music и акцентом на карибские ритмы.
Выставка достижений канадского инди-рока начинается с выступления Stars – базирующихся в Монреале онтарийцев, играющих довольно заурядный электро-рок, который ничуть не украшают проблемы со звуком. Самое время проведать третью по значимости сцену, получившую в этом году название Scene Verte и призванную максимально угодить “новым зеленым”: в пакет входят энергосберегающая саунд-система, LED-свет, питающийся от солнечных батарей пульт звукорежиссера и палатка с органической едой. То ли по вине экспериментальных технологий, то еще почему сет Джейми Лайделла (Jamie Lidell) безбожно затягивается – имеющиеся у меня свободные полчаса я провожу, наблюдая не столько за концертом, сколько за саундчеком музыканта.
Поспешить с возвращением к главным сценам (их на Osheaga, как всегда, две – пока слева играют, справа настраиваются; единственная пауза между выступлениями занимает 15 минут и предвещает хедлайнерский сет) меня заставляют Keane, которые в Монреаль наведывается регулярно, но надоесть пока не успели. Солист Том Чаплин (Tom Chaplin) совсем исхудал и коротко постригся, но все так же розовощек, отчего выглядит примерно лет на 14. Увы, и stage presence у него экстерьеру под стать – сочиняя отличные, местами выдающиеся песни, донести их до публики в лучшем виде группа может не всегда.
Вещая на стадионную аудиторию в формате “хит за хитом”, Keane хороши, но не очень убедительны: Чаплин, даром что наловчился запрыгивать на колонки, а однажды (“Spiralling”) даже схватился за гитару, как будто не знал, куда себя деть на такой огромной сцене, и не отваживался говорить с позиции силы (спасибо, мол, за приглашение и возможность “прикинуться рок-н-ролльщиками”, и давайте поприветствуем снизошедшего до сотрудничества с нами “одного из величайших рэперов на планете” – Кей’Нана, кого ж еще). В сет-листе нашлось место еще одной, наряду со “Stop for a Minute”, песне с недавнего EP “Night Train” – и стала ею, к сожалению, не “Clear Skies”Y (на мой вкус, лучшая песня Keane за четыре года), а “My Shadow”.
Выступление Pavement начинается с того, что в голову Стивена Малкмуса (Steven Malkmus) летит пластиковый стакан с пивом. “Хороший бросок”, - бесстрастно парировал живой классик, но злобу затаил, периодически подкалывая публику замечаниями вроде “Я и не знал, что в Квебеке так зажигают” или “Мы, как и вы, очень ждем Arcade Fire. Я сейчас наложу в штаны от нетерпения”. Звуча громче и интенсивнее с каждой следующей песней, Pavement заслуживали как минимум внимания – но мне пришлось уйти, не дождавшись ни “Unfair”, ни “Cut Your Hair”.
Все потому что на Scene des Arbres уже вовсю ждали Фрэна Хили (Fran Healy), выступающего на разогреве текущего североамериканского турне Keane и не побрезговавшего сольным сетом на четвертой сцене Osheaga. Что ж, как водится, спасибо ему за это – акустическое камео Фрэна, по правую руку которого шумели Pavement, а по правую – Beach House (“Моя любимая группа”, - признался Хили), вышло превосходным. Выйдя к микрофону, он первым делом попросил всех поднявшихся на ноги поклонников сесть обратно (“Сидите-сидите, вайб-то какой хороший”), вторым – рассказал, как ему в свое время понравилась песня “Wonderwall” ансамбля Oasis и как он решил украсть ее аккорды, а третьим - запел сочиненную таким образом “Writing to Reach You”.
Песни с “The Man Who” (любимой записи самого певца) составили добрую половину сет-листа – были еще “As You Are”, “Driftwood” и сыгранная по заявке из сидячего партера “Why Does It Always Rain on Me?” Вещей с будущей сольной пластинки Фрэна “Wreckorder” было, кажется, четыре, из которых две (“Anything” и “Buttercups”) – очень хорошие, а в записи еще одной поучаствовал сессионный бас-гитарист Пол Маккартни (Paul McCartney). Блистательно выполнив выделенную ему 40-минутную квоту, Хили на секунду задумался и спрыгнул со сцены в гущу немногочисленных (человек, может быть, сто), но верных поклонников – раздавать автографы и отвечать “пожалуйста” на восторженные “спасибо”. Квартирник в лесу выдался скоротечным, но удался не хуже прошлогоднего – в Cabaret Juste Pour Rire.
После такого не обидно даже за получасовое опоздание на The National, которых я в последний раз видел в том же Cabaret, вскоре после выхода всеми любимого “Boxer”. И если Хили, понятное дело, остался при своих, то прогресс The National – налицо: в лайн-апе первого дня Osheaga им достался предпоследний слот. Выяснилось, что сумерки идут и благородно взрослеющему солисту Мэтту Бернингеру (Matt Berninger), и песням с новой пластинки “High Violet”, особенно “England” и “Terrible Love”. Звучали The National отлично (к традиционному составу присоединились двое духовиков и Ричард Перри (Richard Perry) из Arcade Fire), запас фестивальных блокбастеров (“Abel”, “Mr. November”, “Fake Empire”) скопили приличный, но на роль героев вечера не посмели покуситься даже они.
Слова “Arcade Fire” звучали из уст не только Малкмуса, но и Чаплина, и Хили, и Бернингера – и, право же, не зря. С первыми же аккордами программной “Ready to Start” стало ясно, что Arcade Fire – не только номинальные, но и всамделишные хозяева ночи. Впечатление усилилось после обмена не самыми ожидаемыми песенными дуплетами, устроенного супругами Вином Батлером (Win Butler) и Режин Шассань (Regine Chassagne): на “Laika” и “No Cars Go” квебекская гаитянка ответила, правильно, “Haiti” и новой “Empty Room”. И окончательно окрепло благодаря еще одной, мощнейшей новинке “Rococo”, в ритм которой на каком-то фестивале по соседству начали греметь фейерверки (такое с концертами в парке Жан-Драпо происходит каждое лето – ранее везло Radiohead и Coldplay).
Без тени сомнения или там стеснения Arcade Fire играли одну новую песню за другой: за мировой премьерой “Deep Blue”, повторив главную ударную связку “The Suburbs”, последовала “We Used to Wait”. Но не забывали и о золотом фонде – духоподъемным песням не на каждый день, гарантировавшим альбому “Funeral” место в любом рейтинге лучших записей нулевых. Да, освоение новых территорий не обошлось без жертв – концерты Arcade Fire больше не оставляют впечатления грандиозного художественного бардака, в рамках которого возможно все. Но даже когда это впечатление превалировало над остальным, в музыке группы имелась - и чувствовалась – строгая внутренняя организация, которая им нынешним, всерьез покушающимся на права и обязанности тех же Radiohead, тем более необходима.
Кроме того, у Arcade Fire имеются такие песни, как “Rebellion (Lies)”, “Neighborhood #1 (Tunnels)”, новая “Sprawl II” (от которой, думается, не отказались Blondie в их лучшие годы) и “Wake Up” – сыгранные одна за другой, под аккомпанемент фейерверков из конфетти и соседнего парка, они поставили в конце вечера жирный восклицательный знак.
1962 – Родился Магне Фурухольмен aka Магс, гитарист и клавишник норвежской группы a-ha. В детстве постигать азы музыки будущему музыканту помогали его мать и дед »»
Lou DONALDSON (1926)
Andre WILLIAMS (1936)
Bill ANDERSON (1937)
Ronald BELL (1951)
Lee RITENOUR (1952)
Lyle LOVETT (1957)