13 февраля сцена культурного центра Дом походила на музыкальную лабораторию: так много на ней было проводов, микрофонов, инструментов. В тот вечер ожидалось выступление голландской группы с длинным и романтичным названием The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Красивому названию – красивая музыка. TKDE – это стилевая смесь, вызывающая кучу ассоциаций. Часто их сравнивают с медленным нуар-джазом от немцев Bohren & der Club Of Gore, но можно нащупать и другие ассоциации. На первом альбоме (одноимённом) 2006 года есть трек "Lobby", напоминающий трескучие проделки 65daysofstatic. Другие композиции этого диска вызывают в памяти прекрасных эмбиент-джазовых немцев Kammerflimmer Kollektief, а также работы американского трубача Марка Айшема (Mark Isham), точнее – его музыку к фильму "Ромео истекает кровью" (вспомните мягкую смесь эмбиента и джаза, под которую герой Гэри Олдмана танцует ночью в одиночестве во дворе собственного дома; это самый идилличный и светлый момент в фильме).
На втором альбоме "Here Be Dragons" (2009) трескучей электроники становится меньше, появляются женский вокал, скрипка и местами – смутные ассоциации с электронным проектом Saltillo. Кое-где заметно влияние пост-рока и опять же – вспоминается куча различных групп, например, американцы 1 Mile North. И вот всё это должно было прозвучать в Доме. А днём ранее в клубе "Моспроект" выступило ответвление TKDE – группа The Mount Fuji Doomjazz Corporation, тяготеющая к дроуну и временами напоминающая канадцев Nadja, игравших в Доме в прошлом году. TMFDC делают музыку, которую можно обозначить как "симфонии несмазанных дверных петель", создают величественный эпичный шум, под который, наверное, хорошо сидеть на облачке и наблюдать оттуда за водами великой реки Ганг (у TKDE даже есть песня с названием "Rivers Of Congo" и соответствующей "африканской" атмосферой).
13 февраля концерт открылся сетом российской группы Povarovo, названной так в честь посёлка в Московской области. Кстати, если зайти на сайт группы и под фоновую музыку сайта (что-то вроде звуков ночной канализации) включить первый альбом The Mount Fuji Doomjazz Corporation, то получится весьма симпатичное наложение. Начало сета: фонограмма с пением птиц, далее вступают осторожные меланхоличные клавиши, а в итоге получается светлый (как ни парадоксально) дарк-эмбиент. Тихие всхлипы кларнета, плавное ночное течение звуков – под такую музыку лично мне вспомнились самые красивые кадры из старого нуара "Ночь охотника", когда главные герои медленно плывут в лодке сквозь невероятную волшебную ночь, убегая от убийцы, у которого на пальцах левой руки вытатуировано слово "hate", а на пальцах правой – "love". Вот так и музыка – где-то между любовью и ненавистью – спокойная, нейтральная. После первой длинной вещицы началась вторая, такая же длинная, но по звучанию больше похожая на главных героев вечера, то есть – на The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Музыканты постоянно меняли инструменты: клавишник брался за электрогитару, басист сменял пятиструнный электробас на контрабас, кларнетист менял кларнет на трубу, а затем – на саксофон. Лёгкую электронную перкуссию сменяла запись жёстких барабанов, а в какой-то момент на сцену вскарабкался вокалист и начал бурчать что-то смутное, стоя спиной к залу, после петь начал и басист, а музыка превратилась в заторможенную психоделию и почти что гаражный рок. Выступление ребят длилось примерно 35 минут. У последовавших затем The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble духовая секция оказалась поскромнее – всего лишь один тромбонист, взъерошенный, одетый в рубашку, кое-как заправленную в брюки, в общем, похожий на человека, которого на сцену вытащили прямиком из бара (что, возможно, недалеко от истины, так как в ЖЖ проскользнула информация о том, что до концерта в Доме голландцам в качестве местной достопримечательности показали рюмочную). Музыканты вышли на сцену с российским пивом, опутали всё проводами, наставили всюду ноутбуков и начали с суровой эпичной звуковой стены, чтобы все сразу поняли, кто в "Доме" хозяин. Басист и лидер группы Джейсон Кёнен (Jason Köhnen) – спокойный мужчина с дредами – ни разу не улыбнулся, не посмотрел в зал, не произнёс залу ни слова. Скрипачка Сара Андерсон (Sarah Anderson) скользила по сцене без обуви, в чёрных колготках, танцевала со скрипкой. Видеоряд (этим славится группа) был сюрреалистичен – странная мультипликация, напоминающая клипы Tool и работы Яна Шванкмайера, исследователя различных форм безумия. На заднике сцены копошились странные существа, тромбон звучал так, будто он закручивает и выкручивает огромные ржавые гайки и так, словно кто-то с силой проводит пальцами по надутому воздушному шарику. Звуковой фон временами походил на стенания призраков в заброшенном доме – что-то летает, взывает и никак не может угомониться. Временами раздавалось что-то протяжное и серьёзное, похожее на зов большого охотничьего рога. Отдельные моменты напоминали различный трип-хоп. Прозвучали такие вещи как "The Nothing Changes", "Lobby" и "Seneca". Автор последней – вокалистка Шарлотт Сегарра (Charlotte Cegarra). Посвящена она римскому философу Сенеке Младшему ("Умрёшь ты не потому, что болеешь, а потому, что живёшь"). Шарлотт то пряталась где-то в глубине сцены, то медленно выходила оттуда к микрофону, пела приятным голосом, пританцовывала в трансе. Женщина в чёрном, похожая на сову. Её голос напомнил мне нежный вокал певицы Жозефин Кронхольм (Josefine Cronholm), которую можно услышать на саундтреке к фэнтези-фильму Нила Геймана "Зеркальная маска".
Выступление TKDE продолжалось полтора часа и под конец стало напоминать квартирник – часть зрителей сидела прямо на полу возле сцены (что характерно для концертов в Доме), один человек придвинул стул почти вплотную к сцене и сидел, наслаждаясь близостью музыкантов, а кто-то совсем смелый вскарабкался на край сцены и устроился там. На ластфм, на страничке концерта, есть ссылка на весьма приличный бутлег с этого мероприятия. При этом сей экспонат имеет занятную деталь – в одном месте женский голос из зала ("Места свободны? Можно присесть?") настолько органично вплетается в ткань музыки, что можно заподозрить, будто это задумка самих музыкантов. Впрочем, бывает и такое – на недавнем диске "On This Perfect Day" (2009) других голландцев, прог-роковых Guilt Machine, в одной из песен неожиданно звучит русская речь, женский голос без акцента произносит: "Жизнь поступает с тобой так жестоко. Я знаю, что я нужна тебе, но мы встретились слишком поздно, и я просто не могу быть с тобой. Прости..."
Дата образования:
1 января 2000
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)